Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения литературного произведения




Методы и приемы изучения литературного произведения

Слово «метод» пришло из греческого языка, в котором означа­ло «путь к чему-либо». В современной науке метод определяется как средство познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. У каждой науки свои методы, поскольку они зависят от ее целей и содер­жания.

 

В школьной практике распространена общедидактическая клас­сификация методов, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в основе которой - степень познавательной активности школьников в учебном процессе:

1. Догматические методы: материал заучивается без обя­зательного понимания.

2. Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится.

3. Объяснительно-иллюстративные: материал разъяс­няется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками.

4. Продуктивные методы: материал должен быть не толь­ко понят, но и применен в практических действиях.

5. Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посред­ством целенаправленных наблюдений, путем решения познава­тельных задач, проведения эксперимента и пр.

6. Проблемные методы: умение осознать проблему, а в от­дельных случаях - и поставить ее, внести вклад в ее разрешение.

7. Исследовательские методы: высший уровень позна­ния, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль ис­следователя).

Высшие ступени в этой типологии (5-7-й методы) вносят творче­ский элемент в деятельность ученика через накопление материала, его осмысление, обобщение: самостоятельно выводится новое зна­ние. Применение методов высших рангов на протяжении ряда лет обучения обеспечивает умственное развитие. По мнению М.Н. Скаткина (1971), XX век - это век освоения поисковых методов, хотя чис­ленно пока преобладают объяснительно-иллюстративные[26].

Но эта классифика­ция не может удовлетворить учителя-предметника, так как не от­ражает специфики изучаемой дисциплины.

 

В.Г. МАРАНЦМАН выделил 5 методов изучения литературного произведения, с учетом спе­цифики предмета литературы и характера общения ученика с лите­ратурным произведением:

1. Чтение литературного произведения.

2. Анализ художественного текста.

3. Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-крити­ческие статьи, научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т.д.).

4. Претворение литературного произведения в других видах ис­кусства (музыка, живопись, театр, кино и др.).

5. Литературное творчество учеников по мотивам литературных произведений или собственных жизненных впечатлений.

 

Прием изучения литературы — это конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи произведения, применения метода на практике, в конкретной ситуации.

Первая функция приема в обучении — быть средством постиже­ния художественного произведения. Поэтому выбор приема опреде­ляется:

1) родом и жанром художественного текста и другими его осо­бенностями;

2) особенностями восприятия произведения и уровнем ли­тературного развития учеников, их возможностями (т. е. целями и задачами урока, которые должны быть решены в ходе анали­за);

3) профессиональными склонностями самого учителя.

В процессе решения задач урока прием выполняет свою вторую функцию — становится средством формирования аналитических умений, приобретения литературоведческих знаний (на уровне пред­ставлений) и читательского опыта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.