Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативность речи




Правильность – важнейший признак культуры речи.

Правильность речи определяется соблюдением норм, свойственных литературному языку.

Что же такое норма? Какие нормы бывают? В чем их особенность? Как нормы рождаются? Вот вопросы, на ко­торые необходимо дать ответ.

Норма — правила использования речевых средств в оп­ределенный период развития литературного языка.

Норма - единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Норма обязательна как для устной, так и для письмен­ной речи и охватывает все стороны языка. Различаются нормы:

 

Языковые нормы - явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15—20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30—40-е годы употреблялись слова диплом­ник и дипломант для выражения одного и того же поня­тия: «Студент, выполняющий дипломную работу». Слово дипломник было разговорным вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х годов произошло разгра­ничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное дипломник теперь обозначает учащегося, студента в пери­од защиты дипломной работы, получения диплома. Сло­вом дипломант стали называть преимущественно побе­дителей конкурсов, призеров смотров, состязаний, от­меченных дипломом (например, дипломант Всесоюзного конкурса пианистов, дипломант Международного кон­курса вокалистов).

Изменилась и норма употребления слова абитуриент. В 30—40-е годы абитуриентами называли и тех, кто окан­чивал среднюю школу, и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одно­му лицу. В послевоенные годы за оканчивающими сред­нюю школу закрепилось слово выпускник, а слово абитуриент в этом значении вышло из употребления. Абитури­ентами стали называть тех, кто сдает вступительные эк­замены в вузе и техникуме.

Интересна в этом отношении история слова диалек­тический. В XIX в. оно было образовано от существи­тельного диалект и означало «принадлежащий к тому или иному диалекту». От философского термина диалек­тика также образовалось прилагательное диалектический. В языке появились омонимы: диалектический (диалек­тическое слово) и диалектический (диалектический под­ход). Постепенно слово диалектический в значении «при­надлежащий к тому или иному диалекту» устарело, было заменено словом диалектный, а за словом диалектичес­кий закрепилось значение «свойственный диалектике; ос­нованный на законах диалектики».

В одном из номеров «Литературной газеты» в статье о правильности речи был рассказан такой случай. На три­буну поднялся лектор и начал говорить так: «Некоторые плюют на нормы литературной речи. Нам, мол, все позво­лено, мы семьями так говорим, нас так и похоронят. Я вздрогнул, услышав такое, но не стал выступать против...»

Сперва аудитория недоумевала, затем послышался ро­пот возмущения и, наконец, раздался смех. Лектор по­дождал, пока аудитория успокоится, и сказал: «Вы зря смеетесь. Я говорю самым лучшим литературным языком. Языком классиков...» И он стал приводить цитаты, в кото­рых находились «неправильные» слова из его лекции, со­поставляя их с показаниями словарей той поры. Таким приемом выступающий продемонстрировал, как за 100 с лишним лет изменилась норма языка.

Изменяются не только лексические, акцентологические, но и морфологические нормы. Возьмем для примера окон­чание именительного падежа множественного числа имен существительных мужского рода:

огород — огороды, сад — сады, стол — столы, забор — заборы, рог — рога, бок — бока, берег - берега, глаз — глаза.

Как видим, в именительном падеже множественного числа существительные имеют окончание или -а. Нали чие двух окончаний связано с историей склонения. Дело в том, что в древнерусском языке, помимо единственного и множественного, было еще двойственное число, которое употреблялось в том случае, когда речь шла о двух пред­метах: стол (один), стола (два), столы (несколько). С XIII века эта форма начинает разрушаться и постепенно устраняется. Однако следы ее обнаруживаются, во-первых, в окончании именительного падежа множественного числа существительных, обозначающих парные предметы: рога, глаза, рукава, берега, бока; во-вторых, форма родитель­ного падежа единственного числа имен существительных при числительных два (два стола, два дома, два забора) исторически восходит к форме именительного падежа двой­ственного числа. Это подтверждается различием в ударе­нии: два часа и часа не прошло, в два ряда и вышел из pядa.

После исчезновения двойственного числа наряду со ста­рым окончанием у существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа появилось новое окончание -а, которое как более молодое стало рас­пространяться и вытеснять окончание-ы.

Так, в современном русском языке поезд в именительном падеже множественного числа имеет окончание -а, в то время как в 19 веке нормой было -ы. «Поезды на желез­ной дороге останавливаются по причине больших выпав­ших снегов на четверо суток», - писал Н.Г. Чернышев­ский в письме отцу 8 февраля 1855 года. Но не всегда окончание побеждает старое окончание -ы. Например, слово трактор было заимствовано в 20 веке из англий­ского языка, в котором traktor - суффиксальное произ­водное от латинского traho, trahere - «тянуть, тащить». В 3-м томе «Толкового словаря русского языка», вышед­шем в 1940 году, как литературная форма признается только тракторы, а окончание на -а (трактора) счита­ется просторечной. Через двадцать три года выходит 15 том «Словаря современного русского литературного язы­ка». В нем обе формы (тракторы и трактора) даются как равноправные, а еще через двадцать лет «Орфоэпический словарь русского языка» (1983 г.) окончание -а ставит на первое место как более распространенное. В дру­гих случаях форма именительного падежа множественно­го числа на так и остается за пределами литературного языка, квалифицируется как неправильная (инженера) или жаргонная (шофера).

Если старую, первоначальную норму обозначить бук­вой А, а конкурирующий вариант буквой Б, то соревно­вание между ними за место в литературном языке про­ходит в четыре этапа и графически выглядит так:

 

На первом этапе господствует единственная форма А, ее вариант Б находится за пределом литературного языка и считается неправильным. На втором этапе вариант Б уже проникает в литературный язык, считается допустимым (помета доп.) и в зависимости от степени его распростра­нения квалифицируется как разговорный (помета разг.) по отношению к норме А или равноправный с ней (помета И). На третьем этапе старшая норма А теряет свою гла­венствующую роль, окончательно уступает место младшей норме Б и переходит в разряд устаревших норм. На чет­вертом этапе Б становится единственной нормой литера­турного языка.

Источники изменения норм литературного языка раз­личны: живая, разговорная речь; местные говоры; про­сторечие; профессиональные жаргоны; другие языки.

Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного лите­ратурного языка.

апример, в «Словаре современного русского лите­ратурного языка» как равноправные фиксируются ак­центные варианты таких слов, как нормировать и нор­мировать, маркировать и маркировать, мышление и мышление. Некоторые варианты слов даются с соответ­ствующими пометами: творог и (разг.) творог, договор и (прост.) договор. Если же обратиться к «Орфоэпическому словарю русского языка» (М., 1997), то можно просле­дить за судьбой этих вариантов. Так, слова нормировать и мышление становятся предпочтительными, а нормиро­вать и мышление имеют помету «доп.» (допустимо). Из вариантов маркировать и маркировать становится един­ственно правильным маркировать. В отношении творог и творог норма не изменилась. А вот вариант договор из просторечной формы перешел в разряд разговорной, име­ет в словаре помету «доп.».

Сдвиги в нормировании наглядно прослеживаются на примере произношения сочетания — чн.

Представим это в таблице.

 

Слово Толк. сл. рус. яз. 1935-1940 Орфоэпический словарь рус. яз.
будничный [шн] [чн] и доп. [шн]
булочная [шн] [шн] и доп. [чн]
закусочная [шн] [чн]
игрушечный [шн] [чн]
нарочно [шн] [шн]
порядочно [шн] [шн и чн]
порядочный [шн] [шн и чн]
сливочный [шн] доп. устар. [шн]
яичница [шн] [шн]
|яблочный [шн] доп. [шн]

Как видим, из 10 слов только в двух (нарочно, яич­ница) сохраняется произношение [шн]; в одном случае (булочная) преимущество отдается произношению [шн], но допускается и [чн], в двух — оба произношения считаются равноправными (см. порядочно, порядочный), в ос­тальных пяти побеждает произношение [чн], при этом в двух словах {закусочная, игрушечный) оно считается един­ственно правильным, а в трех {будничный, сливочный, яблочный) допускается и произношение [шн].

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

■ норма 1 степени - строгая, жесткая, не допускаю­щая вариантов;

■ норма 2 степени — нейтральная, допускает равно­значные варианты;

■ норма 3 степени — более подвижная, допускает ис­пользование разговорных, а также устаревших форм.

Историческая смена норм литературного языка - зако­номерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение но­вых традиций, совершенствование взаимоотношений меж­ду людьми, функционирование литературы, искусства при­водят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

По свидетельству ученых, процесс изменения языковых норм особенно активизировался в последние десятилетия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.