Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздействие школы человеческих отношений и поведенческих наук на формирование современных концепций управления качеством




Если функции управления в большей степени ориентированы на организационную структуру, то принципы управления определяют нормы поведения людей в организации.

Влияние классической школы управления на процесс развития теории и практики управления качеством

 

Следующим этапом развития теории и практики управления была классическая или административная школа управления (1920 – 1980). Ее основные представители Анри Файоль ( 1846 – 1925); Линдалл Урвик (1891 – 1983); Джеймс Муни (1884 – 1957). Исследования данной школы были направлены прежде всего на выявление и обобщение функций и принципов управления, и таким образом на повышение общей эффективности деятельности организации.

Концепция А. Файоля включает две основные составляющие. Первая связана с пониманием функций управления, вторая – с пониманием его принципов и выражают нормы организационного поведения.

А. Файоль выделяет 5 функций администрации: предвидение, организация, распределение, координация и контроль. Исторически это был большой шаг вперед, так как управленческие функции – несущий элемент всего каркаса управления. Если Ф. Тейлор выделял лишь одну функцию – планирование, что требовало создания одного структурного подразделения, то А. Файоль определил 5 функций управления и разработал целую систему функциональных служб, которая представляла собой мозговой штаб компании. Новый подход получил название линейно-штабной структуры.

Достижения классической школы имели огромное значения также и для истории управления качеством, так как его функции во многом схожи с классическими функциями управления, предложенными А. Файолем. Суть современной концепции Всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM) фактически заключается в применении определенных принципов управления, что ведет к достижению организацией долгосрочного успеха и процветания. То есть с методологической точки зрения управление качеством многим обязано классической школе управления.

 

 

Новые концепции и теории, возникшие в последние десятилетия, например «качество трудовой жизни», берут свое начало в работах Элтона Мэйо (1880-1940).

Школа научного управления и классическая школа появились, когда психология как наука находилась в зачаточном состоянии. Поэтому, хотя представители данных школ признавали значение человеческого фактора, дискуссии велись, главным образом, по таким аспектам как справедливая оплата труда, экономическое стимулирование и установление формальных отношений в организации. Эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе Western Electric в Хоторне имели революционное значение для теории и практики управления. Э. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Например, многие рабочие из чувства солидарности значительно снижают свою производительность для того, чтобы наименее способный или слабый член группы не выглядел плохо на фоне остальных и ему не грозило увольнение.

Основываясь на выводах, полученных в ходе экспериментов, исследователи школы человеческих отношений полагали, что если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что приведет к росту производительности труда. Они рекомендовали использовать такие приемы управления, как более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе. Введение двух десятиминутных перерывов для рабочих на фабрике, где проводились эксперименты, позволило сократить текучесть кадров на 60 %, повысить производительность труда на 15 %, снизить пессимистические настроения людей.

Другое важное следствие из экспериментов Э. Мэйо – это так называемый «Хоторнский эффект». Суть его заключается в том, что положительные результаты эксперимента вызываются не специально создаваемыми изменениями, действие которых и является предметом исследования, а вмешательством ученых, так как у людей, участвующих в эксперименте, повышается интерес к происходящему.

Дальнейшее развитие таких наук как социология и психология позволило глубже изучать поведение человека в качестве работника и потребителя, что значительно обогатило теорию и практику управления. Автор одной из самых распространенных теорий мотивации – американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) ее фундаментальное значение заключается в следующих положениях: во-первых, не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения; во-вторых, критерием, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию является доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.