КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология моделей олигополии
Основные признаки олигополии Тема 6. Олигополия 1.Основные признаки олигополии. 2.Типология моделей олигополии. 3.Модель олигополии с ломаной кривой спроса. 4.Показатели монопольной власти и антимонопольное законодательство. 5.Оценка эффективности олигополии. Ключевые понятия Олигополия (от греч. “oligos” – несколько, “poleo” – продаю) – такая рыночная модель, в которой несколько производителей осуществляют стратегическое взаимодействие, демонстрируя кооперативное или некооперативное поведение, особенно в области ценообразования. Основные признаки: 1. На рынке оперирует несколько (от 2 до 20) крупных и очень крупных производителей. Так как фирм немного, то: 1)На рынке обязательно присутствует стратегическое взаимодействие между фирмами – склонность к совместной деятельности, особенно в области ценообразования. При проведении своей конкурентной линии, монополист должен учитывать поведение и реакцию конкурентов. 2) Склонность монополистов к совместной деятельности делает олигополистические цены достаточно стабильными. 3) По степени взаимозависимости олигополисты могут осуществлять как кооперативную стратегию (вступать в сговоры), так и некооперативную (не вступать в сговоры). 2. Олигополисты могут предлагать как однородные (производство никеля, нефти, газа), так и дифференцированные продукты (производство телевизоров, компьютеров, холодильников, автомобилей и т.д.) 3. Рынок защищён барьерами, из которых главными являются: значительный эффект масштаба производства, различные законодательные барьеры (патентные и др.), монополия на ресурсных рынках, а также: сговоры между фирмами, слияния и поглощения. 4. Олигополисты способны воздействовать на цены. При этом склонность к совместным действиям в процессе ценообразования делает олигополистические цены более стабильными и неизменными, чем на любом другом рынке. 5. Олигополисты, производители дифференцированного продукта, активно занимаются неценовой конкуренцией, как правило, связанной с реальным совершенствованием продукта, технологий и т.д. 6. Доступ к рыночной информации закрыт, несвободен. 7. Олигополисты способны извлекать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Из всех особенностей можно выделить 3 самые основные: 1. Стратегическое взаимодействие фирм. 2. Относительная стабильность олигополистических цен. 3. Отсутствие единой (общепринятой) модели олигополии.
1. Первый подход (1838г.) – теория олигополии Курно. Это первая попытка анализа рынка олигополии и дуополии (2 производителя на рынке) при предположении, что конкуренты не реагируют на ценовые изменения ведущего олигополиста. Курно предполагал: 1) Каждый олигополист стремится продать объём продукции, максимизирующий его прибыль. 2) Для любого рынка существует определённое и стабильное равновесие между объёмом продаж и ценой продукта. 3) Уровень цены продаж определяется количеством продавцов на рынке, т.е., чем больше продавцов, тем более низкой окажется цена, и наоборот. Достоинство модели: сама постановка вопроса об олигополистической взаимосвязи между фирмами. Недостаток модели:предположение, что конкуренты не реагируют на ценовые изменения, предпринимаемые одной из фирм в отрасли. 2. Второй подход (1939г.) – теория олигополии под названием “Теория изгибающейся кривой спроса” (Холл, Хитч, Суизи). Авторы изучали рынок олигополии, предполагая, что конкуренты обязательно реагируют на ценовые изменения в отрасли. При этом, как правило, поддерживалось любое понижение цен и не поддерживалось повышение цен. Достоинство модели:предположение о реакции олигополистов на ценовые изменения. Недостаток модели: она не объясняет, каким образом первоначально устанавливается цена на рынке. 3. (1944г.) – Теория игр (Нейман, Моргенштерн). Теория игр – это теория, моделирующая в виде игры выбор, осуществляемый взаимозависимыми субъектами с различными интересами из определённого набора поведенческих стратегий, учитывающих реакцию их соперников. Пример.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |