Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия эффективности общения

Формы общения

1) анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми, любые временные связи между людьми – жителями города, пассажирами поезда, зрителями кинотеатра, посетителями музея;

2) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев, общение, целями которого партнеры по общению не ставят решение каких-либо экономических, профессиональных задач, партнер выбирается по принципу взаимных интересов;

3) интимно-семейное общение – общение между близкими людь­ми или членами семьи;

4) функционально-ролевое (профессиональное) общение – связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу, общение с коллегами; всегда носит вынужденный характер.

 

Для успешного (продуктивного) общения необходимо, чтобы все структурные элементы были согласованы между собой. Наряду с этим, существуют еще некоторые условия, выполнение которых также делает общение продуктивным.

1. Участники общения должны быть коммуникабельными (или воспитывать в себе эти качества) – быть склонными к общению с людьми, быть инициативными в этом общении, уметь и хотеть говорить. Коммуникабельным в широком смысле можно назвать отзывчивого человека, активно реагирующего на окружающий его мир, стремящегося к познанию и деятельности совместно с другими людьми.

2. Эмпатийность – способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства. Эмпатия означает понимание любого чувства – гнева, печали, радости, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.

А. Моруа[17] писал о том, что если бы мы знали других так же, как самих себя, самые предосудительные их поступки показались бы нам достойными снисхождения.

Для развития этого качества полезно знакомство с отдельными советами Д. Карнеги, помещенными в его книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Вот некоторые из них:

– искренне интересуйтесь другими людьми;

– улыбайтесь;

– помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук на любом языке;

– будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе;

– говорите о том, что интересует вашего собеседника;

– внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне[18].

3. Личное обаяние как очарование, притягательная сила, приятные манеры поведения располагают к себе людей, помогают адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление взаимодействия между людьми.

У некоторых людей явно проявляется так называемое интеллектуальное обаяние. В их глазах, чертах лица, осанке, движениях, во всем существе отражается работа мысли, мудрость, благородство духовных интересов. У других преобладает обаяние наивности, детской непосредственности. Важно, чтобы обаяние вызывало положительное чувство, наиболее полно способствовало взаимодействию.

4. Для успешного общения также необходимо помнить о каналах общения. Они могут быть следующими:

а) слуховой канал (общение посредством речи и слуха, например, разговор по телефону);

б) зрительный канал – форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу;

в) двигательно-осязательный канал, например, рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия;

г) визуальный канал – внешний вид человека позволяет судить нам о каких-то его особенностях, например, по деталям костюма можно судить о национальности собеседника, особенностях той местности, где он живет.

Каналы общения важно не «зашумлять», делать их по возможности свободными. Например, во время общения не говорить громко, не отвлекаться посторонними делами. Своего рода «зашумленным» каналом является плохой почерк при написании письма.

5. Немаловажным условием общения является развитое чувство юмора. Это качество проявляется в способности человека чувствовать и видеть смешное, эмоционально-веселом отклике на окружающее. Неистребимая потребность в смешном, комическом присуща всем, но не все способны подняться до уровня тонкого, умного, снимающего напряжение чувства юмора, обладающего зарядом здорового оптимизма. Однако важно для любого человека понять, что добродушно-насмешливый подход имеет разумные границы. Важно, чтобы юмор не скатывался в насмешки и ехидные замечания, что может стать источником непредсказуемых осложнений и конфликтов.

6. Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения – это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей.

За эффективность общения отвечает в первую очередь коммуникативный компонент культуры речи, но это не означает, что нормативный и этический компоненты незначимы для эффективности общения. Нарушение нормативности может привести просто к непониманию, если, например, вместо нормативного общеизвестного употребляется какое-нибудь малоизвестное диалектное или жаргонное слово, но чаще в этом случае эффективность снижается по иной, скорее прагматико-психологической, чем собственно лингвистической, причине: ненормативное употребление выдает недостаточную образованность говорящего и побуждает слушающего соответственным образом относиться к сказанному.

Аналогичным образом сказывается на эффективности коммуникации и нарушение этических норм общения: неэтичное обращение к собеседнику, употребление так называемой нецензурной лексики и прочее может вообще прервать общение по причине, которая в быту формулируется так: «С этим хамом я вообще не хочу говорить».

 

 
 

Лекция 7


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни и формы коммуникативного процесса | Сравнительная характеристика стилей управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 10969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.