КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания
S-O и S-S модели обучения. Основные направления образования. Психологические принципы современного образования. Основные тенденции в современном образовании. Структура системы образования. Сущность и принципы системы образования. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания. План. Лекция 3 Тема: КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (2 часа) В современной науке просматриваются тенденции интеграции и дифференциации научных отраслей.
Естественные науки
Философия Общественные науки (политология, социология и пр.) Связь ПП с другими науками: - Конкретная отрасль общепедагогического знания, которая находится в центре научного знания; - ПП связана с другими науками, в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию – это передача социокультурного опыта; - Предметом изучения является сам человек (т.о. связь с общей психологией, педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой, социологией); Как часть общепедагогического знания формируется на знаниях - о психологии развития, - о движущих силах развития; - индивидуальных и половозрастных особенностях человека; - личностном становлении и развитии. Связь с другими отраслями психологического знания: социальной психологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией. Наиболее тесно связана с возрастной психологией общностью объекта этих наук (в возрастной психологии – развивающийся человек). Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека. ПП изучает факторы и условия формирования психических новообразований под воздействием образования. Все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей, находящегося под воздействием образовательного процесса. Но и возрастная и педагогическая психологии основываются на знании общей психологии, которая - вскрывает общие психологические закономерности, - изучает психические процессы, психические состояния, индивидуально-психические особенности уже сложившегося человека.
2. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ПП развивается в общем контексте научных представлений о человеке. Рассмотрим общие психологические течения и концепции, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса. Ассоциативная психология (середина XVIII и до конца XIX вв.) – определены типы, психологические механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. Изучая ассоциации изучали особенности памяти, научения. Основы ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем (384-322 гг.до н.э.), он ввел понятие «ассоциация», ее типов, разграничил два вида разума (нуса): теоретический и практический. Эмпирические данные экспериментов Г.Эббингауза (1885) по исследованию процесса забывания, полученная кривая забывания, организации упражнений. Прагматическая функциональная психология У.Джемса (конец 19- начало 20 века). и Дж.Дьюи: – приспособительные реакции, - адаптация к среде, - активность организма; - выработка навыков. Теория проб и ошибок Э.Торндайка (конец 19- начало 20 вв). сформулировавшего основные законы научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности. Описавшего кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений. Бихевиоризм Дж.Уотсона (1912-1920) и необихевиоризм Э. Толмена, К.Халла, Б.Скиннера (1-я половина 20 века). Концепция оперантного поведения (Б.Скиннера) и практика программированного обучения. Разработка целостной концепции научения. Гальтон Ф. (конец 19 века) в области измерения сенсомоторных функций, положило начало тестированию (анкетирование, оценочные шкалы Ф.Гальтон применил первым), использование математической статистики, умственные тесты Дж.Кеттела. Интеллектуальные тесты Бине и Симона (индивидуальное и групповое тестирование) (1904-1911). Впервые использован коэффициент интелл. развития как отношение умственного возраста к фактическому. Гальтон первые свои измерения 91884) начинал в системе образования, Дж. Кэттел (1890) в Америке тестировал студентов колледжей. Первая шкала Бине-Симона была создана во Франции по инициативе Министерства образования (1905). Тесная связь психологии и образования. - Психоанализ З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, Э.Фромма, на (конец 19 и весь 20 век.). Разрабатывались - категории бессознательного, - психологической защиты, - психологических комплексов, - стадиальность развития «Я», - свободы, - экстраверсии, - интроверсии. Гештальпсихология (Вертгеймер М., В.Келер, К.Коффка – начало 19 века). Концепция стадиального развития интеллекта Ж.Пиаже;(понятие инсайта, мотивация, интериоризация). Теория поля К.Левина. Операциональная концепция Ж.Пиаже (20-е годы 20 века) Основная теория развития интеллекта, мышления(разрабатывались понятия – социализация, центрация, специфичность адаптации и др. Когнитивная психология (60-80 гг. -20 века) (акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях). Гуманистическая психология (60-90 е годы 20 века) А.Маслоу, К.Роджерс. - пирамида потребностей, - категория фасилитации (облегчение и активизация). В центе пед. процесса – ученик, гуманистический подход в обучении. На развитие отечественной психологии оказали влияние работы отечественных ученых: - И.М. Сеченова, И.П.Павлова, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского и др. Особое место по воздействию на практически все отечественные педагогические концепции занимает Педагогическая Антропология К.Д.Ушинского (1824-1870) (воспитывающий характер обучения, деятельная природа человека). Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934) – теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие, ввел понятие уровней развития, «зоны ближайшего развития» и др. Концепция деятельности М.Я.Басова и теория деятельностиА.Н.Леонтьева и др. оказали влияние на психолого-педагогическое осмысление образовательного процесса, развитие педагогической психологии. Сформировавшиеся в отечественной психологии в середине 20 столетия теории, концепции, трактовки учения, учебной деятельности внесли вклад в осмысление педагогической практики (Талызина Н.Ф., Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К. Маркова, Л.В.Занков, Л.Н.Ланда и др.).
Система (греч.) –целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования –совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» (1992, поправки 1996 год) в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием. Уровень развития СО определяется: - развитием производства, т.к. именно оно определяет требования к работнику, к уровню его образованности; - уровнем развития культуры и науки; - особенностями форм народного сознания: идеологией, религией, моралью; - исторический опыт и национальные традиции; - от политики властных структур. Закон «Об образовании» РФ определил следующие принципы государственной политики в области образования. 1. гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, любви к Родине. 2. единство федерального культурного и образовательного пространства; защита национальных культур и региональных культурных традиций (региональный и школьный компоненты); 3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; 4. светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных системах; 5. свобода и плюрализм (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры, занятия по выбору) в образовании; 6. государственно-общественный характер управления образованием.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |