Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция воспитания и развития в когнитивной теории




В основе когнитивной теории лежит развитие ин­теллектуальной сферы человека. Подобное развитие представляют (А. Валлон) как прерывистую последо­вательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в опреде­ленные моменты.

Согласно теории Жана Пиаже, на каждой стадии развития формируются новые познавательные на­выки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. В исследо­ваниях было установлено, что способность к логи­ческому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь оп­ределенным закономерностям.

Ж.Пиаже выделял следующие стадии когнитив­ного развития:

Сенсомоторную (от рождения до 2 лет), где у де­тей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира;

Предоперациональную (от 2 до 7 лет), в которой дети учатся различать символы и их значения;

На стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет) дети учатся мысленно совершать действия, кото­рые раньше они выполняли только руками;

На стадии формальных операций (от 12 до 15 лет) подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рас­суждать о будущем.

Одной из важных психолого-педагогических проблем Ж. Пиаже считал нравственное развитие, которое происходит не так, как умственное, и зави­сит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они гово­рят, часто противоречит тому, что они делают, т. е. между словом и делом наблюдается дистанция ог­ромного размера.

Только реплики детей 3-летнего возраста согла­суются с их поведением.

Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Колберг разработал теорию этического развития ре­бенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. Если быть бо­лее точным, то эта теория соотнесения моральных представлений на базе нравственных суждений.

Каждая последующая стадия у Л.Колберга ос­новывается на предыдущей, преобразует ее и включает в себя, а также подготавливает новые подходы и критерии для выработки моральных суждений. Л.Колберг полагал, что итог этическо­го развития достигается в среднем к 25 годам. Но на самом деле нравственные суждения формиру­ются к трем годам, а понимание и осознание их соответствия моральным представлениям к ука­занному Колбергом возрасту.

Если мы попробуем свести характеристику всех стадий к минимальному объему, то получится сле­дующий ряд утверждений.

Уровень 1. Предконвенциональный (с 4 -10 лет).

Стадия 1. "Я должен сделать то, что обещал, ина­че накажут".

Стадия 2. "Раз ты меня обидел, то и я тебя обижу".

Уровень 2. Конвенциональный (с 10 - 13 лет).

Стадия 3. "Я хочу делать то, что приятно другим".

Стадия 4. "Я обязан соблюдать закон".

Уровень 3. Постконвенциональный (с 13 -...лет).

Стадия 5. "Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество".

Стадия 6. "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой".

Теория Л. Колберга действительно заслуживает серьезной критики по таким основаниям:

а) стадии не являются однородными и однознач­ными, не образуют строго неизменной последова­тельности;

б) Л.Колберг и Ж.Пиаже включают в понятие нравственного развития моральный закон, чест­ность, ответственность, но ведь представления о каждом из них у различных людей могут формиро­ваться по-разному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.