КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое Этика и как она соотносится с переговорами.
В этой главе мы будем обсуждать вопросы этики, возникающие в переговорном процессе. Этика — это широко распространенная социальная норма, ее используют, чтобы определить, правильно или неправильно выбраны решения в определенной ситуации. Этика отличается от морали тем, что мораль — это норма, присушая личности и зависящая от того, что сама личность считает правильным или неправильным. Этика является частью философии, суть которой состоит в (а) определении природы окружающего мира, в котором мы живем, и (б) установлении правил общежития. Мы хотели бы подчеркнуть, что у нас нет намерения пропагандировать какую-то определенную этическую позицию для всех переговорщиков или оценивать их поведение. Во многих научных трудах по этике бизнеса прослеживается четкая общепринятая или нормативная установка, предписывающая, что человек должен делать. Вместо этого мы просто опишем в настоящей главе этические вопросы, возникающие в процессе переговоров. Мы коротко обозначим основные этические аспекты ведения переговоров, опишем, как люди размышляют над этими вопросами, и обозначим точку отсчета для принятия осознанного этического решения. Наконец, мы суммируем результаты проведенных в этой области исследований. Мы хотели бы также провести грань между отдельными критериями, которые используются для оценки действий переговорщиков, особенно в тех случаях, когда затронута этическая сторона вопроса. Во многих книгах по этике бизнеса предлагаются различные нормы поведения. Например, Хит предлагает рассматривать, по меньшей мере, четыре способа принимать решения для оценки стратегии и тактики в бизнесе и переговорах: • Принимать решение с учетом ожидаемых результатов или с учетом того, каким образом можно в максимальной степени вернуть вложения. • Принимать решение на основании норм и с учетом того, насколько соответствуют им намеченные действия. • Принимать решение исходя из стратегии и интересов собственной компании. • Принимать решение на основании собственных убеждений или совести [1]. Каждый из этих способов отражает кардинально отличный от других этический подход к вопросу принятия решений. Первый способ можно назвать этикой конечного результата, и в этом случае правильность действия определяется оценкой «за» или «против» в отношении возможных последствий решения. Второй можно назвать этикой правил, и правильность действия зависит от существующих законов и современных социальных норм, которые определяют, какие действия правильны, а какие нет и где между ними граница. Третий можно назвать этикой социального договора, при этом правильность действия основана на обычаях и нормах, характерных для данного общества или организации. Четвертый способ — это этика личности, при которой правильность действия определяют собственные убеждения и моральные принципы (см. табл. 7.1). Каждый из этих способов можно использовать для принятия решения в тех пяти ситуациях, которые мы привели в начале главы. Вернемся к проблеме служащих (ситуация 1). Если вы как менеджер придерживаетесь этики конечного результата, то будете делать то, что необходимо (лгать, выдумывать искусственные отсрочки), чтобы убедить начальство в целесообразности привлечения дополнительных служащих. Если вы следуете этике правил, то, возможно, верите, что никогда не следует прибегать ко лжи и можно применять любую тактику, которая не требует откровенной лжи. Если вы придерживаетесь прин-
ИЦА 7.1. Четыре этических подхода к принятию решений Этическая система ЭтИка конечного результата Этика правил Определение Правильность действия определяется с учетом последствий Правильность действия определяется существующими законами и нормами Создатель концепции Джереми Бентам (1748-1832) Джон Стюарт Милль (1806-1873) Иммануил Кант (1724-1804) Основные принципы • Необходимо учитывать все возможные последствия. • Действия являются более правильны-ми, если они способствуют большему счастью, менее правильными, если ведут к несчастью. • Счастье определяется как наличие удовольствия и отсутствие боли. • Продвижение к счастью — главная конечная цель. • Основная задача — коллективное счастье всех имеющих отношение к делу. • Человек в своем поведении должен ру «долгом». • Личность должна твердо придерживаться своих принципов и ограничивать себя правилами. • Конечной ценностью является достижение добродетели (жизнь в соответствии с принципами), а не удовольствия. • Человек не должен подгонять моральные законы под свои действия, а должен действовать в соответствии с моральными законами. Главные вопросы > Как человек определяет понятия ' Чем человек измеряет счастье, удовольствие или выгоду? >Как человек определяет кратковременность или продолжительность счастья? >Если действия способствуют счастью 90 % людей в мире, но страданию остальных 10 %, они этичны? Чей авторитет мы признаем, когда следуем определенным правилам или определяем добродетельность этих правил? Каким правилам мы должны следовать, если одни правила противоречат другим? Как мы должны адаптировать основные правила к определенной ситуации? Как меняются правила при изменении обстоятельств? Что происходит, когда хорошее правило приводит к плохим последствиям? Существуют ли исключения из правил? (Продолжение) ТАБЛИЦА 7.1 {Окончание) Этическая система Определение Создатель концепции Основные принципы Главные вопросы
Этика социального договора Этика личности Правильность действия определяется обычаями и правилами данного сообщества Правильность действий определяется собственной совестью Жан-Жак Руссо • Люди должны жить в коллективной, (1712—1778) общественной среде, чтобы обеспечить себе выживание. • Члены сообщества становятся «моральными единицами», определяющими основные правила. • Долг и обязательства, объединяющие членов сообщества, индивидуальны для каждого из них. • Основные принципы зависят от того, что является наилучшим для общего блага. • Законы и нормы важны, но зависят от морали — она определяет, что хорошо, а что плохо. Мартин Бубер • Центральное зерно правды находится в (1878— 1965) самом человеческом существовании. • Совесть в каждом человеке побуждает его поступать человечно и выбирать между правильными и неправильными действиями. • Главными принципами являются те, которыми руководствуется сама личность. • Достижение благородных целей неблагородными методами приводит к плохим последствиям. • Не существует абсолютных формул для жизни. • Человек должен следовать правилам, НО придерживаться принципов, в которые он верит. Как мы определяем основную волю? Что значит «общественное благо»? Что мы делаем с людьми с независимым мышлением, которые бросают вызов существующей морали и социальному порядку (такими, как Джефферсон, Ганди, Мартин Лютер Кинг)? Может ли государство быть порочным и остаются ли тогда его граждане «моральными» (например, нацистская Германия)? Как иначе мы можем определить этичность действия, нежели утверждением: «Такое ощущение, что происходит нечто правильное»? Как достичь коллективного согласия в отношении того, что этично, если члены сообщества не согласны друг с другом? > Как мы можем достичь объединения и консенсуса в группе, в которой поощряют только личностные перспективы? Как организация может обеспечивать согласованность в отношении этики?
ИСТОЧНИК: По: W. Hitt Ethics and Leadership: Putting Theory into Practice (Columbus, OH: Battelle Press, 1990). Глава 7 Этика в переговорах ципов этики социального договора, то будете принимать решение, действуя в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в вашем окружении, и в соответствии с культурой вашей организации, то есть если окружающие вас люди лгут, будете лгать и вы. Наконец, если вы верите в этику личности, вы примете решение по совести независимо от того, потребует ли вопрос о привлечении дополнительных служащих использовать тактику введения в заблуждение или тактику обмана. При обсуждении вопросов этики бизнеса часто путают этические критерии оценки соответствующего поведения с разумными, практическими или правовыми критериями. То есть в дебатах вокруг этих тем часто смешивают понятия: что этично (соответствует некоторым нормам морального поведения), что разумно (благоразумие, основанное на попытке понять эффективность тактики и последствий поведения в процессе установления отношений с другими), что практично (что действительно переговорщик может сделать в данной ситуации), а что легально (что закон определяет как соответствующее данной ситуации поведение) [2]. В предыдущих главах мы оценивали стратегию и тактику ведения переговоров с помощью разумных и практических критериев; в этой главе мы обратимся к тому, как мы можем оценить стратегию и тактику переговоров с помощью этических критериев. КАК ПЕРЕГОВОРЩИКИ ВЫБИРАЮТ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМ ЭТИЧНУЮ ИЛИ НЕЭТИЧНУЮ ТАКТИКУ? Почему некоторые переговорщики предпочитают использовать неэтичную тактику? Первый ответ, который дает большинство, — предположение, что подобные люди безнравственны, примитивны или аморальны. Однако данный ответ слишком прост. Более того, он отражает предвзятый взгляд на попытку переговорщиков понять противную сторону и объяснить мотивы ее поведения. Проще говоря, этот предвзятый взгляд способствует тому, что люди объясняют причины поведения других людей особенностями их личности, тогда как причины своего поведения — факторами социального окружения [3]. Таким образом, в попытке объяснить, почему противная сторона использует сомнительную с точки зрения этики тактику переговоров, переговорщик может обвинить другого в том, что он беспринципен, руководствуется соображениями личной выгоды или предпочитает использовать любую тактику, с помощью которой добьется желаемого. И наоборот, пытаясь объяснить, почему мы можем использовать подобную тактику в переговорном процессе, мы станем утверждать, что придерживаемся высоких принципов, но имеем веские основания для того, чтобы всего один раз отойти от этих принципов. Другой способ описать подобное явление — это использовать термин «абсолютистско-релятивистского» несоответствия: в общем люди стремятся объяснить действия других людей с по-мошью абсолютистских терминов, а причины их поведения — нарушением некоторых абсолютных принципов (например, «Врать — это неправильно!»); в то же время свое поведение они пытаются оправдать, используя более релятивистские термины, то есть они могут позволить себе случайный мелкий проступок, поскольку на это имеются веские основания (например, «Ложь, которую я говорю, абсолютно оправданна в данных обстоятельствах»). Как переговорщики выбирают, использовать им этичную или неэтичную тактику? 223 На основе материала, который мы уже рассмотрели в данной главе, мы предлагаем относительно простую модель, объясняющую, как переговорщики решают, использовать ли им один или несколько способов ввести в заблуждение (см. рис. 7.1). Это происходит в тот момент, когда переговорщики оказываются в ситуации, в которой они должны повлиять на противную сторону, и решают, какую тактику при этом будут использовать. Затем они определяют рамки тактики возможного влияния, которая может быть эффективной в данной ситуации, но может быть оценена как вводящая в заблуждение, неуместная или находящаяся на грани этичности. Однажды определив рамки этой тактики, переговорщики решают использовать ту или иную тактику в деле. На выбор и использование данной тактики, скорее всего, влияют собственные мотивы переговорщиков и их ощущение/суждение о том, является ли данная тактика подходящей. Когда тактика выбрана, переговорщики могут оценивать последствия по трем направлениям: (1) работает ли выбранная тактика (приводит к желаемым результатам), (2) как чувствуют себя переговорщики после использования данной тактики, (3) как действия переговорщиков могут быть оценены контрагентом или нейтральной стороной. Отрицательные или положительные выводы по любому из трех направлений могут подтолкнуть переговорщиков к попытке объяснить или оценить эффективность использования той или иной тактики, но также в конечном счете повлиять на их решение применять или нет подобную тактику в будущем. Теперь мы изучим составляющие этой модели более детально, ссылаясь на некоторые результаты последних исследований, что позволит нам лучше понять, как эти составляющие действуют вместе. Этичная тактика в переговорах: в первую очередь, говорить ли правду? Большинство этических вопросов, возникающих в процессе переговоров, связаны с нормами ведения честной дискуссии — то есть с тем, насколько честным, прямым и открытым должен быть переговорщик. Внимание в данном случае больше уделяется тому, что переговорщики говорят о своих намерениях, чем тому, что они делают. Некоторые переговорщики могут мошенничать (нарушать формальные и неформальные правила — например, утверждать, что правила, касающиеся исполнения работы в определенные сроки или самого процесса, к ним не относятся) или красть (например, взламывать базу данных противной стороны или конкурента или штаб-квартиру с целью завладеть конфиденциальными документами или заметками с совещания), но больше всего внимания в переговорной этике заслуживает лживое поведение. Большинство переговорщиков, возможно, в большей степени могут заработать хорошую репутацию, будучи правдивыми. Что же значит «быть правдивым»? Вопрос о том, что собой представляет честная дискуссия, достаточно прост, однако ответ не столь очевиден. Во-первых, как мы определяем понятие «правда»! Следуем ли четким правилам, определяя понятие «правда» с помощью социальных рамок, принятых в нашем обществе или организации, или следуем голосу собственной совести? Во-вторых, как мы определяем и классифицируем отклонения от правды? Всякие ли отклонения — ложь, вне зависимости от того, насколько они существенны? И наконец, мы можем внести в поп i стгика в переговорах РИСУНОК 7.1. Простая модель этичного принятия решений Намерения и мотивы использовать тактику, вводящую в заблуждение Последствия;
1. Эффективность тактики: работает ли она 2. Самооценка 3. Обратная связь и реакция контрагента, клиентуры и публики данный вопрос релятивистский аспект: должно ли всегда говорить правду, или есть моменты, когда говорить неправду — допустимая (или даже необходимая) форма поведения? Эти вопросы представляют собой главную проблему для переговорщиков, которые пытаются решить, что они должны и что не должны говорить, чтобы оставаться этичными. Иногда в журналах по предпринимательству встречаются статьи, посвященные этическим проблемам ведения честной дискуссии. Например, Карр (Сагг) в допускающем полемику журнале «Гарвард бизнес ревью» приводит в своей статье доводы в пользу того, что стратегия в бизнесе аналогична стратегии, применяемой при игре в покер [4]. Он утверждает, что бизнесмены должны играть в свою игру так же, как это делают игроки в покер, за исключением откровенного мошенничества (аналогичного меченым картам или спрятанному в рукаве тузу). Хорошая игра в покер предполагает сокрытие информации или блеф (внушить остальным, что у нас есть определенные карты, которых на самом деле нет) — то же относится и к многим деловым сделкам. Время от времени большинство руководителей вынуждены, в собственных интересах или в интересах компании, прибегать в своих действиях к некоторым формам обмана по отношению к покупателям, поставщикам, членам профсоюза, правительственным служащим или даже ключевым должностным лицам. Посредством сознательных ложных заявлений, сокрытия относящихся к делу фактов или преувеличения — короче говоря, блефа — они пытаются повлиять на контрагента в свою пользу. Карр считает, что если какой-то администратор периодически не прибегает к блефу — то есть считает, что обязан говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды, — он, возможно, игнорирует возможности, разрешенные правилами бизнеса, и, возможно, попадает в очень невыгодное положение при ведении дел [5]. Блеф, преувеличение, сокрытие фактов или манипуляции с информацией, утверждает Карр, — это вполне законные пути, позволяющие максимально соблюсти собственные интересы как человеку, так и компании. Подобная стратегия имеет и преимущества, и недостатки. На переговорах по заключению кон-
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |