Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни и формы осуществления методической деятельности




Преподава­тель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методиче­ской работы. Результатами его методической деятельность пользу­ются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ста­вит задачи обобщения и передачи методического опыта, что пе­реводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическая работа педагога превращается в профессиональ­ную методическую деятельность, которая создает условия и обес­печивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного на­значения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.

Субъектами методической деятельности рассматриваемого уров­ня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для пе­дагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а явля­ется профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог — это специалист интегрального типа, орга­нически сочетающий в себе функции деятельностного (образова­тельно-воспитательного) и метадеятельностного (организацион­но-методического) характера.

Объектами деятельности такого специалиста являются макро­структуры учебной информации. Это учебные программы, комп­лексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, техноло­гические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспро­изводимости и продуктивны в практике обучения.

Продуктами методической деятельности данного уровня явля­ются дидактико-методические комплексы, содержащие:

- системы обучения (в том числе системы профессионального
обучения);

- региональные стандарты;

- учебные программы предметов;

- комплексы средств обучения;

- методы обучения;

- методики обучения отдельным предметам;

- технологии обучения.

Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образователь­ных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой — обеспечивать практику обучения комплексом специ­ально разработанных преподавателем учебно-программных средств.

 

Понятие средств обучения. Классификация средств обучения

В процессе обучения для организа­ции взаимодействия «преподаватель — учащиеся» включаются посредствующие элементы (посредники). С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улуч­шается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений, лежащих в основе работы рассматриваемых технических устройств, повышается эффективность педагогического процесса и т.д. Эти посредствующие элементы в теории обучения включают в понятие средств обучения.

Все многообразие средств обучения можно классифицировать на материальные объекты, знаковые системы, логические регулятивы обучающей деятельности.

Каждая из указанных групп имеет свои подгруппы.

Материальные объекты: учебное оборудование; инструменты; приборы; демонстрационное оборудование; технические средства обучения, включая ИВТ.

Знаковые системы: учебники и учебно-методические пособия; дидактический материал; карточки-задания, инструкционные кар­ты, опорные конспекты, рабочие тетради т.д.; изобразительные пособия: плакаты, планшеты, схемы, диаграммы и т.д.

Логические регулятивы обучающей деятельности: подходы, принципы, правила, методы, методики обучения — теоретический уровень; действия, операции, приемы обучающей деятельности — эмпирический уровень.

Относительно самостоятельное значение в структуре средств обучения занимает учебно-производственное и лабораторное обо­рудование. С его помощью показываются или замещаются объек­ты учебного познания, моделируются различные режимы рабо­ты, увеличиваются познавательные возможности, чувственное восприятие учащихся.

На уроке во время различных демонстраций используется вспо­могательное оборудование, не несущее информационной или тре­нировочной функции, но помогающее педагогу организовать учебный процесс по предмету. Группа средств обучения, выделенная по способу их производства, представляет собой материально-тех­нические объекты, с помощью которых реализуются информационная, управляющая, контролирующая и другие функции обуче­ния. Материальные средства играют значительную роль на началь­ном этапе формирования новых знаний и способов деятельности учащихся.

 

 

Учебно-исследовательская деятельность студентов как часть их профессиональной подготовки

Учебная конференция - организационная форма обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и учащих­ся с максимумом самостоятельности, активности, инициативы последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершен­ствование знаний. Она дает широкие воз­можности учащимся для самовыражения, самореализации.

При подготовке и в процессе проведения конференции особое значение придается всемерному развитию самостоятельности уча­щихся, подготовке их к самообразованию. Этого достигают двой­ной целенаправленностью учебно-познавательной деятельности учащихся:

самостоятельным добыванием новых знаний из разных источ­ников;

самостоятельным применением уже имеющихся знаний в но­вых условиях учебной деятельности.

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему. В практике используются тематические, заключительные и обзор­ные конференции.

Главное в конференции — свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций близка методике проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство фор­мирования у учащихся опыта творческой деятельности и преду­сматривают нарастание трудностей в самом содержании заданий. Преподаватели руководят подготовкой выступлений учащихся на конференции, помогают в отборе материала (примеров и фак­тов) для доклада, реферата, в определении структуры выступле­ния, в сборе и оформлении демонстрационного материала.

Исследовательские методы используются в практике обучения тогда, когда учащиеся самостоятельно осуществляют учебное ис­следование, а затем на занятии докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретические положения курса. Результаты учебных исследований преподава­тель может использовать как иллюстративный материал при объяснении (чтении лекции) по изучаемой теме. Исследовательский метод можно использовать при изучении не только общеобразовательных, но и специальных дисциплин. Он часто применяется при выполнении курсовых и дипломных работ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.