Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Психология памяти и внимания




Память – механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом.

Психическое развитие возможно только потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания.

Схематично алгоритм функционирования памяти может быть представлен в виде следующих блоков:

Восприятие – запоминание – хранение – воспроизведение

Исследования памяти доказывают существование самостоятельных механизмов, лежащих в основе каждого из данных блоков, участвующих в функционировании памяти. Так например, старческая амнезия может быть связана с процессом нарушения запоминания информации (в кратковременной памяти), тогда как хранение и извлечение из долговременной памяти может быть эффективным. Феноменальная память (в случае журналиста Шершевского из книги А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти») основана на уникальном механизме хранения информации в виде стойких зрительных образов. Явление функционального нарушения памяти (невозможность вспомнить события, связанные с психотравмирующим воздействием) основано на нарушении механизма воспроизведения информации.

Большой вклад в исследование памяти внес немецкий психолог Герман Эббингауз. Свои исследования памяти он построил на запоминании бессмысленных слов, состоящих из 3-х и 4-х букв.

Результаты:

1. На запоминание влияет количество повторений.

2. Осмысленные слова запоминаются лучше, чем бессмысленные.

3. На память влияет объем семантической категории (например, название времен года запоминаются лучше, чем названия животных).

4. На запоминание влияет направленность внимания и эмоциональная включенность.

5. На запоминание влияет порядок расположения слов в запоминаемом ряду (лучше запоминаются первые и последние слова).

6. Г. Эббингауз разработал методы исследования памяти (метод заучивания, метод антиципации, метод сбережения, метод узнавания, метод парных ассоциаций).

Классификация видов памяти

1. Классификация в соответствии с типом запоминаемого материала. Выделяют вербальную, образную, двигательную и эмоциональную память.

2. Классификация в соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание. Выделяют произвольную память, возникающую в процессе целенаправленной деятельности, подчиненной определенной мнемической задаче. И непроизвольную память, фиксирующую события при отсутствии специальной мнемической задачи.

3. Классификация по времени хранения следа памяти. Выделяют сенсорную память (эксперименты Сперлинга), время хранения до 500 миллисекунд. Эта память связана с рецепторным хранением информации (биохимическая теория памяти) и представляет собой полный отпечаток воздействующей информации (в зрительном регистре она называется иконической памятью). Кратковременная память существует до 20 секунд, объем её ограничен (по исследованиям у взрослого человека 7 + 2 единицы). Долговременная память представляет собой длительный резервуар хранения информации неограниченный по объему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.