КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление в сфере обеспечения безопасности окружающей средыСРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЛАН: 1. Управление в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. 2. Экологическое право.
В литературе и в текстах законодательных актов встречаются термины "управление охраной окружающей среды", "управление взаимодействием общества и природы", "управление природоохранительной деятельностью", "управление в области использования природных ресурсов и окружающей среды", "экологический менеджмент". Все они означают - совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды. В России большинство авторов выделяют два вида органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования: органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции - осуществляют общее экологическое управление и к ним относятся: - Президент РФ; - Правительство Российской Федерации; - правительства (администрации) субъектов РФ; - органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальное управление охраной окружающей среды и природопользованием. Особенность органов общей компетенции - они осуществляют деятельность по охране окружающей среды наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции и не имеющих прямого отношения к экологии, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д. Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести: - определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; - издание нормативных правовых актов в данной области; - организация системы федеральных органов исполнительной власти в РФ; - гарантии соблюдения экологических прав граждан; - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области экологического управления. Компетенции Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены многими нормативными правовыми актами - как общими, так и специальными. Правительство РФ: - обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; - осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; - проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др. - координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ, к ним относятся: - определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации; - участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ; - реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей; - разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне; - разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; - организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации; - осуществление экологической паспортизации; - регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены как Федеральным законом от 28.08.1995 г. (в ред. от 21.03.2002 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства. К вопросам местного значения отнесены: - владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; - обеспечение санитарного благополучия населения; - регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; - контроль за использованием земель на территории муниципального образования; - регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; - благоустройство и озеленение территории муниципального образования и др. Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач. 1. Органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды: - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России); - Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России); - Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования. МПР России - федеральный орган исполнительной власти, который - проводит государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны; - координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти; - осуществляет управление фондом недр, использованием и охраной водного фонда. МПР России - разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов по следующим вопросам: а) геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; б) использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов; в) использование и охрана водных объектов; г) эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности; д) охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания; е) особо охраняемые природные территории; ж) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; з) охрана атмосферного воздуха; и) обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных); к) совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются: - установление лимитов природопользования - предоставление лицензий на пользование природными объектами. Госкомэкология России - федеральный орган исполнительной власти, который - осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды; - обеспечивает экологическую безопасность и сохранение биологического разнообразия; - осуществление государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране законодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе: - осуществлять разработку и реализацию целевых экологических программ; - принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей природной среды; - организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу; - осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования; - согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов; - проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды; - проводить обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям; - ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осуществляемую с нарушением экологических норм и правил; - рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды; - предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, согласно Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 161 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования», является федеральным органом исполнительной власти. Основными функциями данной Службы являются: а) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; б) государственный контроль за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; в) государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; г) государственный контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции; д) надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях в пределах своей компетенции; е) государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции; ж) государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный экологический контроль); з) контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничным перемещением отходов; и) государственный контроль за охраной атмосферного воздуха в пределах своей компетенции; к) контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ; л) контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований технических регламентов; м) надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции; н) лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; о) организация и проведение государственной экологической экспертизы; п) выдача и аннулирование разрешений и лицензий в соответствии с компетенцией Службы, в частности, на: - выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на нее; - размещение, захоронение, перемещение, складирование, уничтожение, утилизацию промышленных и иных опасных отходов; - трансграничное перемещение отходов; - оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; - вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций; - транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. 2. Органы государственного экологического управления которые осуществляют ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов, это - Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), - Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), - Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), - Государственная санитарно-эпидемиоло-гическая служба РФ в составе Министерства здравоохранения РФ, - Комитет по геологии и использованию недр, -Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, - департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. 3. Органы, которые выполняют отдельные функции в сфере экологического управления. Например: - Федеральный горный и промышленный надзор России - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, - Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей среды, - Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплексов (лесов, вод, заповедников и др.), - Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д. Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управления определяются законодательством: - Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651 - Положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643), - Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173), - Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Правительства РФ от 30 июня 1998 № 680), - Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 г. и др.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |