КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы изучения литературного произведения
Методы и приемы изучения литературного произведения Слово «метод» пришло из греческого языка, в котором означало «путь к чему-либо». В современной науке метод определяется как средство познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. У каждой науки свои методы, поскольку они зависят от ее целей и содержания.
В школьной практике распространена общедидактическая классификация методов, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в основе которой - степень познавательной активности школьников в учебном процессе: 1. Догматические методы: материал заучивается без обязательного понимания. 2. Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится. 3. Объяснительно-иллюстративные: материал разъясняется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками. 4. Продуктивные методы: материал должен быть не только понят, но и применен в практических действиях. 5. Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посредством целенаправленных наблюдений, путем решения познавательных задач, проведения эксперимента и пр. 6. Проблемные методы: умение осознать проблему, а в отдельных случаях - и поставить ее, внести вклад в ее разрешение. 7. Исследовательские методы: высший уровень познания, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль исследователя). Высшие ступени в этой типологии (5-7-й методы) вносят творческий элемент в деятельность ученика через накопление материала, его осмысление, обобщение: самостоятельно выводится новое знание. Применение методов высших рангов на протяжении ряда лет обучения обеспечивает умственное развитие. По мнению М.Н. Скаткина (1971), XX век - это век освоения поисковых методов, хотя численно пока преобладают объяснительно-иллюстративные[26]. Но эта классификация не может удовлетворить учителя-предметника, так как не отражает специфики изучаемой дисциплины.
В.Г. МАРАНЦМАН выделил 5 методов изучения литературного произведения, с учетом специфики предмета литературы и характера общения ученика с литературным произведением: 1. Чтение литературного произведения. 2. Анализ художественного текста. 3. Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи, научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т.д.). 4. Претворение литературного произведения в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино и др.). 5. Литературное творчество учеников по мотивам литературных произведений или собственных жизненных впечатлений.
Прием изучения литературы — это конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи произведения, применения метода на практике, в конкретной ситуации. Первая функция приема в обучении — быть средством постижения художественного произведения. Поэтому выбор приема определяется: 1) родом и жанром художественного текста и другими его особенностями; 2) особенностями восприятия произведения и уровнем литературного развития учеников, их возможностями (т. е. целями и задачами урока, которые должны быть решены в ходе анализа); 3) профессиональными склонностями самого учителя. В процессе решения задач урока прием выполняет свою вторую функцию — становится средством формирования аналитических умений, приобретения литературоведческих знаний (на уровне представлений) и читательского опыта.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |