КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (Э.Берн). Поведенческие схемы взаимодействий (по Э. Берну)
Роль коллектива в развитии личности Поведенческие схемы взаимодействий (по Э. Берну) Роль взрослых в формировании жизненного сценария ребенка (Э.Берн). Лекция 13 ТЕМА: СООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (продолжение) 1.«Я-СООБЩЕНИЕ» .«Я-СООБЩЕНИЕ» Когда учитель использует такие оценки как насмешки, унижения, дает советы, он снижает самооценку и провоцирует сопротивление со стороны ученика. «Я – сообщение» - оказывает противоположное воздействие, и имеет трехчастное строение. 1. Безоценочное описание ситуации. Описывается поведение ученика, которое беспокоит педагога. Внимание акцентируется не на личности, а на его поведении в данный момент. Преходящий характер недовольства учителя подчеркивается наречием «Когда…». 2. Значимый эффект. Описывается эффект, который будет иметь неприемлемое поведение ученика. Эффект будет значимым только тогда, когда сам ученик будет считать его существенным. 3. Чувства. Учитель сообщает ученику о тех чувствах, которые вызывает у него отрицательное поведение ученика. Чувства возникают, подчеркивает учитель, не по отношению к поведению, по отношению к его возможному эффекту. Это позволяет ученику не активизировать его защитные силы. «Я-сообщение» должно сообщать о первичных чувствах, а не о вторичных. Первичные – «страх», «обида», «разочарование». Вторичные – «гнев». Педагог должен уметь обнаруживать первичные чувства. Родитель (Р) — все, что воспринято еще в детстве или сформировалось в результате родительского воспитания. Если даже посмотреть на играющих в песочнице малышей, то можно увидеть, что один с удовольствием поучает других, командует; другому трудно угодить, он постоянно к чему-то придирается, кого-то вечно укоряет и т.д. Понаблюдайте за ролевыми играми детей младшего возраста, вот где особенно ярко они демонстрируют поведение родителей. Девочки произносят фразы, адресованные своим куклам, повторяя не только слова, интонации мамы, но часто копируя ее мимику, жесты. То же самое делают мальчики, повторяя папу, копируя его поведение, вставляя смачные словечки. Родитель — состояния, сходные с образами родителей, повторяющие их. Каждый человек хранит в себе набор состояний, повторяющих его родителей. Так, в частности, модели поведения в конфликте зачастую повторяют родительские. Обратите внимание, когда вы ссоритесь с подругой или другом, когда сердитесь на кого-то из сверстников, как звучит ваш голос, каковы интонации и даже слова. Очень часто именно в такие минуты вы замечаете, как повторяете слова своих родителей, их тон и манеру говорить, даже если сознательно их отрицаете, не хотите быть в этом на них похожими. Итак, Родитель — это область нашего «надо». Ребенок {Ре) — состояния, действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие архаические модели. Все капризы, неожиданные взбрыкивания во взрослом возрасте Э.Берн относит на счет ребенка. Каждый таит в себе мальчика или девочку, которые вдруг начинают действовать, мешая нам осуществлять контроль за своими поступками. Очень часто взрослые и даже немолодые люди начинают капризничать, делая, например, покупки в магазине, требуя именно вот такую упаковку или к ней только такую ленточку. Это значит, что внутренний ребенок не дает рационально действовать. Ребенок — сфера эмоций, юмора, творчества, чувства собственного достоинства, любви и т.д. Всем нам знакомы люди, настроение которых меняется от одной крайности к другой за считанные минуты, капризные, очень вспыльчивые, мнительные и т.п. Это люди со сверхразвитым, неконтролируемым состоянием ребенка. Ребенок — это область «хочу». И наконец, Взрослый — сфера знаний, информации, самостоятельного принятия решений, рассудительного поведения. Взрослый выступает своеобразным судьей между «надо» Родителя и «хочу» Ребенка. Взрослый — это область «возможно, разумно». Взрослый (В) — состояние объективной оценки реальности, передачи и восприятия информации такой, какая она есть. Взаимодействуя с партнером по общению, люди используют различные варианты трансакций (рис. 8). Пока трансакции дополнительные, т.е. линии не пересекаются, процесс общения протекает гладко. В случае пересекающихся трансакций возникает конфликт, который можно легко прогнозировать. Роль коллектива в развитии личности. Раньше коллектив понимался не только как основное средство воспитания, но и как его главная, первичная цель. Для этого необходимо обязательно создать коллектив, а потом уже через него воспитывать личность. Начало такого подхода было положено концепцией воспитания А.С.Макаренко: "Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания." Практическая деятельность А.С. Макаренко в действительности доказала, что развитый детский коллектив играет решающую роль в перевоспитании личности особенно это важно для детей-правонарушителей, имеющих явные отклонения в психике и поведении, которые выражались в нарушении социальных норм. Реальный коллектив, как показывает жизненная практика, в отличие от идеального, изображаемого в теории и на страницах педагогических книг, не всегдаесть безусловное благо для личности, но роль коллектива действительно велика в подростковом периоде развития ребенка, в период пубертата. Среди реально существующих коллективов в числе, воспитывающих личность, высокоразвитых насчитывается не более 6-8%. В педагогической практике часто наблюдается разрушение имеющихся коллективов при переходе учащихся из средних классов в старшие. «Большинство существующих детских групп и объединений относятся к слаборазвитым социальным общностям и никак не могут претендовать на право, чтобы называться коллективами в теоретическом, макаренковском смысле этого слова. Единство требований, предъявляемых ко всем членам коллектива без учета их индивидуальных особенностей, принцип воспитания, господствовавший многие годы, приводит к социально-психологическому обезличиванию личности школьника. И если на практике члены коллектива вырастают как определенные социально-психологические типы личности, то это происходит не благодаря, а скорее, вопреки влиянию, оказываемому на них коллективом: Однако коллектив играет важную роль в подталкивании подростка к самовоспитанию, как главному устремлению человека в преобразовании себя. Человек формируется, развивается как личность не только под воздействием коллектива, но и под влиянием множества других социальных факторов и социальных институтов. На него существенное воздействие оказывают печать, средства массовой информации, литература, искусство, общение с самыми разными людьми, с которыми человек встречается обычно вне коллектива. Практически невозможно точно установить, чье воспитательное воздействие более значительно. Лекция 14 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (8 часов) Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ. План:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |