Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа в малых группах




Урок литературного творчества

Урок-исследование

Название этого вида уроков весьма условно, так как дети еще не могут провести полноценное исследование текста. Но на таких уроках, имитируя исследовательскую деятельность, мы помогаем младшим школьникам освоить элементы литературоведческого анализа. Очевидно, что и на уроках-исследованиях мы обнаружим элементы ролевой игры.

Учебная задача на таких уроках ставится как предложение за­няться научной деятельностью (литературоведческой), например сопоставить литературные произведения, т. е. выявить черты сход­ства и отличия одного от другого. Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно скучной для него аналитической деятельностью (заполнять таблицы, выбирать при­меры и т.п.). Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать в неигровой ситуации.

 

На этих уроках, близких к урокам развития речи, а иногда и совпадающих с ними, ребенок, как отмечают Г.Н.Кудина и 3.Н. Новлянская, ставится в позицию автора. Материалом для дет­ского творчества становится не конкретное лите­ратурное произведение, а прежде всего его собственный жизнен­ный опыт: он сочиняет стихи, рассказы, делится своими впечат­лениями от увиденного или прочитанного как в устной, так и в письменной форме. Организовать такие уроки очень сложно, так как у каждого ребенка свой запас впечатлений, знаний и умений. Важно выбрать общую учебную цель такого урока — сочиняем сказку для братика или сестренки (нет своей — для соседской), учимся писать стихи, учимся сравнивать, учимся работать со звукописью. Внешняя деятельность учителя на таких уроках должна быть сведе­на к минимуму, и лучше, если он сам тоже будет сочинять. Мето­дика работы подробно освещена в параграфе 12.4.7 (раздел 4).

 

На самом деле работа в малых группах может занимать не весь урок, а небольшие его фрагменты. Вопросы, поиск ответов на которые требует обсуждения; взаимопроверка; редактирование; творческие задания — придумать иллюстрации, подобрать произ­ведения для сборника и т. п. — все эти виды деятельности можно использовать для групповой работы. Учить детей работать в груп­пах необходимо с I класса. Важно правильно подобрать пары: нельзя соединять двух холериков, двух лидеров и т. п. Работая в парах, дети учатся слушать друг друга и помогать друг другу.

Затем группу можно увеличить до 4—5 человек. Организуя та­кие группы, учитель должен определить принципы формирова­ния группы: по сходству или разнообразию типов мышления, реп­резентативной системы. В зависимости от того, по каким принци­пам сформированы группы, следует подбирать материал для груп­повой работы. Так, если в группе собраны дети-мыслители, то им целесообразно предложить задания аналитического характера; ху­дожникам, в свою очередь, — задания творческие. Можно посту­пить и наоборот: аналитики выполняют творческую работу, а ху­дожники — аналитическую. В данном случае детям необходимо приложить немалые усилия, но таким образом мы стимулируем гармоничное развитие школьников. Если же группа смешанная, то ей следует предлагать задания синтетические, требующие про­явления как аналитических, так и творческих способностей.

Задания могут быть одинаковыми для всех групп и разными. Кроме того, следует учесть, что для каждого участника группы должно найтись задание, которое будет ему по силам.

Естественно, что урок-игра в некоторых случаях может объ­единяться с уроком-работой в группах (например, командная игра по станциям). Работа в группах может иметь место и на уроке-беседе, но особенно часто — на уроке-исследовании.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.