КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доши и типы тела человека
Системе учения Махариша Аюрведа Аюрведа — древнейшее медицинское учение, зародившееся в Индии. Слово «аюрведа» состоит из двух санскритских корней: «агор» — жизнь и «веда» — знание. Таким образом, Аюрведа—это знание о жизни. В трактатах Аюрведы переплетены философско-религиозные положения раннего индуизма с советами по укреплению здоровья, сведениями о болезнях, лечебных растениях, маслах и минералах, составе лекарственных средств, способах массажа тела, ритуалах и обрядах исцеления и т. д. Большое внимание уделено медицинской этике. Например, в одном из аюрведических текстов сказано: «Идя к пациенту, медик должен успокоить свои мысли и чувства, быть добрым и человечным и не искать в своем труде выгоды... Симпатия к пациенту, радость от его выздоровления и стремление лечить даже врагов — эти качества определяют поведение медика». В Индии Аюрведа считалась основой медицины, но в период колонизации страны ее лечебницы официально не признавались и даже подвергались преследованиям. Многие аюрведические знания оказались утерянными или недоступными. В настоящее время в Индии существуют колледжи (институты), а также больницы аюрведической медицины, где проводится главным образом лекарственное, психотерапевтическое и разнообразное физиотерапевтическое лечение. Однако следует отметить, что традиционная научная медицина с ее современными достижениями по-прежнему главенствует в Индии, особенно в ее городах. Таким образом, аюрведическая медицина лишь дополняет традиционную западную медицину. Современная система Аюрведы — Махариши Аюрведа — названа по имени Махариши Махеш Йоги, который в 1980-е годы начал реставрировать и модернизировать древнюю Аюрведу. Сам Махариши Махеш Йога по образованию физик, он был монахом в Гималаях, а потом поселился в США. Хорошо рекламируемое учение быстро распространилось во многих странах, что совпало с возросшим интересом к восточной философии и медицине вообще и нетрадиционным методам оздоровления в частности. Возникло множество учебных центров, лечебниц и магазинов Махариши Аюрведы. При изложении основ учения Махариши Аюрведы мы для краткости будем использовать только слово «Аюрведа», несмотря на определенные различия между этими понятиями. По Аюрведе слово «пракрити» характеризует всю Природу в целом и природу организма — психофизиологический тип человека. Определение типа тела считается первым шагом к абсолютному здоровью, так как позволяет проводить индивидуальную профилактику, когда болезни еще нет, и лечение при начальных симптомах болезни. Чтобы выявить тип тела, Аюрведа опирается на так называемые точки пересечения сознания и тела. События в сознании вызывают ответную реакцию тела. Эта взаимосвязь осуществляется «на стыке» сознания и тела, где мысль обретает материальную форму и начинают действовать доши (букв, «влага»). Доши позволяют наладить диалог сознания и тела. Нарушение равновесия (дисбаланс) между дошами — первый признак того, что система «сознание и тело» плохо скоординирована. С другой стороны, восстановление дош позволяет этой системе сохранять равновесие и быть здоровой. Существуют три типа дош: 1) Вата («ветер»); 2) Питта («желчь»); 3) Капха («слизь»). Доши регулируют тысячи функций, но каждая доша имеет свои главные функции в организме: Вата доша отвечает за движение — процессы дыхания, кровообращения, деятельность мышц, нервные импульсы; Питта доша управляет обменом веществ, включая пищеварение; Капха доша представляет структуру тела (кости, мышцы, сухожилия и т. д.) и баланс жидкости в теле. Природе (пракрити) нужны все три доши, чтобы сформировать тело человека. Согласно Аюрведе, точно так же, как есть три типа дошей, существуют и три основных типа тела человека, которые зависят от того, какая доша преобладает в его организме. Зная тип тела, сам человек или специалист Аюрведы выбирает нужное питание, физические упражнения, режим дня и другие меры для предупреждения болезни. Для самостоятельного определения типа тела Аюрведа предлагает следующие анкеты с признаками, характерными для Вата, Питта и Капха дош. Признаки человека типа Вата доши 1.Худощавое, тонкое телосложение. 2.Кисть тонкая, на ощупь холодная и сухая, 3.Движения быстрые, походка легкая. 4.Быстрая реакция и быстрое выполнение любой работы. 5.Нерегулярный аппетит и проблемы с пищеварением. 6.Склонность к повышенному газообразованию в кишечнике и к запорам. 7.Несмотря на нормальное питание, не полнеет. 8.Чуткий, прерывистый сон, иногда бессонница. 9.Живость воображения, быстро воодушевляется. 10.Быстрая возбудимость и переменчивость настроения. 11.Склонность к беспокойству и тревоге. 12.Быстро запоминает, но легко забывает. 13.Порывистость умственных и физических проявлений, суетливость. 14.Быстрая утомляемость. 15.Считается очень разговорчивым — «заводилой». 16.Склонен к нерегулярному образу жизни. 17 Может испытывать голод в любое время. 18 Предпочитает теплую, маслянистую пищу, любит плотно поесть. 19 Плохо переносит холод. 20 Склонен к сухости кожи, особенно зимой. Признаки человека типа Питта доши 1.Среднее телосложение. 2.Кисть среднего размера, на ощупь теплая. 3.Светлая или чуть красноватая кожа, часто с веснушками. 4.Светлые волосы, ранняя седина или облысение. 5.Движения уравновешенные, походка нормальная. 6.Точность речи, четкая артикуляция (хороший оратор). 7.Выполняет работу со средней скоростью. 8.Средняя выносливость. 9.Хорошие аппетит и пищеварение, часто жажда. 10.Плохо себя чувствует, если еда пропущена. 11.Сон нормальный, но может просыпаться от ощущения жара и жажды. 12.Старается быть аккуратным и организованным. 13.Умеет контролировать ситуацию, волевой. 14.Быстро раздражается, но отходчив. 15.Новое запоминает иногда хорошо, иногда с трудом. 16.Предприимчивость, охотно идет на риск. 17.Очень взыскателен к другим и к себе. 18.Предпочитает прохладную пищу и напитки. 19.Плохо переносит солнце и жару. 20.Быстро потеет. Признаки человека типа Капха доши 1.Ширококостный, крепкого, плотного телосложения. 2.Кисть широкая, на ощупь холодная и влажная. 3.Гладкая, нежная кожа, бледный цвет лица. 4.Волосы густые, волнистые, темные. 5.Движения плавные, замедленные, походка неторопливая. 6.Большая физическая сила. 7.Энергичен и вынослив. 8.Небольшой аппетит, медленное пищеварение. 9. Ест медленно, легко, без дискомфорта, пропускает еду. 10.Находит эмоциональное удовольствие в еде. 11.Склонен к ожирению, с трудом худеет. 12.Сон спокойный, крепкий, продолжительный. 13.Медленно просыпается, долго лежит в постели. 14.Медленность и методичность в работе. 15.Плохо поддается на различные начинания, долго принимает решение. 16.Запоминает с трудом, но хорошо и долго помнит. 17.Спокойная натура, медленно возбуждается и раздражается. 18.Мягкий, терпеливый, легко прощающий. 19.Предпочитает теплую, сухую, нежирную пищу. 20.Беспокоит влажная и прохладная погода. Если все три доши примерно равны, то это редкий тип с тройной дошей — признак уравновешенности дош. Аюрведа утверждает, что этот тип тела обеспечивает великолепное здоровье. Таким образом, насчитывается 10 аюрведических типов тела: 3 — однодошные, 6 — двудошные и 1 — трехдошный. Кроме того, доши подразделяются на множество субдош с различными локализациями и функциями в организме. Поэтому при определении происхождения болезни специалист Аюрведы изучает как доши, так и субдоши. Доши невидимы. Они управляют всеми процессами в организме, но не имеют физического воплощения, хотя могут возрастать и убывать. Доши как бы лежат в пограничной области между сознанием и телом. Три доши всегда взаимодействуют. Например, после острой пищи Питта (горячая доша) возрастает, а холодные доши —Вата и Капха — убывают. Глоток холодной воды снижает Питту, но возбуждает Вату и Капху. Доши сбалансированы, если находятся в состоянии динамического равновесия. Для его достижения Аюрведа указывает на 25 свойств, или гун, — природных качеств, которые характеризуют каждую дошу. Ниже представлены основные свойства (гуны) трех дошей. □ Вата является холодной, подвижной, быстрой, сухой, грубой. Так, «грубая» означает грубую кожу и жесткие волосы, «холодная» приводит к похолоданию рук и ног, непереносимости холодного климата. □ Питта — жаркая, резкая, влажная, дурнопахнущая. Так, «резкая» ведет к сообразительности, быстрой речи или сильному выделению желудочного сока, «дурнопахнущая» — к неприятному запаху изо рта или от тела при избытке Питты. □ Капха является тяжелой, сладкой, ровной, мягкой, медлительной. Так, «сладкая» ведет к тому, что при излишнем употреблении сахара начинаются ожирение и диабет. Почему Вата является «сухой», Питта — «горячей», а Капха — «тяжелой»? Для Аюрведы ответ прост и лежит в пяти элементах Природы — космосе (эфире), воздухе, огне, воде и земле. Из этих элементов, в каждом из которых есть «нечто от материи и энергии», состоят доши: Вата — из космоса и воздуха, Питта — из огня и воды, Капха — из земли и воды. Например, человеку типа Капха обычно тепло, он чувствует «огонь» в теле, имеет склонность к потливости и отекам. «Огонь» энергичен и подвижен, как и сама Питта. Таковы некоторые положения о дошах, которые лежат в основе и рекомендаций по питанию. В западной медицине отсутствуют аналоги дошей и разглядеть в себе Вату, Питту и Капху можно лишь с помощью аюрведических методов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |