КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Всеобщее управление качеством (TQM) в организации
В настоящее время в мировом и отечественном менеджменте динамично развивается направление, непосредственно связанное с повышением эффективности работы организаций. Речь идет о TQM (Total quality managment) – всеобщем или тотальном управлении качеством. Данный подход уже прочно вошел в современный менеджмент, имеет свои теоретико-методические обобщения и серьезные практические результаты, появившиеся в организациях, успешно применивших TQM. В целом, под всеобщим управлением качеством понимается подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. То есть данный подход призван обеспечить построение организации и производства ее продуктов на базе всеобщего приоритета качества. При этом очевидно, что качество продукции предопределяется качеством процесса ее производства, который непосредственно вытекает из качества процесса и системы управления. Таким образом, появляется иерархия в системе качества организации (рис. 2).
Рис. 2. Иерархия в системе качества организации. Всеобщее управление качеством (TQM) в организации – это подход в управленческой деятельности, основанный на приоритете качества в осуществлении управленческих и производственных процессов в организации. Концептуальный базис всеобщего управления качеством составляют восемь принципов менеджмента качества, среди них: - ориентация организации на потребителя – организации зависят от потребителей и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды потребителей, удовлетворять их требованиям и стремиться превосходить ожидания потребителей; - лидерство – лидеры (руководители) устанавливают единство цели, направления и внутренней среды организации; они создают среду, в которой люди могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации; - вовлечение людей – люди всех уровней есть сущность организации, и их полная вовлеченность дает возможность применять их способности для пользы организации; - процессный подход – желаемый результат может достигаться более эффективно, когда управление связанными с ними ресурсами и действиями рассматривается как единый технологический и взаимосвязанный процесс; - системный подход к менеджменту – идентификация, понимание и менеджмент системы взаимосвязанных процессов для заданной цели дают вклад в действенность и эффективность организации; - непрерывное улучшение – непрерывное усовершенствование является постоянной целью организации; - фактический подход к принятию решений – эффективные решения базируются на логическом и интуитивном анализе данных и информации; - взаимовыгодные отношения с партнерами – подобные отношения между организацией и ее партнерами увеличивают возможности обеих организаций создавать ценности. Возможности использование данных принципов в процессе управления организацией представлены в табл. 2. Таблица 2. Использование принципов всеобщего управления качеством в организации.
Всеобщий менеджмент качества имеет важное значение для развития инноваций. В частности постоянное улучшение качества продуктов выступает как критерий определения инновационного характера управленческой деятельности в организации. При этом надо иметь в виду, что использование TQM еще не есть гарантия качества управленческой деятельности. Подход содержит набор общих требований к системе менеджмента качества организации, которая должна функционировать таким образом, чтобы все процессы выполнялись в соответствии с требованием качества. В связи с этим, особое значение приобретает, именно, процессный подход в управлении, когда особые требования предъявляются ко всем управленческим и иным процессам в организации. В теории TQM выделяют 4 соответствия или уровня качества, которые раскрывают критерии соответствия управленческой деятельности во (всеобщем) тотальном управлении качеством: качество как соответствие стандарту, качество как соответствие применению, качество как соответствиестоимости, качество как соответствие скрытым потребностям (Табл. 3).
Таблица 3. Критерии качества в TQM в организации.
Поскольку всеобщее управление качеством касается всех аспектов управленческой деятельности в социальной системе, то организации следует обратить особое внимание на обеспечение качества управления в следующих составляющих своей деятельности: - целеполагание, - формирование организационных структур управления, - организационное построение, - управление производственными процессами, - проектирование, производство и продвижение продуктов, - реализация проектов, - управление лидерством и стимулированием персонала, - взаимодействие с внешней средой организации, - активное использование инноваций и др. В целом, применение TQM в современных российских организациях представлено в недостаточной степени. При этом использование данного подхода позволяет реальной организации реализовать свои лидерские амбиции.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |