Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок-игра




Работа в малых группах.

Формы уроков литературы

Деятельность учителя на уроках обобщения

Обобщающий урок

Эти уроки проводятся после изучения темы или раздела и при­званы подвести итоги, т. е. активизировать и закрепить в сознании учеников и новые знания и умения, которые они освоили, и но­вые приемы работы, которые помогли им понять авторов. Кроме того, на обобщающем уроке учитель может проверить, насколько полноценно ученики освоили учебный материал, произошел ли сдвиг в их литературном развитии.

Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно про­читанные детьми книги по теме, задания, направленные на акти­визацию памяти, на развитие логического и творческого мышле­ния (сопоставление произведений как словесного искусства, так и разных видов искусства). Это может быть и контрольная работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.

1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.

2. Создание мотивов для учебной деятельности.

3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

 

На уроке учитель задает вопросы и формулирует задания, обоб­щает ответы учеников, помогает им сформулировать выводы, оце­нивает их деятельность.

Деятельность учеников на уроке обобщения: самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, ана­лиз собственной деятельности и попытки ее обобщения.

 

Форма уроков определяется деятельностью учителя и учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений. Можно выделить следующие формы уроков:

1 ) традиционный урок-беседа;

2) урок-игра;

3) урок-экскурсия, путешествие;

4) урок-исследование;

5) урок творчества (сочинение собственных литературных про­изведений; подготовка к устному журналу и т.п.).

 

Кроме того, на уроках мы прибегаем к разным формам орга­низации учебной деятельности школьников:

1) коллективная, фронтальная работа;

2) индивидуальная работа;

3) работа в парах;

О традици­онном уроке уже шел разговор. Остановимся на новых формах уроков и формах работы учеников:

 

Игра, по определению Д.Б.Эльконина, — это особый вид дея­тельности человека в условных ситуациях, воспроизводящий яв­ления окружающей действительности и трудовой деятельности людей, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра имеет первостепенное значение для формирования спе­цифических человеческих процессов мышления, а также волевой регуляции человеческих действий.

По мнению исследователей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин), игра является формой активно­го, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Ребенок вносит в нее свои фантазии, поэтому в ней переплетает­ся реальность и вымысел. В игре происходит активная социализа­ция ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточ­няются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра высту­пает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности, а также способствует социально­му развитию детей.

 

Человек действует в игровых ситуациях точно так же, как он действовал бы в жизни, поэтому игра — это модель жизни и фор­ма ее познания. Игра развивает психофизи­ческие качества участников, это свободная, непринужденная дея­тельность. Участники игры переживают особое чувство удоволь­ствия, побуждающее их вновь обращаться к этой форме деятель­ности. В игре проявляются такие качества личности, как самостоя­тельность, сосредоточенность, настойчивость в достижении по­ставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, раз­вивается воображение, способность анализировать, использовать имеющиеся знания и стремиться к новым.

Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отно­шение к потребностям ребенка. В ней происходит первичная эмо­ционально-действенная ориентация в смыслах человеческой дея­тельности. В игре осознается и изучается окружающий мир, при­обретается социальный опыт взаимоотношений людей. Ребенок реализуется в игре, раскрывает свои творческие возможности, находит свое место в коллективе. Игра является одним из значи­мых для ребенка видов деятельности и основой его последующего развития, так как в игре он приобретает азы опыта для жизни в обществе и развивает те физические и духовные силы и способ­ности, которые ему необходимы для будущей деятельности.

 

Сегодня психологическая литература оценивает игру не как проявление уже развитого воображения, а как ту деятельность, в которой оно впервые только и возникает, так как эта деятель­ность впервые в жизни человека порождает необходимость в во­ображении. В способности игры развивать воображение живет тен­денция к творческому преобразованию действительности. Из иг­ровой деятельности развивается художественное творчество, где воображаемые присвоение и преображения объекта опредмечива­ется в произведение искусства.

На уроке литературы чаще всего используются дидактические, ролевые и театрализованныеигры. Игровое начало, безусловно, присутствует в таких приемах работы, как драматизация и инсце­нирование, составление киносценария и устное иллюстрирова­ние, выразительное чтение, т.е. во всех творческих приемах изу­чения литературного произведения.

 

1. Дидактические игры. Дидактические, или познавательные, интеллектуальные, игры часто используются при работе с млад­шими школьниками, и дети активно в них включаются. В ходе и результате игры ребята приобретают новые знания, проявляют интеллектуальные качества своей личности. Игра строится на ин­тересе детей, без насилия. Играя, ребенок знакомится с разнооб­разными сведениями из различных областей, а также развивает свои зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Из дидак­тических игр самые популярные — сюжетные: путешествия или маршрутные игры по станциям. Путешествовать можно по литера­турной стране -по стране сказок, по литературному произведению (например, вместе с главным героем — Гулливе­ром, бароном Мюнхгаузеном и т.п.), по родной стране (при изу­чении произведений о родной природе).

Такие игры могут быть командными. Дети с интересом участву­ют в подобных играх, так как им свойствен элемент соперничества. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В отличие от прямой по­становки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидак­тической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными. Педагогическая цель, которая выступает в скрытой форме (завуалирована в игровой за­даче и игровых мотивах), является мощным толчком в развитии познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой дея­тельности, выполняющие роль первого толчка, приобретают под­линное значение, сменяясь познавательными мотивами.

 

2. Ролевые игры характеризуются тем, что школьник выбирает для себя определенную роль и выполняет действия в воображае­мой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Этот вид игры, как отмечает Д. Б. Эльконин, отличается особой чув­ствительностью к сфере человеческой деятельности и отношени­ям между людьми. Играя, младшие школьники стремятся овла­деть теми качествами личности, которые привлекают их в реаль­ной жизни.

В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сю­жет игры — это та область действительности, которая воспроизво­дится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно многообразны и из­менчивы. Они изменяются в зависимости от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением кругозора. Сюжеты отражают конкретные условия жизни ребенка. Содержа­ние игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве цен­трального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в дея­тельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.

 

Ролевые игры на уроках литературы чаще всего используются на уроках обобщения. Учитель, составляя ролевую игру, сочиня­ет ее сюжет, подчиняя его целям и содержанию игры. Напри­мер, целизакрепление полученных на предыдущих уроках знаний и развитие читательских и речевых умени й; содержание — помощь попавшему в беду литературному персонажу и т. п. Тогда сюжет игры может быть выстроен следующим образом: дети по­лучают письмо от литературного героя (Малыша, Дениски, Буратино и т.д.) с просьбой: помочь найти вновь пропавший золотой ключик, уговорить маму и папу подарить щенка и т.д. Дети, исполняющие роли персонажей, восстанавли­вают описанную в письме ситуацию и разыгрывают ее, исполь­зуя свои домашние заготовки. Сюжет и определяет содержание и характер заданий, которые получает каждый участник ролевой игры.

Ребенок заранее получает определенную роль (какой-либо пер­сонаж) и задание (от лица выбранного персонажа подготовить вопросы, сочинить письмо, рассказать о его приключениях на основе текста произведения или о каком-то новом его приключе­нии). Это домашнее задание становится основой импровизации на уроке.

Таким образом, ролевая игра не сводится к инсценировке изу­чаемого произведения, а ставит участников в ситуации, аналогич­ные ситуациям изученного произведения, требуя от них глубокого осмысления характеров персонажей и отношений между ними.

 

3. Театрализованные игры. Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром. Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, в которых игра ребен­ка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драма­тический или театральный инстинкт», «искусство ребенка», «фор­ма примитивного драматического искусства» (Л.П.Бочкарева, В.Н.Всеволодский-Гернгросса, Л.С.Выготский).

В педагогической литературе нет однозначного определения театрализованной игры. Будем понимать театрализованную игру (ТИ) как деятельность по моделированию биосоциальных отно­шений, внешне подчиненную сюжету — сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных характеристиках.

Театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщен­ная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ре­бенку большую радость и удивление, в ней заложены истоки твор­чества. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает спе­цифике развития его психических процессов, цельности и одно­моментности восприятия, легкости воображения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мыш­ления, двигательной активности и т.п. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры, о ее метамето-дической природе.

 

Первая и основная функция ТИ есть функция дидактическая, или информативная, педагогическая. Но эта функция осуществ­ляется только через вторую функцию — художественную.

Специфика ТИ как особого вида игровой деятельности заклю­чается в том, что она позволяет реализовать принципы природосо-образности и культуросообразности воспитания через формирова­ния «образа мира», развить пространственно-временные ориенти­ровки.

ТИ как вид игровой деятельности структурно представлена теми же основными компонентами, что и любой другой вид игровой активности человека. В связи с этим в структуре театрализованной игры можно найти все компоненты, выделенные Д.Б.Элькониным в сюжетно-ролевой игре: цель, задача, сюжет, роль как опре­деляющий компонент, игровые действия, игровое использование предметов, реальные отношения между играющими детьми.

Специфика театрализованной игры заключается в том, что она имитирует профессиональную деятельность, знакомство с которой и расширяет представления ребенка о мире в целом и о культуре в частности. Профессиональная деятельность всегда комплексная, так как требует от исполнителя не только определенных умений и навыков, но и понимания поставленной задачи, планирования действий, выбора средств ее решения, самооценки, коррекции и предъявления результата заказчику. Таким образом, имитация уче­ником профессиональной деятельности способствует развитию его личности в целом, а не отдельных ее качеств. В ТИ ребенок знако­мится с жизнью, учится общению, деятельности индивидуаль­ной и коллективной, осваивает разные способы достижения по­ставленной перед ним цели и выбирает тот, который наиболее соответствует его личностным особенностям и свойствам.

Цели театрализованной игры на уроке литературы — осмысление учениками авторско­го отношения к героям и событиям и идеи произведения; развитие литературных способностей и речевых умений, формирование ком­муникативных умений и уровня культуры младших школьников. Дос­тижению целей способствует реализация конкретных задач: мотиви­ровать игровую деятельность, активизировать эмоциональное вос­приятие литературного произведения; познакомить учеников с раз­ными видами деятельности и разными видами искусства; создать коммуникативные ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.