Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие законности и служебной дисциплины




Педагогические основы поддержания служебной дисциплины

Лекция 8

1. Понятие законности и служебной дисциплины.

2. Анализ состояния служебной дисциплины и законности: алгоритм действий руководителя.

3. Основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины в подразделениях ОВД.

Служебная дисциплина – строгое и точное соблюдение личным составом порядка и правил, установленных законами и нормативными актами.

Дисциплина представляет собой специфическое свойство служебной деятельности и поведения сотрудников ОВД, которое заключается в согласии с известными правилами (нормами). Это поведение, которое регулируется путем подчинения его известным правилам, и поэтому служебная дисциплина представляет собой нормативно регулируемое поведение.

Документы, регламентирующие профессиональную подготовку в вузе МВД России:

– распорядок дня;

– расписание занятий.

Как известно, правило (норма) – это постоянно действующее требование, предусматривающее с той или иной полнотой тип поведения, его цель, а также способ действий. Правило обобщает социально-нравственный опыт или опирается на результаты науки. Оно предостерегает от ошибки, направляет поступок в соответствии с общественными и личными интересами сотрудника.

В зависимости от своего содержания правила служебного поведения разделяются на ряд категорий:

1. Правила поведения, исходящие преимущественно из индивидуально-личностных интересов сотрудника, соблюдение которых гарантирует ему здоровье, безопасность, условия, благоприятствующие развитию личности (санитарно-гигиенические правила, меры безопасности, регулирующие режим труда и отдыха, запреты, касающиеся действий и привычек, причиняющих ущерб физическому и нравственному состоянию).

2. Правила, обусловленные совместным, коллективно-группо­вым характером жизни и деятельности сотрудников, необходимостью оберегать интересы других людей, коллективов и общества в целом, согласовывать свои действия с действиями коллег. Это – обязанность беспрекословно подчиняться командирам и начальникам, нормам профессиональной этики, боевого товарищества.

Нормы и правила всегда связаны с различными видами служебной деятельности. Каждый из них регулируется преимущественно своей совокупностью норм.

Устанавливаемые законами и уставами правила обращены к людям и предполагают с их стороны определенное отношение: изучение, принятие, практическое овладение, осознанное выполнение, а это значит, что служебная дисциплина опирается на соответствующие психолого-педагогические основы. Такими основами являются личностные качества и состояния сотрудников (личностей и коллективов), благодаря которым достигается строгое и точное соблюдение законов и уставов. Нельзя рассчитывать на прочную и надежную дисциплину, если эти основы не будут созданы общими усилиями всего личного состава, при ведущей роли руководителя служебного коллектива.

Психологические состояния сотрудников ОВД, а также тесно связанные с ними процессы, оцениваемые как основы дисциплины, в зависимости от своих дисциплинирующих функций делятся на три группы.

К первой группе относятся психологические факторы, которые придают поведению сотрудников четкую социально-нравственную ориентацию, направленность на достижение общественно полезных целей. Это обеспечивается нравственно обоснованным выбором общественно признанных норм и принципов, а также активным неприятием всего чуждого законам и морали общества.

Ко второй группе относятся психологические факторы, которые проявляют себя в поддержании внутренней (внутриличностной и внутриколлективной) упорядоченности активности сотрудников, вследствие чего их поведение становится рациональным, уравновешенным и эффективным.

Третью группу составляют психологические условия и предпосылки дисциплинированного поведения. Это такие психические явления, которые в одних случаях благоприятствуют проявлению дисциплинированности, а в других затрудняют его. В этой роли выступают обычно настроение служебного коллектива и психическое состояние каждого сотрудника. Многие личностные качества и особенности коллективной психологии, которые непосредственно не реализуют дисциплинированное поведение, но способствуют ему, также являются условиями или предпосылками служебной дисциплины.

Дисциплина определяет не только внешние поступки, но и упорядочивает общую психическую деятельность человека и делает его внутренне собранным.

Психологические факторы поддержания служебной дисциплины:

1) личная дисциплинированность (внутренняя дисциплина – понимание тех требований, которые предъявляются);

2) искусство руководства людьми;

3) коллективистский фактор (осознание себя членом коллектива).

Дисциплинированное поведение – это результат нравственного развития личности в целом, то есть социально-психологическое качество личности.

Дисциплинированность – своеобразная социально-психологичес­кая черта личности, складывающаяся из трех составляющих.

 

 
 

 

 


Помимо указанных составляющих можно выделить и черты характера, которые будут способствовать выработке самодисциплины:

1) объективность в оценке поступков своих и чужих;

2) вежливость;

3) гуманность;

4) принципиальность;

5) скромность;

6) искренность;

7) хладнокровие;

8) бдительность.

Каждое из этих качеств может быть представлено в личности качеством противоположным, которое, разумеется, будет сказываться отрицательно как на структуре личности в целом, так и на формировании самодисциплины.

Во внутренней структуре дисциплины выделяют два важных звена – самодисциплина и исполнительность. Важная роль в формировании дисциплинированности принадлежит семье, в которой протекают начальные этапы становления личности. Большое значение имеет личный пример руководителя коллектива, влияние его личностных особенностей на становление дисциплинированности как групповой нормы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.