Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации процесса обучения. Лекция, семинар, практические и лабораторные работы как формы организации учебной деятельности




Методические задачи диагностики профессиональных знаний и умений

 

Одним из важнейших структурных элементов процесса обуче­ния является диагностика результатов профессионального обу­чения. Проверка и контроль знаний и умений на каждом уроке должны быть в центре внимания преподавателя и мастера произ­водственного обучения. Проверка и контроль завершают процесс обучения, являясь очень важным блоком.

Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах мето­дики профессионального обучения.

В теории профессионального обучения (дидактике) выделены следующие функции диагностики знаний и умений:

-контролирующая — состоит в выявлении уровня сфор­мированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотрен­ных программой;

-обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;

-воспитывающая — реализуется при формировании у уча­щихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дис­циплины труда в процессе обучения.

Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методических задачах, которые решает преподаватель или мастер производственного обучения.

В зависимости от того, какой объем изученного материала ох­ватывает проверка в процессе изучения курса, различают следую­щие виды проверки:

- текущую, сопровождающую повседневную учебно-познава­тельную деятельность учащихся на каждом уроке;

- тематическую, охватывающую систему уроков по определен­ной теме программы;

- периодическую, относящуюся к содержанию материала, изу­ченного в определенный период обучения (полугодие, курс);

- заключительную (итоговую), охватывающую весь материал учебного предмета.

В основу такой классификации положены два признака: деле­ние учебного материала на темы и организационное деление учеб­ного времени на периоды обучения.

Методы контроля:

· Устные индивидуальный, фронтальные опросы, устные зачеты, экзамены, комбинированный опрос.

· Письменные – контрольная работа, письменные зачеты, экзамены, программированные работы, самостоятельные работы, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль, тестовый контроль, взаимопроверка, практическая проверка.

Организационные формы обучения — это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. Применяя различные организационные формы обучения, пре­подаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуаль­ную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный матери­ал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну пробле­му, овладевают общей темой. Обеспечивает общее продвижение учащих­ся в учении. Однако такая работа не может быть универсальной, так как при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учащегося.

При групповой работе учебная группа делится на несколько звеньев, которые выполняют одинаковые или различ­ные задания. Цели: решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и прак­тических работ, изучение нового материала. Групповая деятельность создает благоприятные воспитатель­ные возможности, приучает к коллективным методам работы.

При индивидуальной работе каждый получает свое задание, которое он выполняет независимо от других учащихся. Индивидуальная форма организации учебного труда осо­бенно целесообразна для таких видов работ, в которых могут бо­лее ярко проявиться индивидуальные особенности и возможно­сти учащихся.

Лекция — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а уча­щиеся его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция — наиболее экономичный способ передачи учебной ин­формации.

Семинар ориентирует учащихся на проявление самостоятель­ности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе се­минара углубляются, систематизируются и контролируются зна­ния учащихся, полученные в результате самостоятельной вне­аудиторной работы над первоисточниками, документами, допол­нительной литературой. Цели: углубление, систе­матизация, закрепление знаний, превращение их в убеждения; проверка знаний; обучение умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой; развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на воп­росы, слушать других, самому задавать вопросы.

Лабораторное занятие - учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ. Цели: опытная проверка формул, расчетов; ознакомление с мето­дикой проведения экспериментов, исследований; формирование умения учащихся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализи­ровать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести иссле­дования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков и т.п., а также формирование профессиональных умений и навыков обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами при проведении опытов. Веду­щая дидактическая цель - овладе­ние техникой эксперимента, умением решать практические зада­чи путем постановки опыта.

Практическое занятие — это форма организации учебного процесса дает возможность учащимся под руководством и по за­данию преподавателя выполнить одну или несколько практиче­ских работ. Дидактическая цель — формирование профессиональных умений у учащихся, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных предметов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.