Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль и оценка в педагогической деятельности




Контроль – это неотъемлемая часть обучения, в зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, выделяют три его основных вида:

1) Предварительный контроль – это контроль, который состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и прежде всего исходного состояния познавательной сферы. Трудность для учителя состоит в том, что пробелы в знаниях у учащихся разные. Поэтому адаптация учебной программы к исходному уровню неизбежно требует индивидуализации обучения. Электронные материалы. Важно работать с учителями начальных классов – системные ошибки (предотвращение пробелов).

2) Текущий контроль. Важнейшей функцией является функция обратной связи. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Обратная связь составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Требования к организации текущего контроля:

а) На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным. «Электронный репетитор-тренажер» (Медиа-хаус);

б) В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематическим, то есть за каждым выполняемым заданием;

в) В конце первого и второго этапов а также на последних этапах внешний контроль должен быть эпизодическим по требованию обучаемого или при наличии у него систематических ошибок.

3) Итоговый контроль. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Требования к организации итогового контроля:

а) Соответствие содержания итогового контроля задачам, составляющим цели обучения, умение использовать содержание изученного предмета (раздела) при решении этих задач и означает, что цели обучения данному предмету достигнуты;

б) Валидность контроля – соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Итоговый контроль должен удовлетворять требованиям двух видов валидности:

- содержательной, связанной с предметными знаниями

- функциональной – соответствие контрольного задания тому познавательному действию, которое подлежит контролю

в) Надежность контроля, принимающаяся как устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле. Известно, что итоговый контроль выражается в виде числа. Оценке предшествуют качественный анализ усвоения и более низкому качеству соответствует меньшее число, чем более высокому.

Условия объективности и обоснованности итогового контроля:

а) Учет всех характеристик знаний, умений которые предусмотрены целью обучения и которые должны контролироваться.

б) При контроле той или иной характеристики усвоения при одних и тех же целях обучения, одних и тех же результатов контроля выставляется одно и то же количество баллов.

Самое сложное – чтобы формальная оценка соответствовала сущности уровня знаний.

Педагогическая оценка – это отношение педагога к фактическому результату деятельности ученика, определяемое степенью соответствия достигнутого заданным нормам. Функции педагогической оценки (Ананьев):

1) Ориентирующая функция выступает как индикатор определенных результатов и уровня достижений

2) Стимулирующая функция связана с побудительным воздействием на аффективно-волевую сферу личности школьника.

Классификация педагогической оценки
I) По уровню обобщенности:
1) Парциальная – исходная форма педагогической оценки, которая имеет отношение к частному знанию, умению, навыку и отдельному акту поведения.   2) Фиксированная – отражает промежуточные или завершенные успехи школьника, его прилежание и дисциплину на уроке. И поэтому она носит более обобщенный и систематический характер (=оценке) 3) Интегральная - складывается на основе парциальной и фиксированной оценок, определяет в целом личность и поведение школьника.  
II) По способу предъявления
1) Прямая оценка – оценка, которая непосредственно обращена к оцениваемому лицу 2) Опосредованная оценка – это оценка одного из учеников, которая производится либо через оценку какого-либо другого учащегося, либо через оценку его кем-либо из одноклассников
III) Парциальная оценка по способу оценочной стимуляции
1) Отсутствие оценки – это самый худший по своих психологическим последствиям вид оценки. Такой способ воздействия не ориентирует человека в результатах его деятельности, дезорганизует поведение и вызывает у него состояние неуверенности. 2) Неопределенная парциальная оценка – по своему действию близка к отсутствию оценки как разновидности как разновидности оценочной стимуляции, обычно она дается в виде таких однословных реплик, как «ну», «ладно», «так», «дальше» и т. п. Неопределенная оценка является переходной формой к прямым определенным оценкам. 3) Прямая однозначная оценка Положительная оценка – может выступать в трех основных формах: - согласие - одобрение - ободрение Отрицательная оценка: - замечание - отрицание - порицание
       

Типичные субъективные ошибки оценивания:

1) Великодушие, проявляющееся в вынесении завышенных оценок;

2) Ореол, связанный с предвзятостью и проявляющийся в тенденции оценивать только положительно или только отрицательно тех учащихся, к которым относятся либо положительно, либо отрицательно («печать троечника» и «печать отличника»);

3) Нужно стараться избегать крайних оценок;

4) Контраст, состоящий в оценивании знаний, качеств личности и поведения человека выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого учителя;

5) Близость, выражающаяся в тенденции выносить сходные по времени и месту оценки (четвери, полугодия);

6) Учитель допускает логические ошибки, проявляющиеся в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые представляются логически связанными (учитывать темпы восприятия, темпераменты и проч.).

*Нельзя оценивать личность!

Самое главное, что оценка должна мотивировать на более успешную учебную деятельность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.