Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доши и типы тела человека

Системе учения Махариша Аюрведа

Аюрведа — древнейшее медицинское учение, зародившееся в Индии. Слово «аюрведа» состоит из двух санскритских корней: «агор» — жизнь и «веда» — знание. Таким образом, Аюр­веда—это знание о жизни. В трактатах Аюрведы переплетены философско-религиозные положения раннего индуизма с советами по укреплению здоровья, сведениями о болезнях, лечебных растениях, маслах и минералах, составе лекарственных средств, способах массажа тела, ритуалах и обрядах исцеления и т. д. Большое внимание уделено медицинской этике. Например, в одном из аюрведических текстов сказано: «Идя к пациенту, медик должен успокоить свои мысли и чувства, быть добрым и человечным и не искать в своем труде выгоды... Симпа­тия к пациенту, радость от его выздоровления и стремление лечить даже врагов — эти качества определяют поведение медика». В Индии Аюрведа считалась основой медицины, но в период ко­лонизации страны ее лечебницы официально не признавались и даже подвергались преследованиям. Многие аюрведические знания оказа­лись утерянными или недоступными. В настоящее время в Индии су­ществуют колледжи (институты), а также больницы аюрведической медицины, где проводится главным образом лекарственное, психоте­рапевтическое и разнообразное физиотерапевтическое лечение. Од­нако следует отметить, что традиционная научная медицина с ее со­временными достижениями по-прежнему главенствует в Индии, особенно в ее городах. Таким образом, аюрведическая медицина лишь дополняет традиционную западную медицину. Современная система Аюрведы — Махариши Аюрведа — названа по имени Махариши Махеш Йоги, который в 1980-е годы начал рестав­рировать и модернизировать древнюю Аюрведу. Сам Махариши Ма­хеш Йога по образованию физик, он был монахом в Гималаях, а потом поселился в США. Хорошо рекламируе­мое учение быстро распространилось во многих странах, что совпало с возросшим интересом к восточной философии и медицине вообще и нетрадиционным методам оздоровления в частности. Возникло мно­жество учебных центров, лечебниц и магазинов Махариши Аюрведы. При изложении основ учения Махариши Аюрведы мы для крат­кости будем использовать только слово «Аюрведа», несмотря на опре­деленные различия между этими понятиями.

По Аюрведе слово «пракрити» характеризует всю Природу в целом и природу организма — психофизиологический тип чело­века. Определение типа тела считается первым шагом к абсо­лютному здоровью, так как позволяет проводить индивидуальную профилактику, когда болезни еще нет, и лечение при начальных симп­томах болезни.

Чтобы выявить тип тела, Аюрведа опирается на так называемые точки пересечения сознания и тела. События в сознании вызывают ответную реакцию тела. Эта взаимосвязь осуществляется «на стыке» сознания и тела, где мысль обретает материальную форму и начинают действовать доши (букв, «влага»). Доши позволяют наладить диалог сознания и тела. Нарушение равновесия (дисбаланс) между дошами — первый признак того, что система «сознание и тело» плохо скоорди­нирована. С другой стороны, восстановление дош позволяет этой сис­теме сохранять равновесие и быть здоровой. Существуют три типа дош:

1) Вата («ветер»);

2) Питта («желчь»);

3) Капха («слизь»).

Доши регулируют тысячи функций, но каждая доша имеет свои главные функции в организме:

Вата доша отвечает за движение — процессы дыхания, кровообра­щения, деятельность мышц, нервные импульсы;

Питта доша управляет обменом веществ, включая пищеварение;

Капха доша представляет структуру тела (кости, мышцы, сухожи­лия и т. д.) и баланс жидкости в теле.

Природе (пракрити) нужны все три доши, чтобы сформировать тело человека.

Согласно Аюрведе, точно так же, как есть три типа дошей, суще­ствуют и три основных типа тела человека, которые зависят от того, какая доша преобладает в его организме. Зная тип тела, сам человек или специалист Аюрведы выбирает нужное питание, физические уп­ражнения, режим дня и другие меры для предупреждения болезни. Для самостоятельного определения типа тела Аюрведа предлага­ет следующие анкеты с признаками, характерными для Вата, Питта и Капха дош.

Признаки человека типа Вата доши

1.Худощавое, тонкое телосложение.

2.Кисть тонкая, на ощупь холодная и сухая,

3.Движения быстрые, походка легкая.

4.Быстрая реакция и быстрое выполнение любой работы.

5.Нерегулярный аппетит и проблемы с пищеварением.

6.Склонность к повышенному газообразованию в кишечнике и к запорам.

7.Несмотря на нормальное питание, не полнеет.

8.Чуткий, прерывистый сон, иногда бессонница.

9.Живость воображения, быстро воодушевляется.

10.Быстрая возбудимость и переменчивость настроения.

11.Склонность к беспокойству и тревоге.

12.Быстро запоминает, но легко забывает.

13.Порывистость умственных и физических проявлений, суетливость.

14.Быстрая утомляемость.

15.Считается очень разговорчивым — «заводилой».

16.Склонен к нерегулярному образу жизни.

17 Может испытывать голод в любое время.

18 Предпочитает теплую, маслянистую пищу, любит плотно поесть.

19 Плохо переносит холод.

20 Склонен к сухости кожи, особенно зимой.

Признаки человека типа Питта доши

1.Среднее телосложение.

2.Кисть среднего размера, на ощупь теплая.

3.Светлая или чуть красноватая кожа, часто с веснушками.

4.Светлые волосы, ранняя седина или облысение.

5.Движения уравновешенные, походка нормальная.

6.Точность речи, четкая артикуляция (хороший оратор).

7.Выполняет работу со средней скоростью.

8.Средняя выносливость.

9.Хорошие аппетит и пищеварение, часто жажда.

10.Плохо себя чувствует, если еда пропущена.

11.Сон нормальный, но может просыпаться от ощущения жара и жажды.

12.Старается быть аккуратным и организованным.

13.Умеет контролировать ситуацию, волевой.

14.Быстро раздражается, но отходчив.

15.Новое запоминает иногда хорошо, иногда с трудом.

16.Предприимчивость, охотно идет на риск.

17.Очень взыскателен к другим и к себе.

18.Предпочитает прохладную пищу и напитки.

19.Плохо переносит солнце и жару.

20.Быстро потеет.

Признаки человека типа Капха доши

1.Ширококостный, крепкого, плотного телосложения.

2.Кисть широкая, на ощупь холодная и влажная.

3.Гладкая, нежная кожа, бледный цвет лица.

4.Волосы густые, волнистые, темные.

5.Движения плавные, замедленные, походка неторопливая.

6.Большая физическая сила.

7.Энергичен и вынослив.

8.Небольшой аппетит, медленное пищеварение.

9. Ест медленно, легко, без дискомфорта, пропускает еду.

10.Находит эмоциональное удовольствие в еде.

11.Склонен к ожирению, с трудом худеет.

12.Сон спокойный, крепкий, продолжительный.

13.Медленно просыпается, долго лежит в постели.

14.Медленность и методичность в работе.

15.Плохо поддается на различные начинания, долго принимает ре­шение.

16.Запоминает с трудом, но хорошо и долго помнит.

17.Спокойная натура, медленно возбуждается и раздражается.

18.Мягкий, терпеливый, легко прощающий.

19.Предпочитает теплую, сухую, нежирную пищу.

20.Беспокоит влажная и прохладная погода.

Если все три доши примерно равны, то это редкий тип с тройной дошей — признак уравновешенности дош. Аюрведа утверждает, что этот тип тела обеспечивает великолепное здоровье. Таким образом, насчитывается 10 аюрведических типов тела: 3 — однодошные, 6 — двудошные и 1 — трехдошный. Кроме того, доши подразделяются на множество субдош с различными локализациями и функциями в организме. Поэтому при определении происхождения болезни специалист Аюрведы изучает как доши, так и субдоши.

Доши невидимы. Они управляют всеми процессами в организме, но не имеют физического воплощения, хотя могут возрастать и убывать. Доши как бы лежат в пограничной области между сознанием и телом. Три доши всегда взаимодействуют. Например, после острой пищи Питта (горячая доша) возрастает, а холодные доши —Вата и Капха — убывают. Глоток холодной воды снижает Питту, но возбуждает Вату и Капху. Доши сбалансированы, если находятся в состоянии динамическо­го равновесия. Для его достижения Аюрведа указывает на 25 свойств, или гун, — природных качеств, которые характеризуют каждую дошу.

Ниже представлены основные свойства (гуны) трех дошей.

□ Вата является холодной, подвижной, быстрой, сухой, грубой. Так, «грубая» означает грубую кожу и жесткие волосы, «холодная» приводит к похолоданию рук и ног, непереносимости холодного кли­мата.

□ Питта — жаркая, резкая, влажная, дурнопахнущая. Так, «рез­кая» ведет к сообразительности, быстрой речи или сильному выделе­нию желудочного сока, «дурнопахнущая» — к неприятному запаху изо рта или от тела при избытке Питты.

□ Капха является тяжелой, сладкой, ровной, мягкой, медлитель­ной. Так, «сладкая» ведет к тому, что при излишнем употреблении са­хара начинаются ожирение и диабет.

Почему Вата является «сухой», Питта — «горячей», а Капха — «тя­желой»? Для Аюрведы ответ прост и лежит в пяти элементах Приро­ды — космосе (эфире), воздухе, огне, воде и земле. Из этих элементов, в каждом из которых есть «нечто от материи и энергии», состоят доши: Вата — из космоса и воздуха, Питта — из огня и воды, Капха — из зем­ли и воды. Например, человеку типа Капха обычно тепло, он чувству­ет «огонь» в теле, имеет склонность к потливости и отекам. «Огонь» энергичен и подвижен, как и сама Питта. Таковы некоторые положе­ния о дошах, которые лежат в основе и рекомендаций по питанию. В западной медицине отсутствуют аналоги дошей и разглядеть в себе Вату, Питту и Капху можно лишь с помощью аюрведических методов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нейтральная группа продуктов | Пути оздоровления и исцеления в аюрведе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.