КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий
Основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины в подразделениях ОВД Индивидуально-личностная дисциплинированность всех сотрудников является психологическим ядром служебной дисциплины. Однако в условиях управляемой служебной деятельности это качество далеко не всегда проявляется изолированно и автономно. Часто сотрудник действует, выполняя приказ начальника. В этом случае действия подчиненного являются, в сущности, только звеном целостного совместного действия. Другим, причем исходным, звеном этого действия является распоряжение начальника. Поведение подчиненного зависит не только от его личной дисциплинированности, но и от дисциплины его начальника, проявляющейся в управленческо-организаторской деятельности (дисциплина управления или власти). Поскольку отдельный сотрудник живет и действует как член коллектива, его дисциплинированность сильно зависит от различных социально-психологических факторов, основными из которых являются дисциплина коллег и сложившиеся традиции коллектива и общественного мнения. В частности, поведение сотрудника подвержено воздействию такого фактора, как содержание коллективного представления об образцовом поведении, о роли дисциплины в числе достоинств, определяющих авторитет личности в коллективе. Коллективная дисциплина (нормативная и управленческая урегулированность группового поведения), в отличие от индивидуальной, опирается на следующие психологические основы: – индивидуально-личностную дисциплинированность каждого члена коллектива; – личностные качества, авторитет, профессиональную подготовленность руководства, определяющую уровень руководства коллективом; – совокупность специальных коллективных мнений, предметом и содержанием которых являются отдельные стороны служебной дисциплины, в том числе нормы поведения; – ряд внутриколлективных традиций и норм; – социально-психологическую структуру коллектива, обеспечивающую выполнение «дисциплинарных» функций. Все названные звенья психологических основ коллективной дисциплины образуют социально-психологический механизм саморегуляции поведения сотрудников. Задача руководителя состоит в том, чтобы совершенствовать этот механизм, опираться на него, но не подменять и не игнорировать его действия. Психологическая профилактика нарушений служебной дисциплины и законности включает в себя: – системное изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников с целью выявления лиц, склонных к нарушениям служебной дисциплины и асоциальному поведению; – изучение состояния морально-психологического климата в подразделениях, а также психологическое обеспечение эффективности управленческой деятельности руководства; – психологическое обеспечение дисциплинированности личного состава в ходе дежурства, несения караульной и внутренней службы; – выработка психологически обоснованных предложений и рекомендаций руководству по воспитанию и обучению личного состава, допускающего нарушения служебной дисциплины; – оказание психологической помощи в обучении и воспитании сотрудников с признаками затрудненной адаптации к службе, эмоционально-волевой и нервно-психической неустойчивости; – анализ социально-психологических причин и условий, способствующих нарушению дисциплинарных норм, их анализ, выработка предложений по их устранению; – обеспечение психологической совместимости личного состава, снижение конфликтности, формирование оптимального соотношения формальных и неформальных структур в коллективах; – своевременный подбор сотрудников, обладающих лидерскими, организаторскими и коммуникативными качествами в резерв на выдвижение на вышестоящие должности; – обучение руководства формам и методам сплочения служебных коллективов, повышения авторитета и укрепления единоначалия; – психолого-педагогическая подготовка руководства с целью вооружения их знаниями психологических закономерностей, лежащих в основе воспитательного процесса, возрастных и индивидуально-психологических особенностей сотрудников, психологических механизмов воздействия среды и коллектива на личность; – работа с семьями сотрудников. Воспитание в сотруднике органов внутренних дел дисциплинированности невозможно без использования примеров истории, служебных традиций органов внутренних дел. Это процесс целенаправленного воздействия на мысли и чувства личного состава. Особую роль в воспитании личного состава играют торжественные ритуалы. Наиболее признанными торжественными ритуалами в органах внутренних дел являются: – вручение Знамени органу внутренних дел; – вынос и относ Знамени органа внутренних дел; – посвящение в сотрудники органов внутренних дел; – принятие Присяги; – вручение табельного оружия; – вручение государственных наград, нагрудных знаков, объявление поощрения; – возложение венков к памятникам боевой славы, мемориалам, памятникам сотрудникам органов внутренних дел, погибшим при исполнении служебного долга; – проводы (встречи) личного состава, командируемого в «горячие точки»; – проводы сотрудника в отставку[23]. Хорошо организованные и проведенные ритуалы вызывают у личного состава высокие патриотические чувства, гордость за принадлежность к органам внутренних дел, вдохновляют на добросовестное исполнение служебного долга. Ритуал требует высокой организованности как при подготовке, так и в ходе его проведения. Как правило, необходимо издание приказа начальника органа внутренних дел, касающегося подготовки и проведения ритуала. В приказе оговариваются место и время проведения, ответственные за подготовку и проведение, привлекаемый к участию личный состав, форма одежды сотрудников. Ритуал принятия Присяги – не только один из первых ритуалов в органах внутренних дел, в котором участвует каждый сотрудник, но и наиболее торжественный и волнующий, оказывающий особое эмоциональное воздействие на всех участников церемонии. Воспитательное воздействие этого ритуала сложно переоценить. Присяга принимается индивидуально и скрепляется подписью того, кто ее принимает. Перед принятием Присяги сотруднику разъясняется ее моральный и юридический смысл, та почетная и ответственная обязанность, которая возлагается на сотрудников. Обязанность «достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником» и, «не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок»[24], которую берет на себя сотрудник, имеет своей целью поддержание высокого уровня профессиональной деятельности. Успешное выполнение профессиональных обязанностей предполагает соединение квалифицированности специалистов с глубоким осознанием ответственности, готовности безукоризненно выполнять свой профессиональный долг. Принципы законности, справедливости, гуманизма занимают важное место в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов и являются стратегией его поведения. Бланк с текстом Присяги, скрепленный личной подписью сотрудника, хранится в личном деле и сопровождает человека всю его трудовую жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в деятельности практически каждого сотрудника ОВД есть определенные элементы педагогики. Одни сотрудники воздействуют на граждан, другие – на подчиненных, третьи – на тех и других. При этом неосознанное социально-педагогическое воздействие может оказаться малоэффективным, а иногда и негативным. Иными словами, педагогическую деятельность необходимо производить намеренно, осознавая влияние на окружающих, стремясь оказывать правовоспитательные воздействия в интересах общества, государства и граждан, а также осуществлять оперативно-служебную деятельность, сознательно используя педагогические приемы. Это означает, что сотруднику необходим запас педагогических знаний и умение пользоваться ими на практике. Независимо от занимаемой должности сотрудник должен усматривать в профессиональных ситуациях их педагогический аспект, предвидеть возможные педагогические последствия. Наиболее тесно профессионально-педагогическая подготовка связана с работой с кадрами, их воспитанием, развитием. Профессионально-педагогическая подготовка должна быть непрерывной, адаптированной к актуальным проблемам службы и профессиональной деятельности. Педагогическая компетентность – сложный и разносторонний комплекс педагогически значимых качеств. К ним можно отнести коммуникабельность, высокую нравственность и этичность, психолого-педагогический такт, педагогическую требовательность, склонность к организаторской деятельности и другие. Основы для развития этих и других профессионально значимых качеств должны закладываться в учебных центрах и продолжаться в процессе служебной подготовки. Но необходимо помнить справедливое во все времена высказывание А.С. Макаренко о том, что лучше совсем не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам невоспитан.
Авторитет – (от лат. auctoritas – власть, влияние) в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком – одна из форм осуществления власти. Авторитет руководителя – разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности (может быть формальный, моральный, функциональный). Аттестация – максимально полная и объективная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков сотрудников на основе глубокого и всестороннего их изучения; определение степени соответствия аттестуемых занимаемым должностям и перспективы их служебного использования. Вовлечение – психологический прием, при помощи которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др. Воспитание – передача социального опыта, знаний, умений, нравственных и правовых норм, духовных ценностей от старших поколений младшим. Государственный образовательный стандарт – основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Делегирование – это поручение выполнения конкретной задачи людям, которые могут ее выполнить лучше других, и предоставление им такого уровня самостоятельности, который позволяет им выполнить задачу самым эффективным образом; процесс передачи и приема полномочий и ответственности. Дисциплинированность – свойство личности, формирующееся в непосредственном общении с другими людьми и проявляющееся в строгом подчинении своей воли выполнению установленного в обществе или коллективе распорядка поведения, принятых коллективом или его руководством решений. Должностной проступок – служебное правонарушение, допущенное при исполнении должностных обязанностей, которое в силу малозначительности деяния не квалифицируется как преступление. Запрещение – тормозящее воздействие на личность. К нему относится запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения. Индивидуальная воспитательная беседа – наиболее распространенное средство воспитательной работы. Ее назначение – воздействовать на ум и чувства человека с тем, чтобы сформировать у него определенные качества. Главное достоинство беседы заключается в ее интимности, доверительности. Это, прежде всего, и отличает ее от коллективных и массовых форм воздействия. Интеракция – взаимодействие или влияние, оказываемое людьми друг на друга. Коллектив – высшая стадия развития организованной общности людей (количеством от 2-3 до 25–30 человек), направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и системой стимулирования. Коммуникативная компетентность – ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. Коммуникация – в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми; может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Не следует путать с общением. Конфликт – осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личностей и групп. Конформность – мера подчинения индивида групповому давлению; способность человека изменять мнение в направлении большего согласия с группой как результат реального или воображаемого давления группы. Лидер – лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми. Существуют разнообразные виды межличностных отношений – деловые, приятельские, дружеские, супружеские и др. Наставничество – процесс индивидуального обучения и воспитания молодых сотрудников и стажеров, осуществляемый в период их профессионального становления. Один из способов организации преемственности поколений. Невербальное общение – общение с помощью жестов, мимики. Нравственное воспитание – формирование отношения человека к миру, к социальной среде, природе; привитие чувства гуманности, порядочности, добросовестности, трудолюбия, выработка единства слова и дела. В основе нравственного воспитания лежат общечеловеческие ценности. Образование – процесс и результат физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы и социальные эталоны. Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия наставников и молодых сотрудников, направленный на формирование определенных знаний, умений и навыков, опыта деятельности и поведения, а также определенных личностных качеств. Общение – межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками. Может быть прямое и косвенное, вербальное и невербальное. Общительность – одна из коммуникативных черт характера человека, связанная с типом высшей нервной деятельности, темпераментом, а также с такими качествами, как контактность, экспрессивность, инициативность в общении и др. В общительности выражается потребность человека в контактах с другими людьми, склонность к дружескому поведению, установлению приязненных отношений. Объект педагогики – образование. Осуждение – воспитательная мера, выражающаяся в отрицательной оценке отдельных поступков или поведения человека в целом и высказанная руководителем, коллегами, коллективом в форме беседы с провинившимся, в которой данный поступок признается неправильным, объявляется порицание, наложение наказания. Ответственность – категория права, этики, социологии, психологии и педагогики, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Патриотизм – одно из важнейших социальных чувств человека, в основе которого лежит чувство любви к Родине, к своему народу, к его языку, культуре, истории. Педагогика – наука о воспитании, образовании, обучении и развитии людей. Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные педагогические цели. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт наставников и молодых сотрудников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Перцепция – процесс формирования в общественном и социальном сознании образов социальных объектов в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Побуждение – позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации. Подбор кадров – определение психологических и профессиональных качеств людей с целью решения вопроса об их соответствии выполняемой работе. Подражание – способ воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя, образцы поведения которого являются примером для других. Поощрение – положительное воздействие авторитетного лица на человека, коллектив с целью закрепления достигнутых результатов и засвидетельствования их одобрения. Выражается в признании заслуг и связано, как правило, с повышением социального статуса или улучшением материального благополучия. Порицание – вид негативной санкции, выражающейся в осуждении поступков или явлений, которые таким образом признаются морально недопустимыми. Обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас». В других случаях порицание воспринимается как менторское назидание, которое можно выслушать, но которому не нужно следовать. Правовое воспитание – процесс формирования у сотрудников ОВД системы правовых взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву, а также потребности и привычек неуклонного и безупречного личного соблюдения нормативных правовых актов. Правонарушение – виновное противоправное деяние, совершенное сотрудником, нарушающее ту или иную норму права. Правонарушения делятся на преступления и дисциплинарные проступки, причем проступки бывают как должностные, так и служебные. Предмет педагогики – система отношений, возникающих в процессе образовательной деятельности. Примера метод – целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников положительными примерами поведения, действий, отношений к людям, работы над собой, накопленными в коллективе, призванными служить образцом для подражания, средством самовоспитания. Принуждение – крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям. Принципы педагогические – общие, исходные, руководящие положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации процесса обучения, воспитания, развития личности. Происшествие – это событие, повлекшее гибель, тяжкое телесное повреждение или огнестрельное ранение сотрудника, гражданина, а также причинившее существенный материальный ущерб государству, общественной организации или отдельному гражданину при отсутствии состава преступления в действиях сотрудника. Профессиональное воспитание – формирование системы качеств, необходимых для выполнения задач, связанных с профессиональной деятельностью. Развитие – количественные и качественные изменения в структуре личности, как прогрессивные, так и регрессивные. Развитие (формирование) коллектива – процесс развития и совершенствования характеристик коллектива. В качестве главного критерия выступает осуществление коллективом функций управления и воспитания. На низшей стадии развития коллектива все требования исходят только от руководителя; на второй – принимаются и предъявляются активом; на третьей – коллектив как единое целое становится источником требований к личности и реальной воспитательной силой. Ритуал – одна из форм поведения, часть культуры общества, тесно связанная с традициями и обычаями, образует вместе с ними нормативную систему поведения, принятую в данной общности. Руководство – форма управления, осуществляемая через систему субъект–субъектных отношений; по природе руководство связано с лидерством, но не идентично ему. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Является важным регулятором поведения человека, от самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Служебная дисциплина – строгое и точное соблюдение личным составом порядка и правил, установленных законом и нормативными актами. Служебный дисциплинарный проступок – нарушение внутреннего или общественного порядка, за которое сотрудник подвергается дисциплинарному взысканию или мерам общественного воздействия. Социализация – процесс усвоения индивидом культурных ценностей и норм, позволяющих ему активно участвовать в жизни общества. Социально-психологический климат – психологический настрой в группе или коллективе. Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – деловых и личных отношениях, стиле руководства и воспитании детей, способах принятия решений и разрешения конфликтов, в избираемых приемах психологического влияния на людей. Стиль руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий). Зависит от специфики поставленной перед коллективом задачи; взаимоотношений руководителя с подчиненными; личностных особенностей всех членов коллектива; своевременности и целесообразности применения тех или иных управленческих средств. Такт педагогический – чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на личность. Проявляется в умении держать себя подобающим образом, разговаривать просто и убедительно, уважать достоинство собеседника, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования. Торжественный ритуал – сложившийся на протяжении многих лет устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме, регулируемый нормативно-правовыми актами, обычаями, общественным мнением. Традиция – способ хранения и передачи социального опыта, поддерживаемый силой массовых привычек и убеждений, установившийся порядок в поведении. Требованиепедагогическое – один из основных методов педагогического стимулирования; способ прямого воздействия на сознание и волю человека с целью организации или координации его поведения или деятельности. Различают требования, побуждающие к действию (просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, приказ, наказание). Во многом категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения. Трудности общения – коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения. Убеждение – метод воздействия на сознание индивида, основанный на логическом упорядочении содержания его суждений. Управление – процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля деятельности работников, обеспечивающий достижение поставленных целей. Упражнение – повторяющееся выполнение действия с целью его усвоения. Это основной метод профессионального обучения, с помощью которого формируются умения практического использования полученных знаний. Эмпатия – сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого; возможность эмоционального познания другого человека.
Рекомендуемая литература
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |