КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок-игра
Работа в малых группах. Формы уроков литературы Деятельность учителя на уроках обобщения Обобщающий урок Эти уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т. е. активизировать и закрепить в сознании учеников и новые знания и умения, которые они освоили, и новые приемы работы, которые помогли им понять авторов. Кроме того, на обобщающем уроке учитель может проверить, насколько полноценно ученики освоили учебный материал, произошел ли сдвиг в их литературном развитии. Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные детьми книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления (сопоставление произведений как словесного искусства, так и разных видов искусства). Это может быть и контрольная работа, выявляющая уровень литературного развития учеников. 1. Подбор дидактического материала, заданий для детей. 2. Создание мотивов для учебной деятельности. 3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.
На уроке учитель задает вопросы и формулирует задания, обобщает ответы учеников, помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность. Деятельность учеников на уроке обобщения: самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки ее обобщения.
Форма уроков определяется деятельностью учителя и учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений. Можно выделить следующие формы уроков: 1 ) традиционный урок-беседа; 2) урок-игра; 3) урок-экскурсия, путешествие; 4) урок-исследование; 5) урок творчества (сочинение собственных литературных произведений; подготовка к устному журналу и т.п.).
Кроме того, на уроках мы прибегаем к разным формам организации учебной деятельности школьников: 1) коллективная, фронтальная работа; 2) индивидуальная работа; 3) работа в парах; О традиционном уроке уже шел разговор. Остановимся на новых формах уроков и формах работы учеников:
Игра, по определению Д.Б.Эльконина, — это особый вид деятельности человека в условных ситуациях, воспроизводящий явления окружающей действительности и трудовой деятельности людей, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра имеет первостепенное значение для формирования специфических человеческих процессов мышления, а также волевой регуляции человеческих действий. По мнению исследователей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин), игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Ребенок вносит в нее свои фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности, а также способствует социальному развитию детей.
Человек действует в игровых ситуациях точно так же, как он действовал бы в жизни, поэтому игра — это модель жизни и форма ее познания. Игра развивает психофизические качества участников, это свободная, непринужденная деятельность. Участники игры переживают особое чувство удовольствия, побуждающее их вновь обращаться к этой форме деятельности. В игре проявляются такие качества личности, как самостоятельность, сосредоточенность, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, развивается воображение, способность анализировать, использовать имеющиеся знания и стремиться к новым. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностям ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности. В игре осознается и изучается окружающий мир, приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Ребенок реализуется в игре, раскрывает свои творческие возможности, находит свое место в коллективе. Игра является одним из значимых для ребенка видов деятельности и основой его последующего развития, так как в игре он приобретает азы опыта для жизни в обществе и развивает те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы для будущей деятельности.
Сегодня психологическая литература оценивает игру не как проявление уже развитого воображения, а как ту деятельность, в которой оно впервые только и возникает, так как эта деятельность впервые в жизни человека порождает необходимость в воображении. В способности игры развивать воображение живет тенденция к творческому преобразованию действительности. Из игровой деятельности развивается художественное творчество, где воображаемые присвоение и преображения объекта опредмечивается в произведение искусства. На уроке литературы чаще всего используются дидактические, ролевые и театрализованныеигры. Игровое начало, безусловно, присутствует в таких приемах работы, как драматизация и инсценирование, составление киносценария и устное иллюстрирование, выразительное чтение, т.е. во всех творческих приемах изучения литературного произведения.
1. Дидактические игры. Дидактические, или познавательные, интеллектуальные, игры часто используются при работе с младшими школьниками, и дети активно в них включаются. В ходе и результате игры ребята приобретают новые знания, проявляют интеллектуальные качества своей личности. Игра строится на интересе детей, без насилия. Играя, ребенок знакомится с разнообразными сведениями из различных областей, а также развивает свои зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Из дидактических игр самые популярные — сюжетные: путешествия или маршрутные игры по станциям. Путешествовать можно по литературной стране -по стране сказок, по литературному произведению (например, вместе с главным героем — Гулливером, бароном Мюнхгаузеном и т.п.), по родной стране (при изучении произведений о родной природе). Такие игры могут быть командными. Дети с интересом участвуют в подобных играх, так как им свойствен элемент соперничества. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными. Педагогическая цель, которая выступает в скрытой форме (завуалирована в игровой задаче и игровых мотивах), является мощным толчком в развитии познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой деятельности, выполняющие роль первого толчка, приобретают подлинное значение, сменяясь познавательными мотивами.
2. Ролевые игры характеризуются тем, что школьник выбирает для себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Этот вид игры, как отмечает Д. Б. Эльконин, отличается особой чувствительностью к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми. Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. Они изменяются в зависимости от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением кругозора. Сюжеты отражают конкретные условия жизни ребенка. Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.
Ролевые игры на уроках литературы чаще всего используются на уроках обобщения. Учитель, составляя ролевую игру, сочиняет ее сюжет, подчиняя его целям и содержанию игры. Например, цели — закрепление полученных на предыдущих уроках знаний и развитие читательских и речевых умени й; содержание — помощь попавшему в беду литературному персонажу и т. п. Тогда сюжет игры может быть выстроен следующим образом: дети получают письмо от литературного героя (Малыша, Дениски, Буратино и т.д.) с просьбой: помочь найти вновь пропавший золотой ключик, уговорить маму и папу подарить щенка и т.д. Дети, исполняющие роли персонажей, восстанавливают описанную в письме ситуацию и разыгрывают ее, используя свои домашние заготовки. Сюжет и определяет содержание и характер заданий, которые получает каждый участник ролевой игры. Ребенок заранее получает определенную роль (какой-либо персонаж) и задание (от лица выбранного персонажа подготовить вопросы, сочинить письмо, рассказать о его приключениях на основе текста произведения или о каком-то новом его приключении). Это домашнее задание становится основой импровизации на уроке. Таким образом, ролевая игра не сводится к инсценировке изучаемого произведения, а ставит участников в ситуации, аналогичные ситуациям изученного произведения, требуя от них глубокого осмысления характеров персонажей и отношений между ними.
3. Театрализованные игры. Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром. Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, в которых игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «искусство ребенка», «форма примитивного драматического искусства» (Л.П.Бочкарева, В.Н.Всеволодский-Гернгросса, Л.С.Выготский). В педагогической литературе нет однозначного определения театрализованной игры. Будем понимать театрализованную игру (ТИ) как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету — сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных характеристиках. Театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление, в ней заложены истоки творчества. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов, цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры, о ее метамето-дической природе.
Первая и основная функция ТИ есть функция дидактическая, или информативная, педагогическая. Но эта функция осуществляется только через вторую функцию — художественную. Специфика ТИ как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосо-образности и культуросообразности воспитания через формирования «образа мира», развить пространственно-временные ориентировки. ТИ как вид игровой деятельности структурно представлена теми же основными компонентами, что и любой другой вид игровой активности человека. В связи с этим в структуре театрализованной игры можно найти все компоненты, выделенные Д.Б.Элькониным в сюжетно-ролевой игре: цель, задача, сюжет, роль как определяющий компонент, игровые действия, игровое использование предметов, реальные отношения между играющими детьми. Специфика театрализованной игры заключается в том, что она имитирует профессиональную деятельность, знакомство с которой и расширяет представления ребенка о мире в целом и о культуре в частности. Профессиональная деятельность всегда комплексная, так как требует от исполнителя не только определенных умений и навыков, но и понимания поставленной задачи, планирования действий, выбора средств ее решения, самооценки, коррекции и предъявления результата заказчику. Таким образом, имитация учеником профессиональной деятельности способствует развитию его личности в целом, а не отдельных ее качеств. В ТИ ребенок знакомится с жизнью, учится общению, деятельности индивидуальной и коллективной, осваивает разные способы достижения поставленной перед ним цели и выбирает тот, который наиболее соответствует его личностным особенностям и свойствам. Цели театрализованной игры на уроке литературы — осмысление учениками авторского отношения к героям и событиям и идеи произведения; развитие литературных способностей и речевых умений, формирование коммуникативных умений и уровня культуры младших школьников. Достижению целей способствует реализация конкретных задач: мотивировать игровую деятельность, активизировать эмоциональное восприятие литературного произведения; познакомить учеников с разными видами деятельности и разными видами искусства; создать коммуникативные ситуации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |