КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Снижение риска при проектировании
Методология снижения риска травмирования и вредного воздействия на здоровье человека на этапе проектирования производственного оборудования отражена в стандартах ГОСТ ИСО/ТО 12100-1— 2001, ГОСТ 12100-2—2002. Эти стандарты представляют международные требования по обеспечению безопасности, что особенно актуально при развитии рыночных отношений и повышении конкурентоспособности производимого оборудования. Наибольший эффект по обеспечению безопасности производственного оборудования достигается комбинацией мер, которые применяются разработчиками на стадии проектирования, с мерами, которые будут предприниматься потребителем на стадии эксплуатации оборудования. Меры безопасности, предпринимаемые разработчиками при coздании нового оборудования, включают в себя: снижение риска путем конструирования (структурный и параметрический синтез и анализ конструкций с учетом требований безопасности); технические меры безопасности; информацию потребителям; дополнительные меры предосторожности. Потребитель в свою очередь разрабатывает дополнительные меры защиты в соответствии с рекомендациями разработчика по снижению последствий аварийных ситуаций (противопожарное оборудование, мероприятия по уменьшению последствий в случае утечки и эмиссии вредных веществ и др.), обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты; проводит обучение безопасным методам работы; проверку знаний; допуск к работе. Совокупность мер отражена на рис.5.1
Рис. 5.1. Совокупность мер по обеспечению безопасности оборудования При принятии решений по обеспечению безопасности оборудования на стадии проектирования в первую очередь определяется область применения машины с установлением пространственных границ, диапазонов движения, принципов взаимодействия в системах - человек—машина», «машина—энергоснабжение», прогнозируются сроки службы и т.д. в соответствии с общей схемой машины. Затем идентифицируются опасности и оценивается риск на всех стадиях жизненного цикла и при всех возможных производственных состояниях машины, и изыскиваются возможности по устранению опасности. Конструирование с целью снижения риска должно быть направлено на: —устранение как можно большего числа опасностей или уменьшение его посредством выбора оптимальных структуры и параметров конструкции; —ограничение опасности сокращением пребывания оператора в опасной зоне. Первое направление обеспечивает безопасность конструкции производственного оборудования следующим комплексом мер: — выбором безопасных принципов действия и конструктивных —минимизацией потребляемой и накапливаемой энергии пи функционировании оборудования; —выбором максимально безопасных комплектующих изделий и материалов для изготовления конструкций, а также применяемых при эксплуатации; —выбором технологических процессов изготовления; —применением встроенных в конструкцию средств защиты работающих, а также средств информации, предупреждающих о возникновении опасных (в том числе пожаровзрывоопасных) ситуаций; возможностью использования дополнительных средств защиты, не входящих в конструкцию; —выполнением эргономических требований; —ограничением физических и нервно-психических нагрузок на работающих при эксплуатации. Второе направление достигается повышением надежности конструкции машин и ее отдельных элементов (в том числе дублированием отдельных систем управления, средств защиты и информации, отказы которых могут привести к созданию опасных для человека ситуаций). Благодаря этому уменьшается число неисправностей, требуюющих устранения и присутствия человека в опасной зоне. Ограничение опасности достигается вынесением мест смазки, наладки и обслуживания за пределы опасных зон, применением механизации и автоматизации отдельных работ, что уменьшает риск, связанный с нахождением персонала в опасных зонах. В зависимости от остаточного риска применяются защитные ограждения, предохранительные устройства, системы защитного отключения и т. д. Об остаточном риске, который конструктивно не устранен, предупреждают потребителя. Инструкции и предупреждения содержат методы, режимы работы и указания, помогающие избежать опасности. Дополнительные меры безопасности принимаются на случай аварийных ситуаций (устройства аварийного останова, устройства реверсирования движения рабочих элементов и др.).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |