Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая (экономическая) ответственность за нарушение налогового законодательства

Финансовая (экономическая) ответственность как разновидность юридической ответственности возникала относительно недавно в связи с образованием финансового права как самостоятельной отрасли права. Во многом это объясняется и развитием налогового законодательства. Финансово-правовая ответственность в настоящее время находится в стадии формирования, в силу чего в настоящее время сохраняется ряд дискуссионных вопросов и неясностей в определении не только понятия финансовой (экономической) ответственности, но и ее места в системе юридической ответственности.

Финансовая (экономическая) ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим и физическим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов (в дальнейшем экономическая ответственность).

Финансовая (экономическая) ответственность обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности, а именно: установление ответственности государством и применением к правонарушителям финансовых (экономических) санкций; наступление ответственности лишь за совершение правонарушения; реализация ответственности в определенной процессуальной форме.

Финансовая (экономическая) ответственность по своей правовой природе сходна с административной ответственностью, так как аналогичным образом вытекает из правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.

В то же время финансово-правовая ответственность обладает рядом специфических признаков: ее основанием является финансовое правонарушение; устанавливается в финансово-правовых нормах; влечет для правонарушителя наступление отрицательных последствий, как правило, имущественного (денежного) характера.

Основополагающим нормативным актом, регламентирующим применение экономической ответственности, является «Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций», утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.99г. №673 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.12.2001г. №722) (далее Порядок).

Данным Порядком определено понятие экономической ответственности: это установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности предписаний, предусмотренных актами законодательства в сфере экономических отношений.

Здесь же определено, что экономическая санкция - это установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности при нарушении им содержащихся в норме права предписаний.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок применения экономических санкций налоговыми органами, является «Положение о применении экономических санкций» утвержденное постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь 31.05.2000 № 50 (в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 04.03.2004 № 36), (далее положение).

Настоящее Положение разработано на основании Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций", в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. N 722, Указа Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. N 36 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" (далее - Указ).

Экономические санкции за правонарушения, предусмотренные Указом, применяются налоговыми органами в соответствии с пунктами 22 - 35 Порядка.

Налоговые органы применяют экономические санкции на основании Указа по правонарушениям, совершенным в период со дня вступления Указа в силу (27 января 2004 г.), и с учетом того, что в соответствии с пунктом 24 Порядка экономические санкции применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после вступления в силу соответствующих актов законодательства, устанавливающих экономическую ответственность.

За правонарушения, совершенные в период до 27 января 2004 года, применяются экономические санкции согласно статье 9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 года «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Декрету Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. N 14 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», Указу Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. N 104 «Об оффшорном сборе», Положению о применении экономических санкций, утвержденному постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 31 мая 2000 г. N 50, в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 марта 2002 г. N 26, постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. N 54 «О применении экономических санкций при представлении в налоговые органы уточненных расчетов по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет», иным актам законодательства, действовавшим в указанный период.

Подпункт 1.7 пункта 1 Указа распространяется на правонарушения, совершенные до 27 января 2004 г., за которые не были применены экономические санкции, если экономическая санкция, исчисленная в соответствии с названным подпунктом Указа и настоящим Положением, является меньшей по размеру, чем экономическая санкция, исчисленная в соответствии с законодательством, действовавшим во время совершения правонарушения.

При применении экономических санкций проверяемый период делится на период до 27 января 2004 г. и на период с 27 января 2004 г.

Днем совершения экономического правонарушения, состоящего в деянии, предусмотренном пунктом 1 Указа, сопряженном с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя под угрозой применения экономической санкции (нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), неуплата или неполная уплата в установленный срок суммы налога, сбора (пошлины), неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы и другие правонарушения), является день начала совершения указанного деяния.

При применении экономических санкций, исчисляемых согласно Указу в процентах от сумм налогов, сборов (пошлин) (далее, если не установлено иное, - налоги), излишне уплаченные (взысканные) суммы налогов не учитываются, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 46 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

По каждому из видов экономических правонарушений, предусмотренных подпунктами 1.4 (нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета)), 1.6 (неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), 1.7 (неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы)), 1.9 (невыполнение или невыполнение в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)), 1.11 (нарушение банком, иной уполномоченной организацией порядка и сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), пени, а также решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на счете в банке либо неисполнение указанных документов), 1.12 (исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица их поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате налога, сбора (пошлины), пени) пункта 1 Указа, экономическая санкция применяется исходя из определенных за весь проверяемый период сумм налогов, соответственно подлежащих уплате на основании налоговой декларации (расчета), не уплаченных плательщиком (иным обязанным лицом), не перечисленных налоговым агентом, не поступивших вследствие нарушения банком, иной уполномоченной организацией порядка и сроков исполнения поручений на перечисление налога, пени, а также решений о взыскании налога, пени либо неисполнения указанных документов, перечисленных банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам. При этом сумма налога исчисляется по каждому факту (неуплаты, неполной уплаты суммы налога в установленный срок, неуплаты, неполной уплаты суммы налога путем сокрытия, занижения налоговой базы и другого) отдельно. Установленный Указом минимальный размер экономической санкции по определенному виду экономического правонарушения применяется, если исчисленный по всем фактам, имевшим место в проверяемом периоде, суммарный размер экономической санкции по определенному виду экономического правонарушения является меньшим такого минимального размера экономической санкции.

Экономические санкции, предусмотренные частями первой или второй подпункта 1.5 (нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета доходов (расходов) и (или) иных объектов налогообложения, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату налогов, сборов (пошлин); Деяния, предусмотренные в части первой настоящего подпункта, повлекшие сокрытие, занижение налоговой базы) пункта 1 Указа, применяются по итогам проверки однократно независимо от количества допущенных в проверяемом периоде нарушений правил учета доходов (расходов) и (или) иных объектов налогообложения.

Согласно Указа штраф (административная санкция) может выражаться в величине, кратной базовой величине (далее — БВ), и устанавливается в пределах от 5 до 50-кратного размер БВ на должностных и иных физических лиц.

Особенности штрафов (экономическая санк­ция), предусматриваемых п. 1 Указа, заключа­ются в том, что они могут выражаются иначе, чем административные штрафы. Анализ норм об экономической ответственности за налого­вые правонарушения позволяет выделить штрафы, которые выражаются в процентах от сумм налогов либо от полученного дохода.

Штрафы, выраженные в процентах, взыскива­ются от суммы:

— налога, подлежащего уплате на основании налоговой декларации (расчета), не представлен­ной в установленный срок (п.п. 1. 4 п. 1 Указа);

— налога, неуплаченного или не полностью уплаченного в установленный срок (п.п. 1.6 п. 1 Указа);

— налога, неуплаченного или не полностью уплаченного в результате занижения, сокрытия налоговой базы (п.п. 1.7 п. 1 Указа);

—налога, не перечисленного налоговым аген­том (п.п. 1.9 п. 1 Указа);

—налога, не поступившего вследствие нару­шения банком порядка и сроков исполнения поручений на перечисление налога, пени, а также решений налогового органа о взыскании налога, пени либо неисполнение указанных
документов (п.п. 1.11 п. 1 Указа);

—перечисленной банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (п.п. 1.12 п. 1 Указа).

Размеры таких штрафов не могут быть менее 10 БВ.

Примером штрафа, налагаемого в зависимос­ти от полученного дохода, может служить штраф, предусмотренный п.п. 1.2 п. 1 Указа, согласно которому осуществление деятельно­сти организацией или индивидуальным пред­принимателем без постановки на учет в нало­говом органе влечет наложение штрафа на ин­дивидуального предпринимателя в размере 20% от доходов, полученных в результате та­кой деятельности, но не менее 20 БВ, на юри­дическое лицо - в размере 20% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 70 БВ.

В заключение необходимо отметить, что санкции, применяемые за экономические правонарушения, достаточно суровы. Для некоторых субъектов хозяйствования их уплата может привести к очень тяжелым последствиям, вплоть до несостоятельности. Поэтому субъектам хозяйствования не лишним будет знать, что в некоторых случаях они могут быть освобождены от уплаты санкций либо их уплата может быть отсрочена или рассрочена.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства | Процессуальные различия административной и экономической ответственности за налоговые правонарушения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.