КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, задачи, структура педагогической психологии
Методы исследования в педагогической психологии. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. План Лекция 1 Тема: Педагогическая психология: ее основные характеристики (4 часа) При рассмотрении педагогической психологии, как и другой любой отрасли науки необходимо разграничить понятия предмета и объекта. Объект, это то, что существует как данность вне самого изучения, то что может быть изучено не одной, а множеством наук: материальные и нематериальные тела, явления процессы (животный, растительный мир, человек, общество, космос и т.д.). Например: человек изучается физиологией, философией, психологией, антропологией, социологией и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в предмете. Возрастная и педагогическая психология имеют общий объект, но предметы этих наук – разные. Возрастная психология: закономерности и механизмы развития человека и формирование личности от рождения до старости. Педагогическая психология: закономерности и механизмы освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. В широком смысле – предметом науки является то, что она изучает в объекте. Например в образовательном процессе(объекте) могут изучаться разные моменты: 1.человека, подлежащего обучению (ученика); 2. предмет учения или обучения; 3. внешние условия, в которых находится ученик (время, место, и пр.); 4. обучающего учителя и пр. Предметом отечественной педагогической психологии являются: 1. –психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда); 2. – управление процессом усвоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов); 3. –учебная мотивация (Маркова А.К., Ю.М.Орлов) 4. – личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, В.А.Кан-Калик и др.)
Задачи педагогической психологии: 1. - раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; 2.- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучающегося использование его в разных ситуациях; 3. – определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения т др.). 4. – изучение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие; 5. – изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств; 6. – определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний; 7. – определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения в соответствии с образовательными стандартами.
Структура педагогической психологии, т.е. разделы, входящие в эту отрасль научного знания. Традиционно рассматривается в составе трех разделов: 1. –психология обучения; 2. – психология воспитания; 3. –психология учителя. Или более широко: 1. психология образовательной деятельности; 2.психология учебной деятельности и ее субъекта; 3.психология педагогической деятельности и ее субъекта; 4. психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |