КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нейтральная группа продуктов
Углеводная группа продуктов Белковая группа продуктов -Мясо животных и птиц (кроме свинины) в любой кулинарной обработке. - Вареные колбасы, сосиски, сардельки, кроме содержащих свинину. -Свежая рыба и морепродукты (мидии, кальмары и др.) в любой кулинарной обработке. - Яйца. -Молоко любой жирности. -Сыр жирностью до 50% (эта величина относится к реализуемому сыру и характеризует количество жира в сухом веществе сыра. В самом таком сыре содержится до 25% жира). -Продукты из сои. -Почти все виды фруктов с косточками и семечками, цитрусовые, экзотические (киви, манго, ананас и др.), арбузы и дыни. -Все ягоды, кроме черники. -Вареные и консервированные томаты и шпинат. -Напитки — фруктовые чаи и соки, сухие и полусухие вина, яблочное вино (сидр), шампанское. Примечание: мясо животных и птиц, колбасные изделия желательно употреблять в небольшом количестве, а алкогольные напитки — небольшими дозами. У. Г. Хей причислял кислые фрукты к «белковой группе», но его последователи считают, что только малая часть кислых фруктов сочетается с богатыми белком продуктами. Эти фрукты можно есть вместе с молоком или кисломолочными продуктами на завтрак или перекусывая ими между основной едой. В изделия из фарша лучше добавлять не белый хлеб, а творог или мелко натертую морковь. -Все виды зерен злаков. -Все изделия из муки грубого помола и с отрубями. -Некоторые виды овощей и фруктов — картофель, топинамбур (земляная груша), редька, свежие финики и инжир, бананы, мягкие сладкие яблоки, сушеные фрукты, не обработанные серой, кроме изюма — он отнесен к нейтральной группе. - Сласти — мед, сиропы (сгущенные соки) фруктов, фруктоза. -Картофельный и кукурузный крахмал. -Пиво. Примечание: сладости в небольшом количестве можно сочетать с продуктами белковой группы. -Копченые колбасные изделия, не содержащие свинину, -Маринованная и копченая рыба. - Кисломолочные продукты: творог, сметана, кефир, йогурт и др. -Сыр 60%-ной жирности, брынза/домашний сыр. -Сливки. -Жиры: коровье и растительные масла, маргарин. -Яичный желток. -Орехи и семена, кроме арахиса (имеет кислотообразующее свойство), оливки и маслины. -Черника и изюм. - Овощи: все виды капусты, включая квашеную, морковь, кабачки, огурцы, баклажаны, свекла, редис, сладкий и острый перец, репчатый и зеленый лук, чеснок, все листовые салаты, сельдерей, зеленый горошек, свежие шпинат и томаты. - Все съедобные грибы. -Любые проросшие зерна, ростки, побеги. - Пряности, специи и приправы. -Напитки: минеральная вода, травяные чаи, разбавленные овощные соки, водка. - Желеобразующие вещества, дрожжи. Примечание: соусы к салатам готовят из растительных масел, сливок, зелени, лимонного сока — к «белковым» блюдам; из кисломолочных продуктов (сметана, простокваша и др.) — к «углеводным» блюдам. Отметим, что представленная классификация продуктов по трем группам является надуманной. Прежде всего, это положение относится к включению почти всех фруктов и ягод, томатов, шпината, некоторых напитков (фруктовый чай, соки фруктов, вино и др.) в белковую группу, хотя в этих продуктах очень мало белка или присутствуют только его следы. По У. Г. Хею, это объясняется тем, что в указанных продуктах много органических кислот и при совместном употреблении с продуктами, богатыми углеводами, они могут нарушить переваривание углеводов, точнее — крахмала. Последователи У. Г. Хея смягчили эту рекомендацию, но все же оставили фрукты и подобные им продукты в белковой группе. Сыр жирностью до 50% (по количеству жира в сухом веществе, но не в целом продукте) отнесен к белковой группе, а сыр 60%-ной жирности — к нейтральной. Это объясняется тем, что в более жирном сыре якобы меньше белка. Однако это не соответствует фактическим данным. Почти все овощи отнесены к нейтральной группе, так как в них «почти в равных количествах содержатся белки и углеводы». На самом деле, в большинстве овощей в 3-5 раз больше углеводов, чем белка. Примеры подобной произвольной группировки продуктов можно продолжить. Мало убедительны и другие пояснения к классификации продуктов. Например, кисломолочные продукты богаты белком, но включены в нейтральную группу, так как их белки в желудке легче перевариваются, чем белки молока, входящего в белковую группу. Свинина и продукты из нее исключены из классификации, так как, по мнению У. Г. Хея и его последователей, «накоплено много фактов, свидетельствующих о вреде свинины». Это утверждение противоречит науке о питании, но соответствует пищевым предписаниям иудаизма, ислама и некоторых других религий. К правилам раздельного питания относятся указания по режиму приема пищи. Рекомендуется по утрам есть, по возможности, щелочную пищу, в обеденное время — белковую, вечером — углеводную. Между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) рекомендуется выдерживать примерно четырехчасовые интервалы. В эти интервалы можно перекусить или выпить фруктовый чай. Сторонники системы У. Г. Хея подчеркивают, что в раздельном питании «индивидуальное стоит выше общего». РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ БЛЮД РАЗДЕЛЬНОГО ПИТАНИЯ □ Пищевые продукты должны быть, по возможности, свежими f натуральными, т. е. не обработанными промышленным способом. Для сохранения естественной пищевой ценности продуктов желательны такие щадящие методы тепловой кулинарной обработки, как варка на пару, тушение, легкое обжаривание или нагрев в фольге. □ Зерна злаков, масличные семена и орехи следует дробить и молоть свежими, чтобы избежать потери пищевых веществ. Тесто из муки грубого помола надо вымешивать дольше, чем обычное, добавлять в него двойную по сравнению с тестом из белой муки порцию дрожжей. В качестве разрыхлителя теста можно использовать питьевую соду. □ В основном следует применять неочищенные фрукты и овощи, если кожура их съедобна. Картофель следует готовить в кожуре («в мундире»). □ При тепловой обработке продуктов лучше употреблять оливковое и подсолнечное масла, а кукурузное и другие нерафинированные растительные масла использовать в холодном виде, например, для салатных соусов. Для тушения овощей надо применять очень небольшое количество коровьего или растительного масла и при необходимости — немного воды. Жиры желательно добавлять тогда, когда блюдо уже готово и немного остыло. Это позволяет лучше сохранить незаменимые жирные кислоты и витамины. □ Не рекомендуются панировка в сухарях и соусы или подливки, заправленные мукой. □ При приготовлении блюд не следует соединять богатые серой продукты (белокочанная капуста, кабачки, репа, турнепс, горох и др.) с крахмалистыми продуктами, так как это может повысить газообразование в кишечнике. □ Вместо поваренной соли желательно применять морскую соль. Не рекомендуется столовый уксус, его можно заменять в блюдах лимонным соком, кефиром или простоквашей. Некоторые готовые блюда можно приправлять медом, но мед не используют при тепловой обработке изделий и блюд. Как исключение допустимо иногда приправлять лимонным соком (он относится к белковой группе) углеводные блюда, а белковые блюда — медом, относящимся к углеводной группе. □ Следует избегать приготовления кулинарных изделий и блюд из муки высшего сорта и сахара, например, сладкой и сдобной выпечки, из шлифованного риса, манной крупы и саго, высушенных стручковых (горох, фасоль, чечевица), свинины, пищевых концентратов и консервов, макаронных изделий из белой муки и других рафинированных продуктов. РАЗДЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ПО Г. Шелтону Герберт Шелтон (1895-1985) — американский специалист нетрадиционной медицины и нетрадиционного питания, представитель натуропатии (натуральной гигиены). В 1939 г. он создал в климатически благодатном районе США «Школу здоровья», где для оздоровления и лечения людей применялось все, что имеет отношение к натуральной (естественной) жизни. В этом санатории особо важное значение придавалось питанию — специфическому вегетарианскому и раздельному в сочетании с «физиологическим очищением и отдыхом» — голоданием. Г. Шелтон — автор многих книг, среди которых наиболее известны «Правильное сочетание пищевых продуктов», «Голодание может спасти вашу жизнь» и семитомная «Гигиеническая система», один из томов которой — «Ортотрофия» — посвящен питанию. Само слово «ор-тотрофия» в переводе с греческого означает «правильное питание». В «Ортотрофии» Г. Шелтона сходятся различные направления нетрадиционного питания с авторским переосмыслением и оригинальным подходом к каждому из них. Можно выделить три главных направления разработок Г. Шелтона по питанию: 1) «естественное питание» за счет натуральных растительных продуктов с резким уклоном в сторону сыроедения и отказом от зерновых продуктов; 2) собственная система раздельного питания; 3) собственная методика голодания. Некоторые рекомендации Г. Шелтона в той или иной степени совпадают с таковыми у других сторонников нетрадиционного питания, другие же — резко расходятся с ними. Можно выделить 12 Общих правил питания по Г. Шелтону: 1. Ешьте простую пишу из немногих видов продуктов. Если человек употребляет за один прием всего один вид пищи, тогда он съест меньше, чем при разнообразной пище из многих продуктов. 2. Начинайте дневной прием пищи с сочных фруктов и ягод. Рекомендуется есть фрукты и ягоды в их естественном, сыром виде и целиком. Г. Шелтон считал, что неразумно делать из фруктов и ягод только соки. Исключение могут составить особые случаи (нарушения жевательного аппарата, некоторые болезни). Свежие фрукты и ягоды лучше сушеных, а консервированные — практически бесполезны и являются просто сластями. Г. Шелтон советовал есть фрукты и ягоды в один прием при небольшом их разнообразии — не более трех видов. Г. Шелтон указывал, что фрукты и ягоды содержат много минеральных веществ и большинство витаминов, сахара (глюкозу, фруктозу и сахарозу) в их наиболее здоровой и готовой к усвоению форме и доставляют вкусовое удовольствие. Однако в этих продуктах мало белка, кальция и некоторых витаминов. Следовательно, фрукты и ягоды — не универсальная еда, и жить, питаясь только ими, можно непродолжительно. 3. Съедайте за день хотя бы одну крупную порцию салата. Подразумеваются салаты из сырых овощей, которых должно быть не более четырех видов в каждом салате. Салаты следует употреблять без поваренной соли, растительного масла, уксуса, лимонного сока или любых иных приправ. Особенно пригодны для салата капуста, огурцы, томаты, зеленые листья огородных растений и салата, сельдерей, петрушка, кресс-салат, лук, редис и др. Однако лук, редис, редьку и другие пряные или острые овощи не рекомендуется употреблять часто или в большом количестве. Салаты желательно съедать два раза в день при трехразовом питании (три приема пищи). Г. Шелтон считал зеленые листья важнейшими в питании человека. Фрукты и ягоды не могут их заменить. Он утверждал, что именно зеленые листья поставляют те белки, которые по составу аминокислот наиболее соответствуют белкам организма человека. Белки зерновых продуктов, корнеплодов (морковь, свекла, брюква, репа, редис и др.) и клубнеплодов (картофель, топинамбур и др.), фруктов и ягод совсем не содержат или содержат недостаточное количество незаменимых аминокислот — триптофана, лизина и др. Зеленые листья являются источниками многих витаминов, щелочных минеральных элементов, кальция и железа в легкоусвояемой форме, хлорофилла, а также нежной клетчатки. Надо сказать, что Г. Шелтон сильно преувеличивает пищевую ценность зеленых листьев, особенно в отношении белка и его аминокислотного состава, кальция и железа. 4. Употребляйте орехи как главный источник белка. По мнению Г. Шелтона, орехи, особенно в сочетании с зелеными листьями, могут обеспечить потребность человека в белке и заменить источники животного белка — мясо, рыбу, молоко и молочные продукты, яйца. Сам Г. Шелтон был вегетарианцем и противником мяса и молочных продуктов. Однако он подчеркивал, что не навязывает своих взглядов, а их доказывает. Таким образом, замену белка животных продуктов на белок орехов вместе с зелеными листьями следует считать настоятельной, но не обязательной рекомендацией. 5. Употребляйте жиры в умеренном количестве. Необходимость ограничения в питании жиров (коровьего и растительного масла, сметаны и др.) Г. Шелтон объясняет не особенностями химического состава и энергетической ценностью этих продуктов, а тем, что они тормозят пищеварение. Он считал, что жиры отрицательно влияют на усвоение белков и тем самым усиливают процессы брожения в желудочно-кишечном тракте. В результате организм, но особенно печень и почки, будут перегружены токсинами. Он предлагал добавлять жиры в блюда, а не во время приготовления пищи, а также не употреблять белки вместе с жирами. Отметим, что в рекомендованных Г. Шелтоном орехах как «главном источнике белка» жиров в 2-4 раза (в зависимости от вида орехов) больше, чем белка. Кроме того, его мнение о «токсинах», возникающих от действия жира на переваривание белка, не имеет научного подтверждения. 6. Варите продукты очень недолго. Г. Шелтон является сторонником употребления только сырой пищи. Тем, кто к такому питанию еще не готов, предлагается применять максимально щадящую тепловую кулинарную обработку продуктов. 7. Ограничьте или исключите зерновые продукты. Г. Шелтон утверждал, что злаки и соответственно зерновые продукты (хлеб, крупы, макароны и др.) не относятся к «естественному питанию» человека и не являются необходимыми и полезными для его жизни и здоровья. Поэтому лучше всего злаки полностью изъять из питания, особенно из рациона маленьких детей. Как исключение допустимы в пищу: зерна злаков молочно-восковой спелости, т. е. пока они не созрели (например, зеленая кукуруза в стадии роста, в которой еще мало крахмала), но после отделения от стебля зеленая кукуруза должна быть съедена не позже чем через сутки; пророщенное зерно, в частности пшеницы; в сухие цельные зерна злаков, но не в виде каш. Однако все они должны составлять лишь малую часть рациона, и их можно есть только с большим количеством свежих фруктов и зеленых овощей и в нужных сочетаниях — по правилам раздельного питания. Наиболее последовательные сторонники «естественного питания» разделяют взгляды Г. Шелтона на злаки. А. Чупрун в книге «Что такое сыроедение и как стать сыроедом (натуристом)» (1991) пишет, что зерновые продукты являются ошибкой человечества и одной из причин некоторых «болезней цивилизации». Противоположную позицию занимают макробиотики, основу питания которых составляют зерновые продукты. Следует обратить внимание на то, что сторонники беззернового или преимущественно зернового питания сообщают об успешном применении своих диет при одинаковых заболеваниях. Другие виды нетрадиционного питания (разные варианты вегетарианства, питание в учении йогов и Аюрведы) не разделяют обе крайние точки зрения на злаки, как, впрочем, и наука о питании. Как пример «одной из самых худших комбинаций, которая когда-либо попадала в рот человеку», Г. Шелтон приводит овсяную кашу, куда добавляют молоко и сахар. Он утверждал, что такое блюдо практически не усваивается, оно может часами оставаться в желудке и вызывать брожение. Особенно обрушивался Г. Шелтон на хлеб, называя его потребление «одним из великих проклятий современной жизни». Приготовленный из лишенных отрубей злаков, содержащий соль, дрожжи или соду, подвергнутый высокотемпературной обработке при выпечке, употребляемый 3-4 раза в день в неразборчивых сочетаниях с другими продуктами, хлеб, по мнению Г. Шелтона, является одним из главных источников болезненных состояний. Потребление хлеба даже без других продуктов разрушает здоровье. Но хлеб в сочетании с другими, например животными белковыми, продуктами (мясом, рыбой, яйцами, молоком, сыром) причиняет еще большие неприятности. Таковы абсурдные взгляды Г. Шелтона на злаки в целом и на хлеб в частности. Отметим только, что эти продукты были и остаются основой питания сотен миллионов людей, можно даже сказать, большей части населения мира. 8. Исключите сахар и другие продукты промышленного производства. По мнению Г. Шелтона, белый сахар — это продукт «медленного умирания». Сахар не является необходимой частью питания. Тягу к сластям надо удовлетворять сладкими фруктами, а не «стряпней кондитеров и булочников». Питание, считает Г. Шелтон, требует реформы — полного поворота к Природе и отказа от переработанных, лишенных естественных свойств, содержащих различные добавки продуктов пищевой индустрии (муки тонкого помола, полированного риса, пастеризованного молока, консервов, концентратов и т. д.). Эти рекомендации полностью совпадают с мнением сторонников натуро-патии и других видов нетрадиционного питания, особенно дзен-мак-робиотики и сыроедения. 9. Исключите грибы и некоторые фрукты, ягоды и овощи. Г. Шелтон не относил к пище даже съедобные грибы. Он считал, что грибы абсолютно не усваиваются организмом человека и проходят по кишечнику точно в таком же виде, как были проглочены. К малоусвояемым продуктам отнесена и свекла. Из питания следует исключить ревень и крыжовник в связи с большим содержанием в них щавелевой кислоты. Таким образом, некоторые распространенные растительные продукты отнесены к бесполезным или вредным. Справедливости ради скажем, что грибы действительно относятся к трудноперевариваемым продуктам. Однако это не означает, что они целиком «проскакивают» от желудка до заднего прохода, во всяком случае у здоровых людей. Кроме того, различные методы кулинарной обработки улучшают переваривание грибов. Нет оснований относить к неусвояемым овощам свеклу. Наконец, в крыжовнике мало щавелевой кислоты, в частности меньше, чем в рекомендуемых Г. Шелтоном зеленых листьях салатов. 10. Исключите потребление соли, пряностей, специй и приправ. Г. Шелтон считал, что эти продукты не только бесполезны, но и вредны: они раздражают желудок и тем способствуют образованию в нем злокачественных опухолей, извращают аппетит и вызывают переедание, тормозят усвоение пищи. Человек, который употребляет «естественную пищу» и ест только тогда, когда голоден, не нуждается в возбудителях аппетита. Если человек не может получить удовольствие от еды без пряностей и приправ, тогда надо пропустить прием пищи. По мнению Г. Шелтона, столовый уксус тормозит пищеварение и более вреден для печени, чем алкоголь. Вредными для организма, особенно для печени, он считал и органические кислоты — лимонную, яблочную и др. Однако кислые фрукты и ягоды не являются нездоровой пищей, хотя и их не следует употреблять в избытке. Утверждение Г. Шелтона о вредности органических кислот или торможении пищеварения от пряностей, специй и приправ не соответствует данным науки о питании. Кроме того, практически все фрукты и ягоды и большинство овощей являются главными источниками органических кислот в питании. Отметим также, что другой последователь «естественного питания» — Д. С. Джарвис — настоятельно рекомендует постоянное потребление яблочного уксуса. 11.Пейте только чистую воду. Г. Шелтон признавал только один напиток — воду. Питьевая вода не должна быть холодной, жесткой и содержать добавки, например, фтор. Лучше всего прохладная вода, которую надо пить медленно и не во время приема пищи. Соки фруктов и овощей, молоко и кисломолочные напитки Г. Шелтон относит к еде, а кофе, чай, какао, пиво, вино, различные безалкогольные сладкие напитки — к «ядам». 12. Соблюдайте режим приема пищи. Утренний прием пищи должен быть очень легким, или его вовсе можно пропустить, дневной прием не должен быть плотным (надо работать, а не переваривать пищу), а основная еда, включающая и белковую пищу, должна быть вечером и после небольшого отдыха по окончании работы. Напомним, что в рассмотренном выше учении У. Г. Хея о раздельном питании даны противоположные рекомендации: основной прием пищи должен быть в обед, в дневное время, а в ужин следует употреблять меньше пищи, причем желательно не белковой, а углеводной. С позиций науки о питании, не следует плотно есть перед сном. Однако время основного приема пищи (дневное или вечернее) зависит от национальных и семейных традиций, а также от индивидуальных склонностей. В разных странах и даже у разных народов, живущих в той или иной стране, эти традиции различны. Таковы весьма своеобразные взгляды американского натуропата Герберта Шелтона на «правильное, естественное питание». ПРАВИЛА РАЗДЕЛЬНОГО ПИТАНИЯ ПО Г. ШЕЛТОНУ Правильное сочетание продуктов во время приема пищи — важнейшая составная часть системы питания Г. Шелтона. Г. Шелтон сформулировал правила раздельного питания, которые предназначены для здоровых и больных людей, т. е. для всего человечества. Эти правила изложены ниже с сохранением стиля их автора. 1 Сочетание кислот с крахмалом. При пережевывании крахмалистой пищи (хлеб, крупы, картофель и др.) переваривание крахмала начинается в полости рта под действием фермента слюны амилазы, выделяемой слюнными железами. Амилаза частично расщепляет крахмал до мальтозы в слабощелочной среде. Если крахмалистая пища сочетается с кислыми продуктами, то действие амилазы прекращается и крахмал не начинает перевариваться. Поэтому крахмалистую пищу нельзя сочетать с кислыми фруктами, ягодами, овощами или их соками, квашеной капустой, маринованными огурцами, салатами с добавлением столового уксуса и т. д. ВЫВОДЫ: ешьте кислую и крахмалистую пищу в разное время! 2. Сочетание кислот с белками. В желудке происходит начальная стадия переваривания белков под действием фермента пепсина, который активен в кислой среде. Эту среду создает соляная кислота желудочного сока. Однако добавление кислот фруктов, ягод, некоторых овощей и их соков или столового уксуса расстраивает желудочное пищеварение, замедляя секрецию пепсина или даже разрушая его. В результате переваривание белка ухудшается, что приводит к его гниению. Ошибочно употребление белковой пищи (мяса, рыбы, яиц и др.) с кислыми фруктами и ягодами, их соками, томатным соком или соусом, кислой капустой, маринадами. Исключение составляют орехи и сыр, которые в сочетании с кислотами не так быстро разлагаются, как другая белковая пища. ВЫВОДЫ: ешьте белки и кислые продукты в разное время! 3. Сочетание белков с жирами. Жиры подавляют секрецию желудочного сока, уменьшают выработку соляной кислоты и пепсина желудочными железами. Это означает, что не следует есть сливочное и растительное масла, сливки, жирные подливки вместе с белковой пищей. Однако тормозящее действие жира на переваривание белка можно устранить путем употребления с ними большого количества зеленых овощей. ВЫВОДЫ: ешьте жиры и белки в разное время! 4. Сочетание белков с сахарами. Все сахара, в том числе мед, сладкие фрукты, варенье, оказывают тормозящее действие на секреторную и моторную функции желудка. Сахара, принимаемые с белками, задерживают переваривание белков. Сахара не подвергаются перевариванию во рту и желудке, этот процесс происходит в кишечнике. Если сахара есть отдельно, то они не задерживаются в желудке и быстро переходят в кишечник. При употреблении вместе с белками сахара задерживаются в желудке, «ожидая», когда переварится белковая пища. В это время сахара могут подвергаться брожению. ВЫВОДЫ: ешьте сахара и белки в разное время! 5. Сочетание белков с крахмалами. Переваривание крахмала и белка столь различно, что при смешивании в желудке они мешают друг другу. Если хлеб и мясо есть одновременно, то вместо почти нейтрального сока, выделенного в желудке в первые часы переваривания хлеба, будет выделяться высококислотный желудочный сок. В результате этого переваривание крахмала (за счет попавшего в желудок фермента амилазы слюны) прекращается. Таким образом, первые стадии переваривания крахмала и белка происходят в противоположной среде: крахмал требует слабощелочной среды, белок — кислой. Когда человек ест мясо, рыбу, яйца или сыр с хлебом, картофелем или крупами, он потребляет белки и крахмалы. Такого смешения пищи в живой природе нет, исключая современного человека и прирученных домашних животных («Природа никогда не производит бутерброды»). Следует избегать употребления бобовых (кроме стручковых овощей), содержащих большое количество белка и крахмала. Именно этим объясняются трудности переваривания и склонность к брожению комбинации бобовые—хлеб и мясо, каждый компонент которой требует разных условий для переваривания. ВЫВОДЫ: ешьте белковую и крахмалистую пищу в разное время! 6. Сочетание белков с белками. Неразумно потреблять более одного вида белка во время приема пищи, так как разные белки требуют неодинаковых изменений желудочной секреции по времени выделения и составу сока. Одна белковая пища на один прием должна обеспечить наиболее эффективное ее переваривание. Следовательно, не следует есть одновременно такие сочетания, как мясо и сыр, мясо и орехи, молоко и орехи, яйца и орехи и т. д. Но два разных вида мяса или два вида орехов можно употреблять в один прием пищи: в этих случаях пищеварение не нарушается. ВЫВОДЫ: ешьте лишь одну концентрированную белковую пищу за один прием! 7. Сочетание сахара с крахмалами. Переваривание крахмала обычно начинается во рту и продолжается при соответствующих условиях в желудке. Сахара перевариваются не во рту и желудке, а в тонкой кишке. Когда сахара употребляют в отдельности, они быстро переходят из желудка в кишечник. Если сахара едят с крахмалистой пищей, они задерживаются в желудке» где в условиях тепла и влаги возникает их брожение. Сахар, варенье, джемы, мед, патока, сиропы, употребляемые вместе с хлебом, печеньем, кашами, пирожными и другой крахмалистой пищей, вызывают брожение. Это проявляется повышенной кислотностью желудочного сока, изжогами, кислой отрыжкой. Сладкие фрукты в сочетании с крахмалами также приводят к брожению. Сладкие булочки с изюмом или мед с оладьями гарантируют брожение в желудке. Кроме того, употребление сахара с крахмалом нарушает переваривание крахмала в ротовой полости. В большом количестве слюны, выделяемой на сахара, нет фермента амилазы, нужной для расщепления крахмала. ВЫВОДЫ: ешьте крахмалы и сахара в разное время! 8. Сочетание крахмала с крахмалами. Необходимость употребления только одной крахмалистой пищи более важна в качестве средства для предупреждения переедания, чем средства для предотвращения плохого сочетания пищи. Переедание крахмалов может привести к брожению в желудке. Только люди, способные к самоконтролю при еде, могут позволить себе два вида крахмала в один прием. Обычно же, когда люди едят картофель с хлебом, происходит переедание крахмалов с последующим брожением. ВЫВОДЫ: ешьте только один вид крахмала в один прием пищи! 9. Сочетание молока с другими продуктами. Молоко является естественной пищей только для детенышей млекопитающих, причем они употребляют только молоко, а не сочетают его с другой пищей. Из-за присутствия в молоке белка и жира оно плохо сочетается почти с любой пищей, кроме кислых продуктов. Когда молоко попадает в желудок человека, оно свертывается. Свернувшееся молоко обволакивает частицы другой пищи, изолирует их от действия желудочного сока и препятствует перевариванию. Поэтому нежелательно употребление молока с хлебом и другими мучными изделиями, кашами, а также с любой белковой пищей. ВЫВОДЫ: пейте молоко отдельно от другой пищи или вообще не употребляйте! 10. Сочетание дыни и арбузов с другими продуктами. Дыни и арбузы не перевариваются в желудке и при отдельном от других про- 11. Десерты. Десерты употребляют в конце приема пищи, обычно после того как человек насытился или даже съел больше, чем ему нужно. К десертам относятся пирожные, пирожки, сладкие фрукты, компоты, мороженое. Они плохо сочетаются почти со всеми видами пищи, и в них нет ничего полезного. Поэтому десерты нежелательны. Охлажденные десерты, например мороженое, создают препятствие для нормального переваривания в желудке других продуктов. ВЫВОДЫ: избегайте десертов! Таковы основные правила совместимости пищевых продуктов по Г. Шелтону. Промежутки между приемами несовместимых продуктов составляют в среднем 3 ч. Фактически каждый прием пищи должен состоять из продуктов, обеспечивающих правила раздельного питания. Кислые продукты («кислоты») можно употреблять примерно за 20-30 мин до употребления крахмалистой или белковой пищи. Последователи Г. Шелтона предлагают иной вариант: есть фрукты за 15-30 минут до одного из основных приемов пищи. Наконец, Г. Шелтон советовал употреблять сладкие и очень кислые фрукты и ягоды отдельно — в разные приемы пищи. К любым фруктам не следует добавлять сахар. Он не рекомендовал пить большое количество фруктовых и овощных соков между приемами пищи, так как это может послужить причиной «несварения желудка».С перевариванием пищи и раздельным питанием связаны рекомендации, касающиеся сочетания воды и пищи. По Г. Шелтону, вода, выпитая за 10-15 минут до еды, разбавляет пищеварительные соки, и пища быстро покидает желудок, не переваренная полностью. Он предложил следующее правило: «Пейте воду не ранее чем через 30 минут после приема фруктов, через 2 ч после крахмальной пищи и через 4 ч после белковой пищи». Классификация пищевых продуктов В рекомендуемых Г. Шелтоном правилах употребления во время еды «белков, жиров, углеводов, крахмала, сахара, кислот» под этими названиями подразумеваются продукты с преимущественным содержанием тех или иных пищевых веществ. Для понимания практики раздельного питания Г. Шелтон предложил следующую классификацию пищевых продуктов. 1.Белковые продукты. В эту группу вошли продукты, содержащие большое количество белка: нежирные мясо и рыба, яйца, сыр, творог, соя, маслины, арахис, большинство видов орехов. 2.Углеводные продукты. В эту группу включены продукты, которые содержат большое или умеренное количество крахмала, сахаристые продукты и сладкие фрукты и ягоды. К крахмалистым отнесены зерновые продукты (хлеб, крупы, макароны и др.), зрелые бобовые, кроме сои, картофель, кабачки, тыква; к умеренно крахмалистым продуктам — цветная капуста, свекла, морковь, брюква. В число «сахаристых продуктов» включены желтый (с остатками патоки) и белый (рафинированный) сахар, конфеты, мед, джемы, варенье, сиропы. Сладкие фрукты и ягоды — это бананы, финики, инжир, хурма, сладкий виноград, изюм, чернослив. 3.Жировые продукты. Эту группу составили продукты с большим содержанием жира: коровье масло, свиное сало и другие животные жиры, растительные масла, жирные мясо и рыба, сливки, сметана, некоторые орехи. 4.Кислые фрукты и овощи. В эту группу входят продукты — источники большого количества кислот: лимоны, апельсины, грейпфруты, ананасы, гранаты, кислые яблоки, персики, слива, томаты и др. 5.Полукислые фрукты. Эта группа включает продукты с умеренным количеством кислот: груши, абрикосы, манго, свежий инжир, сладкие яблоки, слива, персики, вишня. 6.Некрахмалистые и зеленые овощи. Это все сочные овощи независимо от их цвета (зеленые, желтые, белые и т. д.). Главные из них: разные виды капусты, кроме цветной, все виды лука, зеленый горошек, огурцы, репа, редис, баклажаны, сладкий перец, щавель, шпинат, салат-латук, зеленая кукуруза, чеснок, петрушка, сельдерей, мангольд (листовая свекла), ботва огородных растений. 7.Арбузы и дыни. В классификации пищевых продуктов по Г. Шелтону имеется много противоречий и ошибок. С учетом этих замечаний следует воспринимать другую предлагаемую Г. Шелтоном классификацию пищевых продуктов, которая рекомендуется им в качестве руководства для раздельного питания. В этой классификации даны «наилучшие» и «наихудшие» сочетания продуктов во время приема пищи. 1.Мясо и рыба всех видов лучше всего сочетаются с некрахмалистыми зелеными овощами, хуже всего — с другими белковыми продуктами, крахмалистыми, сахаристыми и жировыми продуктами, кислыми фруктами и овощами, молоком. 2.Яйца лучше всего сочетаются с зелеными овощами, хуже всего—с другими белковыми продуктами, крахмалистыми и сахаристыми продуктами, а также с кислыми продуктами. 3.Сыр и творог лучше всего сочетаются с зелеными овощами, хуже всего — с другими белковыми продуктами, крахмалистыми, сахаристыми и жировыми продуктами, кислыми фруктами. 4.Молоко следует потреблять отдельно от всех продуктов или с кислыми и полукислыми фруктами и жировыми молочными продуктами. 5.Зерновые продукты лучше всего сочетаются с зелеными овощами, животными или растительными жирами, хуже всего — со всеми белковыми и сахаристыми продуктами, фруктами, кислыми продуктами, молоком. 6.Бобовые (кроме стручковых овощей) лучше всего сочетаются с зелеными овощами, хуже всего — со всеми белковыми, сахаристыми и жировыми продуктами, всеми фруктами, молоком. 7.Жиры животные я растительные лучше всего сочетаются с зерновыми продуктами и зелеными овощами, хуже всего — с белковыми продуктами. 8.Фрукты и ягоды кислые лучше всего сочетаются с другими кислыми фруктами и ягодами, орехами, молоком, хуже всего — с белковыми продуктами, кроме орехов, крахмалистыми и сахаристыми продуктами. 9.Фрукты и ягоды полукислые и некислые лучше всего сочетаются с кисломолочными напитками, хуже всего — с белковыми и крахмалистыми продуктами, кислыми фруктами и ягодами, молоком. 10.Орехи (большинство видов) лучше всего сочетаются с зелеными овощами и кислыми фруктами, хуже всего — с белковыми, крахмалистыми, сахаристыми и жировыми продуктами, кислыми (кроме фруктов) продуктами, молоком. 11.Зеленые овощи лучше всего сочетаются с белковыми, крахмалистыми, жировыми продуктами, полукислыми фруктами, хуже всего — с молоком, кисломолочными напитками, сладкими фруктами. 12.Дыни и арбузы не сочетаются с другими продуктами, за исклю исключением некоторых сладких и полукислых фруктов и ягод, включая сухие. 2.Сторонники раздельного питания по Г. Шелтону внесли некоторые уточнения в его классификацию сочетаний пищевых продуктов. Примером является обобщенная классификация И. И. Литвиной (1994), С позиций науки о питании, теория и вытекающие из нее практические рекомендации учения о раздельном питании основаны на неверных или устаревших представлениях и положениях. Возникает вопрос: вредно ли раздельное питание или оно в подавляющем большинстве случаев просто бесполезно? Если все-таки есть рыбу в одно время дня, а гарнир к ней (картофель, рис и т. д.) — в другое, если отказаться от вареников с творогом или блинов с медом, может ли с человеком произойти что-нибудь страшное? Питание одним продуктом за один прием пищи не принесет большого вреда. Однако длительное (месяцами и годами) раздельное питание может неблагоприятно отразиться на конечном усвоении переваренной пищи, а также вызвать определенную детренированность пищеварительных желез с возможным срывом пищеварения при переходе на смешанную пищу. При приеме каждого белкового, крахмалистого и иного продукта отдельно придется питанию посвятить весь день. Например, надо подсчитывать время для употребления фруктов и ягод согласно правилам раздельного питания. По нашему врачебному опыту, все это может вести к невротическим состояниям, когда навязчивые установки на «правильный прием пищи» целиком поглощают психику легко внушаемых людей. Нельзя забывать и о социально-психологическом значении питания. Так, человек, посвятивший себя раздельному питанию, может испытывать затруднения в гостях, если нет возможности разделить предлагаемую ему пищу (пироги, пельмени и др.) на белковую и крахмалистую. Все эти сложности могли бы окупиться при наличии достоверных данных о пользе раздельного питания, а не эмоциональных призывов его сторонников к «спасению организма» от токсинов и шлаков за счет соблюдения правил этого питания. В реальной жизни редко встречается идеальный вариант человека, у которого функции органов пищеварения и всей системы обмена веществ соответствовали бы данным учебников по физиологии пищеварения и питанию. Конкретный человек, здоровый или больной, по-разному реагирует на тот или иной вид питания. Поэтому некоторые люди могут чувствовать себя нормально, соблюдая правила раздельного питания. Другие могут приучить себя к этому питанию вне зависимости от того, бесполезно или вредно оно для них. Нельзя исключить, что при некоторых заболеваниях (нарушения моторно-эвакуаторной функции желудка невротического характера, обострение хронического атрофического гастрита и др.) раздельный прием пищи может дать положительный эффект у части больных. Однообразной пищи человек съедает меньше, чем разнообразной. Поэтому переход на раздельное питание может помочь похудеть некоторым больным с ожирением. Однако отсутствуют объективные клинические наблюдения, подтверждающие результативность раздельного питания сравнительно с традиционными диетическими и иными методиками лечения. Кроме того, при заболеваниях органов пищеварения необходим индивидуальный подбор сочетаний продуктов в зависимости от особенностей больного.
Лекция 5 – Особенности приготовления пищи в системе ЙОГИ ПОНЯТИЕ О ЙОГЕ И ХАТХА-ЙОГЕ Основоположником классического учения йоги является Патанджали (II в. до н. э.), который в трактате «Йога-сутра» изложил философию и практику йоги. Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему, которая включает знания и действия, правила и рекомендации, затрагивает и тело, и ум, и душу человека. В древнеиндийском языке (санскрите) слово «йога» означает «соединение», «слияние», «гармония». Философия йоги понимает под этим словом единение души человека с неким абсолютным Духом. Для практикующих начальные этапы учения йоги дается иное толкование этому слову — как единению и гармонии физического и психического состояния человека. Патанджали разделил йогу на восемь ступеней, каждая из которых имеет свои смысл, программу и цель. Последовательное, постепенное, регулярное и неуклонное движение по восьми ступеням ведет к желаемой в йоге цели на физическом, психическом и духовном уровнях. Эти ступени, или этапы, называемые восьмиричным путем в йоге, составляют основу классической системы йоги. Восьмиричный путь йоги включает следующие ступени. 1. Яма — межличностная очищающая дисциплина; правила общественного поведения; отказ от всего плохого: ненанесение вреда живому существу, терпимость к людям, честность, правдивость, нестяжательство, обуздание чувств и желаний. 2. Нияма — внутриличностная очищающая дисциплина; выработка нравственных установок; недопущение отрицательных эмоций и плохих мыслей, скромность, несуетность. 3 Асаны — позы тела, обеспечивающие полный контроль за ним; нервно-мышечная самодисциплина; физические упражнения, при которых части тела, включая внутренние органы, напрягаются или расслабляются. Йоги практикуют 84 асаны, из которых 32 считаются особо важными для физического и духовного совершенства. 4 Пранаяма — система дыхательных упражнений для овладения праной — жизненной энергией; техника дыхания для подчинения его сознанию. 5 Пратьяхара — контроль над чувствами, «отрыв» от чувственных восприятий и влияния внешних впечатлений. 6 Дхарана — концентрация мысли; умение сосредоточиться на чем-нибудь одном при изоляции других мыслей и образов. 7 Дхьяна — медитация (сосредоточенное размышление) с вниканием в сущность объекта умственного созерцания при отрешенности от внутренних переживаний и внешнего мира. 8 Самадхи — самореализация; полное вникание в сущность объекта сосредоточенного размышления, когда очищенный ум сливается с этим объектом. Самадхи определяют как сверхсознание, как освобождение духа от тела, которое невозможно выразить словами. Оно близко буддистскому понятию о нирване — состоянии полного покоя вне пространства, времени, бытия и желаний, состоянии погруженности в космическое сознание. Цель практики йоги — достижение такого состояния, когда человек выходит за границы физического тела и разума, а душа отождествляет себя с высокой Душой и Богом. Однако это возможно только после овладения 8-й ступенью йоги — самадхи, которую могут достичь немногие йоги. Существует еще понятие о Крийя-йоге, которую можно назвать йогой очищения, или гигиеной йогов. Крийя-йога не является одной из ступеней йоги, но ее правила должны соблюдаться на всем восьмиричном пути в йоге. Рекомендации по питанию йогов практически отражены именно в Крийя-йоге. Санскритское (древнеиндийское) слово «хатха» состоит из двух слов: ха — «солнце» и тха — «луна», что символизирует два противоположных начала, которые, будучи соединены вместе, означают единство противоположностей в природе. Санскритское изречение «В здоровом теле — здоровый дух» также означает единство противоположностей и имеет свое воплощение в йоге. Каково место питания в йоге? В дзен-макробиотике и учении Ма-хариши Аюрведы, которые включают в себя элементы йоги, питание имеет ведущее значение. В противоположность этому в йоге питанию отводится важная, но не ведущая роль. Правила питания, как и правила очищения тела, распространяются на все ступени восьмиричного пути в йоге, являются необходимым фоном для овладения йогой, но не самостоятельными ступенями. Если только питаться, как рекомендует йога, или только воздерживаться от пищи, как делают йоги, или только очищать разными методами желудок и кишечник, как предлагает йога, — это все будет формальными и бесплодными элементами йоги — псевдойогой. САТТВИЧЕСКОЕ, РАДЖАСТИЧЕСКОЕ И ТАМАСТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ. Согласно учению йоги, существует пища трех видов: саттвическая — чистая, раджастическая — возбуждающая, тамастичес- кая — нечистая. Эти названия соответствуют трем гунам, т. е. свойствам или качествам всего в природе — саттва, раджас и тамас. Сочетание указанных гун порождает все разнообразие явлений, действий, предметов и т. д. Саттва — это качество чистоты, равновесия, гармонии, доброты, покоя, ясности ума, света, счастья. Раджас — это качество возбудимости, активности, действия, желания, страсти, раздражительности. Тамас — это качество инертности, бездействия, тупости, невежества, равнодушия, заблуждения, тяжести, мрака. Включение тех или иных продуктов и пищи в указанные гуны имеет определенные различия в зависимости от школ современной йоги. Болгарский последователь йоги В. Евтимов (1986) относит к чистой (саттвической) пище молоко и молочные продукты, включая масло, фрукты, ягоды, овощи, орехи и зерна злаков; к возбуждающей (рад-жастической) пище — мясо, рыбу, яйца, пряности и специи, кофе и крепкий чай, алкогольные напитки, горячие и острые блюда; к нечистой (тамастической) пище — несвежую, залежавшуюся, перегретую или разогретую, подгнившую пищу, в первую очередь мясную. Духовно возвышенные люди предпочитают чистую пищу, но в современном обществе (имеется в виду население стран с развитой эко- номикой) все больше людей употребляют возбуждающую пищу. В результате, по мнению В. Евтимова, развиваются расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем и различные заболевания. Для занимающихся йогой рекомендуется саттвическое питание, т. е. молочно-растительное. На саттвическую пищу как основу питания йогов указывает директор Институтов йоги в Индии и США Пфулгенда Синха (1990). Однако в слова «саттвическая, или чистая, пища» он вкладывает несколько иное понятие, чем рассмотренное выше. Саттвической является пища свежая, чистая, натуральная, просто приготовленная, подвергнутая минимальной тепловой обработке, с включением очень небольшого количества пряностей, специй и приправ. Идеальная саттвическая пища — это сырые фрукты, ягоды, овощи и орехи. Близко к этой пище стоит натуральное молоко. Раджастическая пища включает жареные, тушеные, острые и пряные блюда, различные сласти и сладкие напитки, крепкий чай и кофе, алкогольные напитки. Наконец, к тамастической относится пища, подвергнутая особо интенсивной кулинарной обработке, жесткой промышленной переработке, недостаточно свежая (длительно хранилась или подвергнута вторичной тепловой обработке), прогорклая, включающая большое количество поваренной соли, черного и красного перца, карри (смеси пряностей), других пряностей, специй и приправ. Согласно Пфулгенда Синхе, йога подразделяет пищу именно на саттвическую, раджастическую и тамастическую, а не на вегетарианскую или невегетарианскую. Не сам по себе продукт, а способы его хранения и приготовления превращают продукт в пищу того или иного вида. Широко распространенное мнение, что вегетарианская пища всегда саттвическая, а невегетарианская является раджастической или тамастической, — ошибочно. Цветная капуста или картофель в процессе хранения и приготовления могут стать тамастической пищей, а свежие рыба или яйца могут быть приготовлены таким образом, что превратятся в саттвическую пищу. С одной стороны, такой подход расширяет перечень продуктов, входящих в рацион людей, занимающихся йогой. С другой — он ограничивает кулинарные возможности приготовления блюд. Все сказанное не означает, что Пфулгенда Синха не ставит на первое место в питании йогов растительно-молочную пищу, даже с уклоном в сыроедение. В учении йоги принято считать, что раджастическая пища способствует перееданию, после ее приема длительно отмечается чувство тяжести, она пробуждает страсть, плотские желания. Тамастическая пища развивает в человеке грубость, тупость, агрессивность, равнодушие. Оба эти типа пищи не рекомендуются занимающимся йогой, так как они не способствуют физическому, умственному и духовному развитию и обновлению. Понятие о саттвическом питании теснейшим образом связано с представлением йоги о пране — жизненной энергии. Прана — это универсальная энергия, которая проявляется в самых разнообразных видах во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Солнце, воздух, свет, вода, минералы, пища — все насыщено праной. Если человеку недостает праны, он становится слабым, в нем малс «жизни». При достаточном запасе праны человек бодр, энергичен, полон «жизни». Количество праны во Вселенной постоянно и неизменно. Человек может притягивать к себе невидимый поток праны и извлекать ее из воздуха, воды и пищи. Учение йогов направлено на увеличение праны, которую вбирает в себя человек. Физические, дыхательные и психические упражнения, морально-этические и другие положения йоги должны научить человека правильно накапливать и расходовать прану. Чем пища ближе к саттвической, тем больше в ней праны. Рассмотренное разделение пищи на виды, прежде всего на саттвическую и тамастическую, характерно не только для питания йогов, не и для питания людей, религией которых является буддизм или индуизм. В Древней Индии пища, как и многие явления и предметы, дели лась на «чистую» и «нечистую» согласно магическим и религиозно-философским представлениям. Сингалы — основное население Шри-Ланки (Цейлона) — являются буддистами. К «чистым» продуктам у сингалов относятся рис «благородные» плоды и овощи, имбирь, перец и другие пряности; к «нечистым» — мясо и «грубые» плоды и овощи. Вареная пища — «чистая», жареная — «нечистая». В подношение богам включается только «чистая» пища, а демонам полагается и мясо, и жареное. Это не означает, что сингалы не едят жареных блюд. Но, по древней традиции беременной женщине следует остерегаться «нечистой» пищи. При всем этом среди сингалов мало вегетарианцев, они едят рыбу, мясо птиц и животных. Высшая каста индуизма — брахманы, многие из которых и в современной Индии едят только молочно-растительную пищу. У брахманов пища делится на «совершенную» и «несовершенную». К первой относятся молоко и молочные продукты, карри — сложная смесь пряностей и все кушанья, обжаренные в топленом масле; ко второй — рис, бобовые, лук, чеснок, чапати — пшеничные лепешки из пресного теста. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ПИЩЕВЫЕ РАЦИОНЫ В ЙОГЕ Свежие фрукты, ягоды и овощи, прежде всего в сыром виде, занимают почетное место в списке продуктов для питания йогов. Считается, что эти продукты даны человеку самой природой и являются естественной пищей, богатой жизненной энергией — праной. По мнению некоторых современных специалистов йоги, в ежедневном рационе обязательно должна быть, по крайней мере, одна тарелка салата из сырых овощей и по одному яблоку, апельсину и банану. Это не исключает замены указанных фруктов на другие с учетом сезона года и места проживания. Йоги, как и дзэн-макробиотики, считают, что местные плоды и овощи находятся в природном равновесии с организмом. Однако рекомендации йогов по этому поводу не столь категоричны, как у макробиотиков. Кроме того, последние вообще резко ограничивают потребление фруктов и ягод, а большую часть овощей едят после варки. Помимо свежих фруктов и ягод йоги допускают в питании и высушенные на солнце, например, изюм и курагу. Ассортимент овощей дополняется зеленой ботвой огородных растений. Широко применяются зеленый горошек и другие стручковые овощи. Важное значение с точки зрения саттвического питания придается тому, чтобы плоды и овощи не были деформированными и подгнившими. В питании используют и соки плодов, реже овощей, но свежеприготовленные, а не после хранения в течение нескольких часов и тем более — консервированные. Во время обучения в школах йоги ученикам запрещается есть лук, чеснок и все овощи, которые созревают не под прямыми лучами солнца, — свеклу, морковь, редис, картофель и др. В период приобщения к йоге ученикам категорически запрещается любая возбуждающая (раджастическая) пища, например, чай и кофе. Кроме того, они должны приостановить свою сексуальную жизнь, стать брахма-чари нами — холостяками. Это считается необходимым для преобразования сексуальной энергии в более возвышенную энергию, которая развивает психические и духовные силы йога. Без этого воздержание теряет свой смысл. Разумеется, все это относится к тем, кто действительно хочет познать йогу, а не овладеть несколькими приемами Хатха-йоги. После обучения разрешается употреблять в пищу как наземные, так и подземные овощи, но отношение к луку и чесноку остается отрицательным. В некоторых руководствах по йоге лук и чеснок допускаются в пищу после их варки. Осторожное отношение к этим пряным овощам, как и вообще к пряностям, специям и приправам, обусловлено тем, что все они способствуют переходу саттвического питания в раджас-тическое, а при неумеренном употреблении — в тамастическое. Речь идет не о том, что специи или приправы вообще нельзя употреблять, а о том, чтобы не злоупотреблять ими. Их можно применять для улучшения вкусовых качеств блюд, но не в избыточном количестве. При таком подходе мера зависит от самого человека. Истинные йоги все-таки не используют в питании ни пряности, ни специи и приправы. Вместо них для улучшения вкуса применяют соки плодов и овощей, в частности цитрусовых, иногда — кисломолочные напитки. Поваренную соль йоги употребляют очень умеренно, а в современных руководствах рекомендуется заменять обычную соль на морскую. Зерна злаков йоги применяют в цельном виде (проросшие, сырые — после замачивания в воде, после варки), в виде круп с минимальной очисткой, например, коричневого (нешлифованного) риса, а также муки грубого помола, т. е. содержащей основные части цельного зерна. В некоторых руководствах по йоге рекомендуется ежедневно съедать 50-100 г проросшей пшеницы, которую готовят следующим образом: промытую пшеницу кладут в широкую мелкую посуду, заливают холодной водой до уровня поверхности зерен, покрывают мокрой тканевой или марлевой салфеткой и ставят в темное место (можно и при комнатной температуре) в среднем на 24 ч до появления ростков длиной не более 1 мм. Варианты употребления проросшей пшеницы или других зерен злаков: • жевать проросшие зерна, пока во рту не образуется «молочная» кашица; для вкуса можно добавить мед или измельченные орехи; • пропустить 1-2 раза проросшие зерна через мясорубку, залить кипятком и остудить; если налить мало кипятка, то получится каша, если много, то нечто вроде киселя; можно добавить по вкусу мед, немного морской соли, фруктового сока, простокваши и т. д. С позиций йоги, проросшие зерна лучше непроросших, так как они обогащены жизненной энергией, поглощенной из воздуха и света. Проросшие зерна действительно имеют большую ценность, чем сырые или вареные, благодаря образованию ряда пищевых веществ в результате прорастания. В каши из вареных злаков (рис, пшеница, овес и др.) можно добавлять мед, сахар-сырец, коровье или нерафинированное растительное масло, молотый арахис, миндаль или другие орехи. Для начинающих заниматься Хатха-йогой А. Н. Зубков и А. П. Очаловский (1991) рекомендуют отказаться от хлеба и мучных изделий, изготовленных с применением дрожжей. Авторы утверждают, что дрожжи подавляют микрофлору кишечника, а это ведет к гиповитаминозам и снижению иммунитета, они способствуют также задержке холестерина в организме. Индийские йоги применяют муку грубого помола для изготовления тонких лепешек из пресного теста (они особенно популярны в штатах Северо-Западной и Центральной Индии) и лепешек из кислого теста, для которых закваской служит тесто, оставленное от предыдущей готовки. Но закваска, по сути своей, является носителем комплекса микроорганизмов, включая дрожжи. Наконец, в настоящее время многие йоги используют в питании обычный дрожжевой хлеб, но не из рафинированной белой муки. Из традиционных в Индии мучных изделий йоги не рекомендуют только жаренные в кипящем масле лепешки. Составной частью пищевого рациона людей, практикующих йогу, могут служить бобовые. Индийские йоги используют множество местных разновидностей бобовых, но редко — сою. В странах западного мира в настоящее время у занимающихся йогой стали популярными различные продукты и изделия из сои. Йога рекомендует регулярное потребление сырых орехов — миндаля, фисташек, грецких, кешью и др. Полная горсть смеси разных орехов является достаточной ежедневной порцией. Считается, что сырые орехи способствуют увеличению выработки тепла в теле. Поэтому зимой орехи надо есть в большем количестве, чем летом. Источником полноценного белка, легкоусвояемого кальция и других пищевых веществ в рационах йогов издревле служили молоко и кисломолочные напитки, реже — творог. Использовали пахту — продукт, получаемый при сбивании масла из сливок. Преобладание кисломолочных продуктов объясняется историко-географическими корнями йоги, так как в жарком климате Индии сохранить молоко в свежем виде затруднительно. По этой же причине йоги едят коровье масло главным образом в перетопленном виде. Кисломолочные напитки разводили водой, иногда добавляя соль или сахар, употребляли с лепешками, зерновыми или бобовыми кашами. В рекомендациях для практикующих йогу имеются указания на допустимость употребления сыра, но не острого или соленого. Некоторые отечественные авторы настаивают на том, что йоги не едят сахар. Это не совсем верно. Йоги рекомендуют вместо рафинированного белого сахара темный (коричневый), содержащий патоку. В Индии они употребляют гур — сахар-сырец с большим количеством патоки, который иногда используется как приправа к рису или лепешкам. Гур считается полезным при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Допустимо употребление стеблей сахарного тростника, который просто жуют. Разбавленный сок тростника пьют как напиток, добавляют в молоко и блюда из риса и других злаков. Отметим, что и поныне на улицах индийских городов можно выпить стакан свежевыжатого сока из сахарного тростника. Индия — родина сахара, само это слово происходит от древнеиндийского слова «саркара». Рафинированный сахар можно заменить на мед, который был и остается характерным продуктом в питании йогов. Если мед густой, то рекомендуется смешивать его с растительным маслом, молотым миндалем, вареными зернами пшеницы, пресным сыром или творогом. Мед растворяют в воде, чае или молоке и пахте. Однако йоги предостерегают от злоупотребления медом: содержание его в пищевом рационе не должно превышать 2-3 столовых ложек (30-50 г). Не рекомендуется перегретый мед, т. е. добавленный в блюда и изделия, которые подвергаются тепловой обработке. Вода, соки плодов и овощей, молоко, пахта — главные напитки в рационе йогов. Чай и кофе используются, но ограниченно, некрепкие и, желательно, с молоком. Безусловно исключаются алкогольные напитки. Мясо животных и птиц йога отвергает по следующим причинам. -Это противоречит принципу ненанесения вреда животному: йоги должны соблюдать правила ахимсы — ненасилие, устранение звериных инстинктов, всеобщая космическая любовь. -Сама мысль об употреблении в пищу мертвого тела для йогов противна. -Йоги считают, что «астральная вибрация» убитого животного или птицы воздействует на астральное тело едока, что снижает жизненную энергию (прану) организма. Отметим, что наиболее вредными для астрального тела человека считаются устрицы, мидии, гребешки, кальмары, раки, а наименее вредными из живых существ — рыбы. Возможно, поэтому включение рыбы в рационы йогов-невегетарианцев допускают некоторые специалисты по йоге. -Мясо быстро теряет свою свежесть при хранении и переходит в разряд тамастической пищи, не говоря уже о мясных продуктах промышленного производства — консервах, концентратах, сосисках и колбасных изделиях. Для тех невегетарианцев западного мира, которые хотят обучаться Хатха-йоге, но не могут сразу отказаться от мяса, рыбы и яиц, рекомендуется постепенный переход на молочно-растительное питание. Сначала надо постараться употреблять эти продукты только 3-4 раза в неделю. Потом ограничивать употребление мясной пищи двумя днями в неделю и отказаться от говядины, баранины и свинины, заменив их куриным мясом и свежей рыбой. Одновременно нужно уменьшать и потребление яиц, все больше вводя в рацион зерновые и бобовые продукты, орехи, сырые фрукты и овощи, творог и пресный неострый сыр. Следует пить больше молока и кисломолочных напитков. Все это надо выполнять на фоне ежедневных физических (асаны) и дыхательных (пранаяма) упражнений. Йоги утверждают, что многие люди, которые длительно занимаются асанами (регулярно и не менее часа в день), начинают испытывать отвращение к мясу, табаку и алкоголю, позже к рыбе, и таким образом без всяких усилий над собой постепенно переходят на питание йогов. Этот период обычно длится несколько месяцев. Специалисты по йоге обращают внимание на две вредные крайности при переходе людей западного мира на «природно-естественное питание»: 1) только растительная пища с исключением всех продуктов животного происхождения — молока, молочных продуктов, масла, меда; 2) замена мяса избыточным потреблением зерновых продуктов, орехов, меда. Лучшей пищей в йоге считается та, которая состоит из не обработанных огнем продуктов: сырых плодов и овощей, проросшего зерна, молочных продуктов, меда и др. Но йоги не настаивают на полном мо-лочно-растительном сыроедении. По разным данным, сырые продукты должны составлять от 50 до 70% объема пищевого рациона йогов. Предложены степени полезности пищи в зависимости от способов тепловой обработки продуктов. Оптимальной считается варка на пару, далее — в воде. Пригодны и томленые (медленное, длительное тушение) блюда, по типу тех, которые в прошлом томились в глиняных горшках в русских печах. Менее желательно обычное тушение, и совсем не рекомендуется жаренье. После варки овощей не следует выливать воду, в которой они варились. Ее можно пить как напиток или использовать для супов или подливок. С позиций йоги, продукты, лишенные своих естественных свойств в результате интенсивной и жесткой промышленной переработки, являются «обезжизненными». К таким продуктам, которые должны быть отвергнуты в питании йогов, относятся мука тонкого помола и полученные из нее продукты — хлеб, печенье, макароны, лапша и др., крупы, полностью лишенные зерновых оболочек, — шлифованный рис, манная крупа и др., рафинированный (белый) сахар, кондитерские изделия, сладкие напитки (кока-кола и др.), рафинированные растительные масла, маргарины, баночные консервы, концентраты, продукты соленые, маринованные, копченые или подвергнутые высокотемпературной обработке (стерилизация), продукты, содержащие пищевые добавки — красители, ароматизаторы, консерванты и др. Однако рекомендуемые в питании йогов продукты и приготовленные из них блюда тоже могут в той или иной степени потерять свою природную жизненную силу при неправильных кулинарной обработке, хранении (следует избегать даже «переночевавших» блюд), повторном разогревании. Следовательно, саттвическое питание обеспечивает сырая или подвергнутая небольшому тепловому воздействию и свежая пища. Завтрак: чашка соевого молока или кофе из зерна злаков, изюм, миндаль, апельсин (съедается с белой подкоркой) или другие фрукты. Обед: салат из зеленых овощей с заправкой (сок лимона, растительное масло, соль), вареные овощи, или коричневый рис (нешлифованный) с соевым соусом, или печеный картофель с растительным или коровьим маслом, соевая простокваша. Предлагаемый рацион состоит главным образом из фруктов, овощей, их соков, продуктов из зерна и Ужин: свежие томаты с сыром или вареным яичным желтком или йогурт из коровьего молока с медом и проросшим зерном (вместо зерна можно есть хлеб из муки грубого помола), фрукты, кофе из зерна злаков с медом. Между приемами пищи: вода, соки фруктов и овощей, свежие фрукты. УПОТРЕБЛЕНИЕ ВОДЫ. Йоги относят питьевую воду к средствам внутреннего очищения. Они считают, что многие недомогания и заболевания связаны с недостатком воды, ведущим к несвоевременному удалению из организма продуктов обмена веществ. Поэтому регулярное и обильное потребление воды рассматривается как одно из главных условий сохранения здоровья и восстановления его при болезнях. При этом речь идет именно о пресной воде, а не о соках плодов и овощей, молоке, чае или других напитках. Йоги рекомендуют пить сырую воду, идеально — родниковую, но допустима и водопроводная. В Индии нередко пьют сырую речную воду, прежде всего из священной реки Ганга, особенно в ее верхнем течении. За рамки традиционных рекомендаций йоги выходит предлагаемая некоторыми авторами замена обычной сырой воды на дистиллированную или талую (замороженную, а потом размороженную) воду, а также «оживленную» путем многократного переливания из одной емкости в другую кипяченой воды. Согласно науке о питании, суточная потребность взрослого человека, живущего в умеренном климате, в свободной жидкости (вода, соки, чай, жидкая часть супов и др.) равна 1-1,5 л. В руководствах по Хатха-йоге рекомендуемое потребление только воды составляет от 8 до 12 стаканов и более в день, т. е. 1,6-2,4 л и более. В холодное время года количество потребляемой воды может быть уменьшено, в жаркое — увеличено. Вода должна быть комнатной температуры, но в жару допустимо ее очень небольшое охлаждение или питье горячей воды с добавлением лимона, или как исключение меда, а также трав (травяной чай). ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ Цель воздержания от пищи: способствовать физическому, психическому и духовному очищению организма, самообузданию тела, ума и души. Однако голодание свыше 30 дней проводится фактически только в духовных целях теми, кто осваивает или уже освоил последние ступени восьмиричного пути йоги — Раджа-йогу. Длительное голодание (даже в течение 2-3 недель) йоги не рекомендуют проводить без гуру — наставника, специалиста по йоге. Конечно, настоящие йоги, тем более аскеты, отшельники, самостоятельно осуществляют длительное воздержание от пищи — иногда до 40-50 дней.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |