КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выразительное чтение
Чтение учеников. Чтение учителя. Метод чтения и его приемы Без чтения нет урока литературы, а в начальной школе тем более, поскольку наша задача развивать навык чтения остается актуальной на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе. Метод чтения на уроке литературы реализуется в следующих приемах: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям, по частям текста), работа над выразительным чтением:
В начальной школе первое знакомство с произведением целесообразно проводить в виде чтения учителя, так как учитель, освоив идею произведения, может четко определить свою читательскую задачу и донести до учеников смысл произведения в его полном объеме и вызвать необходимые эмоции, доставить детям эстетическое удовольствие. Чтение учителя является образцом для его воспитанников. Правильно поставить ударения в словах, правильно произнести их не менее важно, чем передать эмоции. Поэтому чтение учителя должно быть подготовлено дома.
Повторное чтение должно проводиться в виде самостоятельного чтения учеников. Еще сегодня можно встретить такой прием, как чтение по цепочке. Однако современная методика постепенно отказывается от этого приема из-за его неэффективности (он механистичен). Повторное чтение текста должно быть мотивировано потребностями ребенка, и читать текст должен каждый ученик. Поэтому мы предлагаем детям перечитать произведение или его отрывок, который будет анализироваться, про себя, предварительно поставив вопрос к тексту или объяснив детям задание, которое они должны выполнить. Предлагать детям читать вслух даже фрагмент текста без подготовки нецелесообразно, так как ребенок, не освоив произведение в целом, не может прочесть его выразительно, а значит, неизбежно исказит и эмоциональную палитру произведения, и его смысл. Кроме того, технические трудности приведут к тому, что текст не будет звучать красиво, а поэтому может оттолкнуть других учеников.
Художественное слово в письменном тексте обладает множеством значений, которые часто скрывают от читателя авторское чувство. Слово звучащее подчеркивает эмоциональную направленность речи. Задача чтеца — не только выразить свое понимание текста, но и постараться донести до слушателя авторское отношение и авторскую позицию. Маленький читатель не может это сделать сразу же после первого знакомства с произведением. На этом этапе необходим анализ текста, чтобы выявить авторские намерения и пробудить, активизировать собственные чувства читателя. Таким образом, обучение выразительному чтению протекает совместно с анализом текста, анализ становится необходимым этапом подготовки детей к чтению произведения вслух. На первом этапе обучения выразительному чтению мы знакомим детей со средствами речевой выразительности: паузой (логической и психологической), тоном, темпоритмом, мелодикой (повышение и понижение голоса), силой голоса, окраской голоса (тембром), логическими и фразовыми ударениями. Для актерского чтения характерны и другие (неречевые) средства выразительности: мимика, жесты.
На уроке можно предлагать детям прочитать предложение в разном темпе, с разной силой голоса, делая ударения на разных словах, меняя местами паузы и т.д., и понаблюдать над тем, как меняется наше восприятие этой фразы, понимание ее смысла (это целесообразно делать уже при обучении чтению в букварный период). Чтение скороговорок с разной интонацией, произведений детского фольклора (песенок, стишков, потешек) откроет детям огромную роль интонации в процессе общения. Эти умения нужно закреплять в чтении учеников и в их устной речи. Выбор средств выразительности зависит от смысла произведения и от читательского понимания текста. Одно и то же произведение может вызвать даже противоположные эмоции в зависимости от того, как мы его прочитаем. Значит, необходимо поставить конкретную задачу чтения: какие чувства мы хотим передать, какую мысль донести до наших слушателей? Для этого необходимы следующие умения: 1. Умение проникнуть в эмоциональный строй произведения (чувства его героев, автора и т. п.). Для этого необходимы микроумения: находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героев, автора, определять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к персонажам, т.е. умение определять свое отношение к героям и отношение к ним автора. Только тогда можно выбрать необходимые интонационные средства для передачи этих эмоций. Итак, на первом этапе подготовки к выразительному чтению дети должны понять эмоциональное состояние героев произведения и его автора. 2. Умение представить в воображении картины, события, лица на основе словесных картин, созданных автором. Это умение способствует более личностному отношению к событиям и героям произведения: нам легче передавать чувства и смысл того, что мы хорошо себе представляем. 3. Умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать свое к ним отношение. 4. Умение определять скрытые чувства в произведении, его подтекст. Комплекс этих умений позволяет выбрать соответствующие средства выразительности.
Этапы подготовки учеников к выразительному чтению: н а первом этапе с помощью анализа текста определяем задачу чтения; затем коллективно подбираем интонационные средства (путем проб и ошибок, поиска); предлагаем ученикам прочитать произведение или фрагмент целиком выразительно; организуем коллективное обсуждение предложенного варианта чтения и корректируем его; предлагаем еще одну попытку чтения (это может быть тот же ученик или другой); дети тренируются дома; заключительный этап – контрольный, учитель выборочно проверяет подготовку. Невозможно спросить на уроке всех. Учитель продумывает заранее, кого он спросит, и объясняет это классу. Желающие ответить могут это сделать после уроков.
Особой подготовки требует чтение по ролям. В этом случае необходимо, чтобы каждый чтец хорошо ориентировался в тексте. На этапе подготовки дети должны найти слова персонажей, отделить их друг от друга и особенно от слов автора (можно обозначать их на полях). Текст для чтения можно разметить, т. е. указать на полях, с каким чувством, интонацией нужно прочитать ту или иную реплику, карандашом обозначить паузы, подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение, т.е. составить партитуру чтения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |