КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного
Принцип целенаправленности ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Изучение произведения, в том числе и его анализ, должно быть целенаправленным. Изучение произведения в начальной школе преследует две группы целей: 1) коррекция субъективного первичного восприятия произведения объективным смыслом текста, углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи и авторской позиции — полноценное восприятие художественного текста; Эти цели можно назвать содержательными, так как все они непосредственно связаны с содержанием литературного произведения. 2) формирование у школьников системы читательских и речевых умений, без которой невозможно полноценное восприятие литературы как искусства. Эти ц ели можно назвать обучающими, развивающими, так как они связаны с вопросами формирования умений и развития школьника как читателя. Эти две группы целей в начальной школе реализуются на каждом уроке литературы или литературного чтения. Это вызвано тем, что именно на этапе начального образования мы учим детей самостоятельно анализировать текст, обучаем их разным приемам анализа текста и одновременно осмысляем прочитанное. Из этого принципа следуют два методических вывода: - основная цель каждого урока литературы — освоение художественной идеи произведения. Этой цели подчиняется и выбор средств для ее решения, т. е. объем и содержание литературоведческих знаний, необходимых ученикам на уроке, приемы анализа, целесообразные именно для этого урока и этого произведения, специфика работы по развитию речи; - каждый вопрос учителя, каждое задание, которое выполняют ученики, преследуют определенную цель, являются шагом на пути достижения цели урока, на пути освоения идеи произведения, т. е. предполагается, что учитель хорошо понимает, какие знания использует ребенок, обдумывая ответ, какие умения формируются или развиваются у него при выполнении задания, каково место задания в общей логической цепи анализа.
Анализ текста проводится только после целостного, непосредственного эмоционального восприятия детьми произведения, причем с опорой на 1) на целостное восприятие и 2) с опора на непосредственное восприятие: 1. Целостное восприятие — это восприятие произведения целиком — от начала до конца, без сокращений и адаптации, предшествующее его анализу. Иными словами, сначала мы читаем с детьми все произведение, независимо от его объема, и лишь потом начинаем беседу о нем. Принцип опоры на целостное восприятие, трактуемый как обязательное прочтение всего произведения до его изучения, — один из самых спорных в методике. Он на практике часто нарушается, а в средней школе вообще редко выполняется (особенно при анализе текста «вслед за автором»). Поэтому можно встретиться и с другой позицией, отрицающей необходимость целостного восприятия текста до его изучения. Эта позиция вызвана следующим противоречием: если считать, что анализ какой-либо части произведения, не прочитанного ребенком до конца, не приводит к успеху, потому что нарушается естественный читательский интерес, отсутствует возможность соотнести часть и целое, вследствие чего идея произведения оказывается недоступной, то тогда нужно признать, что мы не размышляем над прочитанным по ходу чтения, а начинаем думать, лишь закончив читать весь текст. Но это явно не так. Читая произведение, мы периодически останавливаемся, пытаясь понять причины поступков героев, их отношения друг с другом, строим свои догадки о дальнейшем развитии событий. Поэтому можно утверждать, что этот принцип не является абсолютным и соблюдается по возможности. Если произведение объемное и не может быть прочитано вслух за 20 — 25 минут, то принцип может быть нарушен, потому что младшим школьникам тяжело слушать даже хорошее чтение в течение 30 — 40 минут, особенно в классе, практически неподвижно сидя за партами (вспомним особенности возрастного развития!) — они отвлекаются, а значит, восприятие текста неизбежно искажается. В таких случаях лучше, дочитав эпизод, целостный элемент композиции, до конца, остановиться и предложить детям поразмышлять над прочитанным, высказать свои впечатления от событий и героев и предположения о дальнейшем развитии событий. Возможно, это заставит их прочитать произведение до конца самостоятельно. А на следующем уроке учитель завершит анализ текста, обеспечив целостность его восприятия. 2. Непосредственное восприятие — это восприятие, которое происходит без предварительного направленного влияния учителя, каким-то образом подталкивающего ребенка к совершенно определенному толкованию произведения еще до знакомства с текстом. Например, учитель говорит ученикам, что они будут слушать очень веселое стихотворение. Определение произведения как веселого уже наталкивает учеников на совершенно конкретное его восприятие. Или учитель еще до чтения произведения предлагает детям задуматься над тем, хорошо ли поступил герой. Это настраивает учеников на наблюдения за героем, но в то же время может отвлечь их внимание от других персонажей. Правило сохранения непосредственности детских впечатлений в меньшей степени подвергается сомнениям. Однако в методике есть закон: к прослушиванию текста ребенка все-таки нужно готовить, потому что любая человеческая деятельность должна быть мотивирована и желательно, чтобы мотивы оказались не внешними, навязанными учителем (будем читать, познакомимся и т.п.), а внутренними (я хочу прочитать / прослушать это произведение). Но как сделать так, чтобы ребенок захотел прочитать произведение, ничего о нем не зная? Ученика нужно заинтересовать темой произведения, привлечь его внимание к книге. Подготовка к прослушиванию текста преследует цель создать в классе атмосферу, созвучную эмоциональной палитре произведения, настроить детей на восприятие конкретного произведения, заинтересовать им. О том, как это сделать, вы прочитаете в следующем разделе.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |