Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства внимания




Критерии внимания

Типология памяти

Наибольшее распространение в прикладных областях (возрастной и педагогической психологии) получило разделение на слуховой, зрительный, моторный и смиешанный типы памяти. Тип памяти связан с врожденными особенностями (полушарной ассиметрией) и тренировкой определенной функциональной системы в ходе практической деятельности.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Внимание не представляет самостоятельного психического явления, так как не может проявляться вне других процессов: восприятия, мышления, деятельности. Внимание не всегда присутствует, так как может быть восприятие, память, мышление … без внимания. Таким образом, необходимо иметь критерии, на основании которых мы могли бы говорить о присутствии внпимания в деятельности человека.

1. Ясность и отчетливость в сознании некоторого содержания сознания.

2. Ощущение смены содержания сознания, связанное с перемещением фокуса сознания с одного содержания на другое.

* Но первый и второй критерий внимания – субъективный. Кроме того на основании данных критериев невозможно оценить наличие или отсутствие внимания в поведении животных и детей.

3. Продуктивный критерий – успешность в выполнении деятельности.

* Однако не всегда хороший результат деятельности связан с наличием внимания у человека. Возможно, что человек эффективно выполняет работу благодаря тренировке, автоматизации деятельности.

4. Мнемический критерий. Те события, на которые направлено внимание запоминается лучше.

5. Внешне наблюдаемые проявления внимания: сосредоточенный взгляд, отсутствие посторонних движений.

6. Скрытые от внешнего наблюдения индикаторы внимания: изменение дыхания, учащение сердцебиения и т.д.

* Однако аналогичные индикаторы могут свидетельствовать о эмоциональных изменениях («детектор лжи»).

7. Селективный критерий внимания означает, что в ситуации выбора из нескольких объектов для запоминания, восприятия, мышления делается выбор в пользу одного из объектов.

1. Сосредоточенность или концентрация внимания. Процедура исследования сосредоточенности внимания – методика двойной задачи. Она состоит в том, что испытуемому при выполнении основной задачи предъявляется отвлекающая задача. Наличие концентрации внимания при решении основной задачи определяется по количеству допущенных испытуемым ошибок.

2. Объем внимания - это количество единиц информации, которые человек способен сфокусировать в своем внимании.

3. Устойчивость внимания – это сопротивляемость отвлечениям, благодаря которой человек длительное время может быть сосредоточена на каком-либо предмете или деятельности.

* Факторами устойчивости внимания являются: свойства нервной системы человека (сила нервной системы) и привлекательность объекта.

4. Распределение внимания – это умение одновременно эффективно выполнять несколько видов деятельности, следить за несколькими объектами. (прим. Цезарь, Бонапарт).

* Существует точка зрения, что субъективное ощущение распределения внимания является индивидуальной способностью быстро переключать внимание с одного содержания на другое или специальная организация, иерархизация внутренней деятельности (внимание направляется на основное действие, в то время как остальные действия осуществляются за счет автоматизированного навыка).

5. Переключение внимания – это сознательный перевод внимания на новый объект, новую деятельность. Факторами эффективной способности к переключению внимания у человека являются: врожденные свойства нервной системы (лабильность и уравновешенность); соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и мотивация субъекта в отношении предшествующей и последующей деятельности.

Свойства внимания относительно независимы друг от друга (у субъекта может одновременно присутствовать способность к высокой концентрации внимания и слабая переключаемость внимания – ученый). Свойства внимания не только обусловлены врожденными особенностями, нор и являются результатом онтогенетического развития.

Типология внимания (характеристика индивидуально-психологических особенностей внимания).

1. В зависимости от объема выделяют широкое и узкое внимание.

2. В зависимости от концентрации – концентрированное или флуктуирующее внимание.

3. В зависимости от способности к распределению – хорошо и плохо распределяемое внимание.

4. В зависимости от способностей к переключению – быстро и медленно переключаемое внимание.

5. В зависимости от способности к устойчивости – устойчивое или неустойчивое внимание.

Классификация видов внимания

1. Классификация по процессу с которым внимание связано: перцептивное (связано с восприятием), мнемическое (связано с памятью), моторное (связано физической деятельностью) и т.д.

2. Классификация по произвольности восприятия: произвольное, непроизвольное.

* Непроизвольное внимание связано с пассивностью воспринимающего. Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс – врожденная реакция активации в ответ на биологически важные стимулы окружающей среды. Биологически важные стимулы понижают пороги восприятия, мобилизуют физиологические процессы (обмен веществ, дыхание), настраивают органы чувств на восприятие стимула (поворот головы, ушей). Такого рода реакции наблюдаются и у животных, и у человека. Но в процессе жизнедеятельности на ассоциативной основе так, же формируется непроизвольное внимание к новым важным стимулам среды. Так внимание голодного человека на улице будут привлекать все надписи кулинарных заведений.

* Произвольное внимание связано с сознательным, волевым психическим актом. Произвольное внимание формируется в онтогенезе под воздействием воспитания. Н.Н.Добрынин считает, что существует постпроизвольное внимание, когда в результате заинтересованности работой, которая нас первоначально не привлекала, мы перестаем испытывать усилие, дискомфорт при продолжении работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.