Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьный анализ литературного произведения




В основе школьного анализа литературного произведения лежит литературоведческий, точнее, филологический анализ. Учитель дол­жен владеть литературоведческим и лингвистическим видами ана­лиза текста. Литературоведческий и школьный анализ отличаются друг от друга и по целям, и по объему, и по характеру изучения художе­ственного произведения.

Цель литературоведческого анализа — выявление исторической проблематики произведения, его художественного своеобразия в литературном процессе.

Цель школьного анализакоррекция первоначального восприя­тия художественного произведения (которое всегда бывает неполным и неточным) объективным смыслом произведения, для того чтобы уче­ники могли создать собственную читательскую интерпретацию про­изведения. Методика призвана выяснить, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, найти пути усвоения этого содержания. Задача школьного анализа не научное исследо­вание, а читательское освоение художественного произведения.

 

Объем литературоведческого анализа определяется самим ис­следователем, теми конкретными целями и задачами, которые он перед собой ставит. И тогда объем может быть узким (роль одного эпитета или цветовых прилагательных) или очень широ­ким (целостный анализ текста). При этом литературовед опирается на то, что уже сделано в науке, и стремится к выявлению еще недостаточно изученных элементов. В поле его зрения находятся все элементы художественного целого, кото­рые он должен учитывать. Литературоведческий анализ может за­канчиваться целостной интерпретацией произведения, а может и не приводить к ней, рассматривая только один аспект произ­ведения: стиль, проблематику, композицию, систему образов персонажей, образ персонажа, интертекстовые и метатекстовые связи и т.п.

 

Школьный анализ в отличие от литературоведческого: 1. он ограничен по объему возрастными возможностями учеников и их практическими умениями; 2. более изби­рателен по материалу, вовлекаемому в разбор (прин­цип избирательности); далеко не все возможно и нужно исполь­зовать на уроке; 3.ш кольный анализ опирается на самые яркие эле­менты произведения, откровенные по своему идейно-художествен­ному значению, ведущие к общему представлению о произведе­нии. 4. Школьный анализ всегда должен стремиться к целостности, т. е. к охвату произведения во всех его основных элементах (компо­зиции, языка и содержания), и приводить ребенка к освоению авторского отношения и авторской идеи (принцип целостности).

Учитель организует на уроке не просто изучение текста и не просто учебную деятельность, а общение своих учеников с художественным текстом. Для этого произведение должно быть интересным и нравственно актуаль­ным для сознания дете й, а приемы интерпретации текста — адек­ватными художественному мышлению автора.

Школь­ный анализ отличается большей субъективностью и художествен­ностью и напоминает работу с оркестром: учитель-дирижер дает возможность солировать разным инструментам-ученикам, следя за общим звучанием всего оркестра и его адекватностью парти­туре-художественному произведению. Понимание идеи произве­дения колеблется и не может быть сведено к строгой формуле. Но при этом у каждого есть своя формулировка, которую он имеет право отстаивать и доказывать. И учитель, входя в класс, должен иметь свою формулировку, допуская, однако, что она может быть уточнена и даже изменена в процессе коллективной работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.