КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Планировочная организация крупных городов Украины
Планировочная организация крупных городов Украины. Лекция 1 История современного градостроительства Украины - XIX-XX вв. Макеевка – 2010 Составил: Федоров А.В. ПО ДИСЦИПЛИНЕ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ «ИСТОРИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» (для студентов IV курса специальности: «Архитектура зданий и сооружений») № кода _____
Утверждено на заседании кафедры: «Градостроительства и инженерной графики» ПРОТОКОЛ №__от_____2010р. Зав.кафедрой Кузнецов С. Г.
СОДЕРЖАНИЕ Лекция I. Планировочная организация крупных городов Украины.. 2-19 Введение.................................... 2 1.1. Формирование генплана Киева XIX-XX вв...................3-5 1.2. Градостроительство Харькова..........................6-7 1.3. Градостроительство Днепропетровска............ 7-9 Графические материалы...................................10-11 Лекция II. Группа крупнейших городов Украины..............12-23 2.1. Донецк и Макеевка.......................................12-14 2.2. Одеса. Запорожье........................... 14-18 2.3. Кривой Рог. Львов....................................... 21-23 Графические материалы...................................16-19 Лекция III. Группа крупных городов Украины.....................24-34 3.1. Луганск. Мариуполь..................................... 24-26 3.2. Горловка. Николаев...................................... 26-30 3.3. Основные группы крупных городов......................... 30-32 Графические материалы.................................. 32-34
План лекции: Введение 1. Формирование генплана Киева XIX-XX вв. 2. Градостроительство Харькова. 3. Градостроительство Днепропетровска. В Украине 15 городов — Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Запорожье, Львов, Кривой Рог, Макеевка, Мариуполь (Жданов), Луганск (Ворошиловград), Горловка, Николаев, Херсон, Симферополь — относятся к группе крупнейших и крупных городов. Общее количество населения их составляет свыше 9,5 млн. человек или 37% всего городского населения государства. К концу расчетного проектного периода свыше 250 тыс. человек будут насчитывать еще 12 городов — Днепродзержинск, Севастополь, Кировоград, Винница, Сумы, Полтава, Кадиевка, Краматорск, Кременчуг, Керчь, Черкассы, Измаил. Кроме того, 6 городов — Черновцы, Луцк, Чернигов, Белая Церковь, Житомир, Ровно — вплотную подойдут к группе крупных — население каждого из них к концу расчетного периода составит 230—240 тыс. человек. Перечисленные города делятся на две группы: крупные — с населением от 250 до 500 тыс. человек (общее число их на перспективу 6) и крупнейшие— с населением более 500 тыс. человек — 9 городов. Если население этих двух групп городов на расчетный срок будет равно 12210 тыс. человек, то население крупнейших городов составит 9315 тыс. человек, или 76% общего количества населения обеих групп городов. В дальнейшем эти две группы городов условно будут называться крупными городами. По преимущественному народнохозяйственному профилю существующие крупные города составляют две основные категории: группа городов Крупные города Украины, большинство из которых расположены на берегах рек и морей, характеризуются богатыми природными К числу крупнейших городов на перспективу относятся: Киев, Харьков, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог, Львов.
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНПЛАНА КИЕВА XIX-XX вв. Крупнейший город Украины, ее столица и областной центр — Киев является также центром крупной городской агломерации, на развитие которой он оказывает огромное влияние. Киевская городская агломерация включает, помимо Киева, большое количество населенных мест; некоторые из них — Фастов, Васильков, Обухов, Борисполь, Бровары, Песковка, Дымер и др.— являются городами-спутниками. В формировании планировочной структуры Киева на всех этапах его развития наряду с социально-экономическими важную роль играли природные факторы — река Днепр, живописный рельеф территории, лесистость. Исторически сложившаяся планировка Киева делится на две существенно отличающиеся друг от друга части — высокую правобережную и низкую левобережную, разделенные широкой поймой Днепра. Наиболее древняя правобережная часть развивалась вокруг центрального ядра и возникших позже промышленно-складских зон, тяготеющих к железнодорожному кольцу и речному порту. В послевоенный период внутри железнодорожного кольца и за его пределами сложились новые промышленные площадки и жилые массивы. Сеть магистралей, имеющая преимущественно радиальный характер, дополнилась кольцевыми направлениями (окружная магистраль, городская обводная дорога). Левобережная часть города сложилась в виде отдельных образований, постепенно превращающихся во взаимосвязанную систему, развивающуюся вдоль важнейших радиальных направлений — Броварского и Харьковского шоссе и вблизи Днепра. В пойме и на островах расположена обширная зона отдыха. Большое значение в системе зеленых насаждений и в общем архитектурном облике города имеет полоса парков вдоль высокого правого берега. Киев — один из древнейших городов страны, в X—XI вв. был крупнейшим политическим и культурным центром Восточной Европы, столицей Киевской Руси. Многовековая история Киева нашла свое отражение в сохранившихся до наших дней архитектурных ансамблях и памятниках, к числу которых относятся Софийский заповедник, Печерская лавра, Золотые ворота, Андреевский собор, университет и многие другие. Первоначально формировавшийся на Старо-Киевской и Печерско-Зверннецкой возвышенностях, а также в районе Подола, Киев к началу XIX в. развивается в южном и западном направлениях, исторический центр города смещается в долину Крещатика. План 1834 г. послужил основой застройки Киева того периода. Население города, заметно возросшее во второй половине XIX в., перед октябрьской революцией составляло более 0,5 млн. человек. С установлением советской власти начались работы по преобразованию города, значительное внимание уделялось реконструкции общегородского центра. После того как Киев был объявлен столицей Украинской ССР, в 1935— 1936 гг. архитектурно-планировочным управлением горисполкома был разработан генеральный план города (Основные авторы архитектурно-планировочной части П. П. Хаустов, Г. В. Го Во время Великой Отечественной войны Киев, оккупированный немецко-фашистскими захватчиками, подвергся огромным разрушениям. Сильнее всего пострадал центр города. Необходимость быстрого восстановления и дальнейшего развития города потребовала разработки нового генерального плана. Составленный в 1945—1947 гг. генеральный план предусматривал новые жилые образования в районах Чоколовки, Нивок, Багриновой горы, создание комплекса сельскохозяйственной выставки и застройку окружающих ее территорий, усиление застройки левого берега, а также реконструктивные мероприятия по упорядочению общегородского центра. Для решения сложнейшей задачи восстановления и развития общегородского центра Киева в 1946—1947 гг. был проведен всесоюзный конкурс, в котором помимо известных архитекторов Украинской ССР — В. И. Заболотного, А. М. Касьянова, В. М. Орехова, А. В. Добровольского, А. А. Тация и др.— приняли участие выдающиеся мастера советской архитектуры А. В. Щусев, К. С. Алабян, Г. Гольц, А. В. Власов и др. Генеральный план 1947 г. предусматривал членение жилых территорий на кварталы, этажность жилой застройки предполагалась смешанная: на новых территориях преимущественно пятиэтажная, а на магистралях и в центральных районах — повышенная. Разработанный на 20—25 лет, этот план с учетом корректировки 1955 г. исчерпал себя к 1964—1965 гг. В проекте генерального плана Киева 1965—1967 гг. (гл. архитектор Киева Б. И. Приймак (общее руководство), Киевпроект — Г. М. Слуцкий (руководитель авторской бригады), В. М. Гречина, и др.) решались сложные задачи по устранению недостатков сложившейся планировки, таких как размещение вредных в санитарном отношении промышленных предприятий в селитебной зоне города, слабая транспортная связь между отдельными районами, недостаточно развитая сеть магистралей, чрезмерно плотная застройка некоторых районов, улучшение структуры города и др. Решениями генерального плана, предусматривается прежде всего забота о человеке — обеспечение населения удобным, благоустроенным жилищем, создание наилучших условий для производительности труда и отдыха; организация высокого уровня культурно-бытового обслуживания. Важной градостроительной идеей является выход города к Днепру с использованием его в качестве композиционной оси, созданием системы архитектурных доминант в правобережной части города и развитием вдоль левого берега Днепра. В основу преобразования сложившейся архитектурно-планировочной структуры было принято создание системы крупных комплексных планировочных образований, включающих производственные и жилые зоны, территории для отдыха и спорта, развитую сеть культурно-бытовых учреждений. Существенной особенностью нового генерального плана, учитывающей своеобразие природных условий Киева и возросший уровень строительной техники, является развитие города вдоль берегов Днепра за счет пойменных территорий, осваиваемых гидронамывом. К ним относятся Оболонь, прибрежная часть вдоль Русановского залива, Березняки, Осокорки и другие, где создается жилая и общественная застройка, места отдыха, спортивные комплексы. Одной из главных проблем является перебазирование промышленных предприятий и складов из селитебной зоны, создание новых промышленных площадок, а также крупных комплексов научных учреждений и вузов. Новые промышленные зоны формируются путем укрупнения мелких и кооперирования крупных предприятий, организации промышленных узлов и блокирования в унифицированных зданиях предприятий, имеющих сходные параметры. Важным решением явилось также обеспечение удобных функциональных связей развивающихся промышленных зон с селитебными территориями. В условиях Киева наиболее рационально использование линейного принципа формирования планировочной структуры, характерного для левобережья, где промышленные зоны располагаются в основном параллельно жилым кварталам и зонам отдыха, прилегающим к берегу Днепра. Создание общественных центров культурно-бытового обслуживания предусматривается на стыке промышленных районов с селитебной территорией, что обеспечивает возможность формирования единой органически связанной системы общественных центров, подчиненных общегородскому. Наряду со строительством новых и завершением начатых жилых районов (Русановский, Березняки, Никольская Борщаговка, Лесной, севернее Броварского шоссе, Оболонь и др.) наметилась реконструкция районов старой застройки, включая расчистку наиболее переуплотненных кварталов. Размещение общественных центров увязывается с системой улиц и магистралей, с зелеными массивами и вновь создаваемой набережной левого берега. При формировании системы транспортных магистралей решались задачи максимального сокращения затрат времени населения на поездки от мест проживания к местам приложения труда, совершенствования схемы транспортного и пешеходного движения, усиления связи отдельных районов между собой, в частности правого и левого берегов. В проекте намечено дальнейшее развитие системы транспортных магистралей, создание в перспективе системы скоростных автомобильных дорог. Особое внимание уделено внеуличному движению (расширение сети метрополитена, электрификация внутригородских железнодорожных линий), сооружению мостовых переходов через Днепр, созданию путей и зон пешеходного движения. Предусматривается развитие единой системы зеленых насаждений города, связанных с внешним зеленым кольцом. Большое значение имеет намечаемый в проекте дальнейший ввод существующих лесопарковых клиньев в городскую зону и создание мощного водно-зеленого диаметра вдоль Днепра. Планировочные элементы зеленой системы города формируются преимущественно из крупных зеленых массивов общегородского и районного значения: лесопарков и лугопарков зеленого пояса, являющихся началом зеленых клиньев и водно-зеленого диаметра города; парков культуры и отдыха, садов и парков специального назначения (ботанические сады, зоопарк, детские парки, крупные спортивные комплексы и др.); садов жилых районов. Основные положения генерального плана, определяющие будущую архитектурно-планировочную структуру Киева, неразрывно связаны с задачами преобразования и совершенствования его архитектурно-пространственной композиции. Положение основных доминант и композиционных узлов, а также раскрытие главных видовых направлений определяется системой общественных центров городских районов, планировочной структурой общегородского центра, а также его развитием на левом берегу и островах. Контраст рельефа правого и левого берегов определяет и контраст в построении композиции их застройки — силуэтные доминанты правого берега, нарастающие к центру, и пластичность застройки левого берега. Масштаб открытых пространств днепровской поймы в сочетании с рельефом правого берега требует значительного развития силуэтных акцентов по вертикали. В этом отношении новый республиканский центр, располагаемый на центральном холме Печерской возвышенности, закрепляется в силуэте ансамблем общественных зданий. Ансамбли общегородского центра включаются в силуэт подчиненными доминантами меньшей высоты и объема, располагаемыми по периферии общегородского центра — на площадях им. Леси Украинки, Львовской, Победы и др. Памятники архитектуры и создаваемые вокруг них охранные зоны являются также важной частью новой архитектурно-пространственной композиции города, силуэт которого предполагается формировать с учетом продолжения и развития исторически сложившихся архитектурных традиций. Киево-Печерская лавра, Софийский собор, Андреевская церковь, парки на склонах Днепра полностью сохраняют по проекту свое звучание как памятники прошлого, во многом определившие неповторимость архитектурного облика Киева.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |