Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные выборы




 

Любые выборы депутатов и выборных должностных лиц населением считаются институтом непосредственной демократии. Это относится и к муниципальным выборам. Поэтому они обозначе­ны в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как одна из форм осуществления населением местного самоуправления.

Как отмечалось, граждане имеют право избирать и быть избранны­ми в органы местного самоуправления. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) не имеют права избирать и быть избранными депутатами пред­ставительных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Дополнениями, внесенными в 2006-2007 гг. В Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях...», существенно расширен перечень лиц, не имеющих права быть избранными, (пассивного избиратель­ного права). Эти нормы распространяются и на муниципальный уро­вень. Не имеют права быть избранными граждане Российской Феде­рации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории ино­странного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено междуна­родным договором Российской Федерации. Кроме того, не имеют пра­ва быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные пре­ступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непо­гашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений экстремистской направ­ленности, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым админи­стративному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлено, что гражданин совершал экстремистскую дея­тельность, призывал к ней, либо иными способами побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм; либо совершал действия, направленные на возбуждение со­циальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключи­тельности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, на­циональной, религиозной или языковой принадлежности; ли­бо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степе­ни их смешения.

Муниципальные выборы имеют некоторые особенности по сравне­нию с выборами органов государственной власти. Как известно, на фе­деральном уровне избираются депутаты Государственной Думы и Пре­зидент РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ не избирается на­селением, кандидатуру на пост предлагает Президент РФ, а законода­тельный орган субъекта РФ принимает решение о наделении кандидата полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.

По Федеральному закону 2003 г. муниципальные выборы прово­дятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправле­ния на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким образом, круг лиц, избираемых населени­ем на уровне местного самоуправления шире, чем на уровне органов государственной власти. В зависимости от того, что будет закреплено в законах субъектов РФ о местном самоуправлении, и особенно в уста­вах муниципальных образований, избираться могут:

- депутаты представительного органа муниципального образования;

- члены иного выборного органа местного самоуправления - это мо­жет быть, например, контрольная или контрольно-ревизионная ко­миссия муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- иные выборные должностные лица муниципального образования (например, во многих городах и районах Московской области 7 дека­бря 2003 г. население избирало совместно с главой также и вице-главу города, района).

Правда, на уровне муниципального района его представительный орган может не избираться путем прямых выборов, а формироваться, во-первых, посредством вхождения в этот орган по должности глав сельских и городских поселений, входящих в состав района, во-вторых, делегированием в этот орган депутатов представительных органов по­селений, избираемых указанными представительными органами из своего состава. Можно ли отнести этот порядок к муниципальным вы­борам? Если и да, то это будут так называемые многостепенные или косвенные выборы: избирая главу поселения, жители тем самым одно­временно избирают и депутата районного представительного органа, поскольку глава автоматически таковым становится; в свою очередь, избирая депутатов представительного органа поселения, они доверяют (поручают) им избрание кого-то из них в представительный орган му­ниципального района.

Муниципальными выборами надо считать только прямое избрание населением депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся по общим правилам, являю­щимся едиными для страны и закрепленными в Федеральном законе 2002 г. В их развитие каждый субъект РФ принимает свои законы о му­ниципальных выборах либо включает соответствующие разделы в из­бирательный кодекс субъекта. Отдельные дополнительные правила, особенно связанные с уточнением наименований представительных органов муниципальных образований, должностей выборных лиц, сроков полномочий, порядком назначения выборов, могут содержать уставы муниципальных образований.

Однако, не только законодатели субъектов РФ, но и федеральный законодатель все более унифицирует многие правила избирательной системы, в том числе и для муниципального уровня. Поэтому действия на муниципальном уровне дают импульс соответствующим избиратель­ным процедурам, но мало влияют на их содержание. Например, на фе­деральном уровне любые выборы в стране надо проводить либо весной, либо осенью и муниципальные избирательные кампании не составля­ют исключения. Если депутаты муниципального образования запишут в уставе, что половина либо все они должны избираться посредством списков кандидатов, выдвигать такие списки будут те местные подраз­деления партий, которые определены Федеральным законом 2001 г. «О политических партиях» /5/ и Федеральным законом 2002 г. «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

По общему правилу муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотрен­ные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соот­ветствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Федеральный закон 2003 г. не содержит подробных правил прове­дения муниципальных выборов. Он говорит о том, что гарантии из­бирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов му­ниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и при­нимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Итоги муни­ципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнаро­дованию).

Муниципальным выборам присущи некоторые особенности. Прежде всего, при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, как правило, используется мажоритарная избира­тельная система и реже - пропорциональная избирательная система.

В зарубежных странах на муниципальном уровне также преобла­дают мажоритарные выборы, поскольку нет особой необходимости устраивать конкуренцию списков кандидатов от политических партий в муниципальных единицах. Однако зачастую в выдвижении кандида­тов в депутаты доминирует партийный принцип. По этому пути сейчас движется и наша страна - на выборах депутатов представительных ор­ганов муниципальных образований кандидаты также обозначают свои партийные пристрастия. Уже есть муниципальные образования (осо­бенно крупные города), где все депутаты избираются по партийным спискам.

Что касается выборов глав муниципальных образований, то их партийная принадлежность либо поддержка соответствующих политиче­ских партий тем более подчеркивается, хотя в последующей практи­ческой деятельности для глав партийные интересы не должны иметь решающего значения.

Еще одной особенностью выборов депутатов представительных органов местного самоуправления является более частое использова­ние многомандатных избирательных округов в сравнении с выборами депутатов представительных органов власти субъектов РФ, где много­мандатные округа редкость. Вместе с тем, говоря о многомандатных округах, наблюдается определенная эволюция законодателя. Менее 10 лет назад на местном уровне, когда вся территория муниципального образования была единым многомандатным избирательным округом, население избирало списком всех депутатов представительного органа местного самоуправления, в их число проходили те, кто набрал больше определенного числа голосов «за» и получил меньшее в сравнении с со­перниками число голосов «против».

Однако далее Федеральный закон 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ввел правило о том, что на один многомандатный избирательный округ должно приходиться не более пяти замещаемых депутат­ских мандатов. Это правило остается и в Законе 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации». Правда, он позволяет (в ред. 2005 г.) не применять данное ограничение при выборах в органы местного самоу­правления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка (п. 8 ст. 18).

На муниципальном уровне есть своя специфика в правилах относительно состязательности кандидатов. Далеко не везде на муниципальных выборах есть конкурирующие кандидаты. Федеральный закон 2002 г. установил: если на определенный момент до дня выборов канди­датов будет менее двух по округу, проведение голосования откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов. Вместе с тем Закон (п. 35 ст. 38) позволяет проводить голосование по одной кандидатуре при выборах депутатов представительного органа муниципального образования (если это предусмотрено законом субъекта РФ). Однако кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

Появились некоторые новшества относительно порога явки избирателей на выборы. Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. нор­ма о пороге явки вообще исключена из Федерального закона 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации». Значит, муниципальные выборы являются состоявшимися при любой явке избирателей.

Общие правила избирательных процедур применяются на муниципальном уровне, но со своими особенностями. Так, Закон 2002 г. предусматривает выдвижение кандидатов либо индивидуально, либо соответствующими политическими партиями. Если в муниципальный представительный орган депутаты избираются только по партийным спискам, индивидуального выдвижения не может быть.

При избрании выборного должностного лица посредством прямых выборов действует общее правило: если выборы назначены в связи с его добровольным уходом или отрешением от должности, он не впра­ве быть кандидатом на новых выборах. Для муниципального уровня это означает: гражданин РФ, замещавший долж­ность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, за­мещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, на­значенных в связи с указанными обстоятельствами (п. 6 ст. 32 Закона 2002 г.).

Еще одно общее правило избирательных процедур: кандидаты обя­заны представить о себе ряд сведений в избирательную комиссию, в том числе о своих доходах. При выборах депутатов представительных орга­нов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства из­бирателей, не превышающей 5000 избирателей, кандидаты не обязаны представлять в избирательную комиссию соответствующие сведения, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п. 4 ст. 33. Феде­ральный закон 2002 г.).

Закон требует сбора подписей в поддержку кандидатов для их регистрации, что делается и на муниципальном уровне. Поскольку здесь чаще могут создаваться многомандатные избирательные округа, надо учесть правило п. 2 ст. 37 Закона 2002 г.: установленное законом ко­личество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответ­ствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.

В остальном на муниципальных выборах применяются в основном общие правила избирательных процедур, голосования и подсчета го­лосов. Правда, если для федеральных выборов, а также законодатель­ством субъектов РФ для выборов депутатов законодательных органов власти субъектов по партийным спискам устанавливаются барьеры, по достижении которых они допускаются к распределению мандатов, для муниципального уровня это правило пока остается неясным. Вместе с тем Закон 2002 г. вводит общее требование о том, что при проведении выборов только по партийным спискам в них должны участвовать не менее двух списков, а если менее двух списков (т. е. один) получили право на участие в распределении мандатов, то выборы признаются не­состоявшимися (п. 2 ст. 70). Если в многомандатном округе несколько мандатов остались незамещенными, по ним надо проводить повторные выборы (п. 5 ст. 70), т. е. все процедуры, в том числе и выдвижение кан­дидатов, надо повторить заново.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления и участковые избиратель­ные комиссии. Эти комиссии формируются на основе предложений по­литических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, зако­нодательном (представительном) органе государственной власти соот­ветствующего субъекта РФ, иных общественных объединений. Поми­мо этих субъектов названные избирательные комиссии формируются на основе предложений также избирательных объединений, выдвинув­ших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских Мандатов в представительном органе муниципального образования, и предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Кроме того, полагается назначить не менее двух членов этих избирательных комиссий на основе поступивших предложений вышестоящей избирательной комиссии.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Она формируется представитель­ным органом муниципального образования в количестве 5-11 членов с правом решающего голоса. Окружная, участковая избирательные комиссии создаются на период выборов, и с их завершением оканчи­ваются полномочия этих комиссий. Формируются они вышестоящей избирательной комиссией. Число членов избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

Если уполномоченные на то органы или комиссии не назначат со­став или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на территории отсутствуют соответствующие органы либо не сфор­мирована комиссия, то состав или часть состава:

а) избирательной ко­миссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения назначаются избирательной комиссией субъекта РФ;

б) избирательной комиссии поселения - из­бирательной комиссией муниципального района;

в) иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных Федеральным законом 2002 г., иным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона 2002 г. (в ред. от 21 июля 2005 г.) избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Возникает вопрос: как орган может быть муниципальным, но не входить в структуру местного самоуправ­ления?

Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии му­ниципального образования может быть придан статус юридического лица.

Отвечая за проведение выборов на территории муниципального образования, эта избирательная комиссия: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает реализацию мероприя­тий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы мест­ного самоуправления, местных референдумов, с изданием необходи­мой печатной продукции; осуществляет меры по обеспечению соблю­дения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между участниками кампаний по муниципальным выборам и референдумам для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; обеспечивает единый порядок голосования и подведения его итогов, определения результатов выборов, референ­думов; осуществляет меры по организации финансирования подготов­ки и проведения выборов в органы местного самоуправления, мест­ных референдумов, контролирует целевое использование указанных средств; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия му­ниципального района - также жалобы (заявления) на решения и дей­ствия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения и ре­шает другие вопросы.

Окружная избирательная комиссия осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе, и др. Целевые полномочия этой комиссии - осуществление регистрации кандидатов, утверждение текста бюллетеня в избирательном округе, определение результатов выборов по избирательному округу.

Участковая комиссия непосредственно отвечает за подготовку и проведение голосования, проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.