Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выразительное чтение

Чтение учеников.

Чтение учителя.

Метод чтения и его приемы

Без чтения нет урока литературы, а в начальной школе тем более, поскольку наша задача развивать навык чтения остает­ся актуальной на протяжении всех лет обучения ребенка в началь­ной школе.

Метод чтения на уроке литературы реализуется в следующих приемах: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям, по частям текста), работа над вырази­тельным чтением:

 

В начальной школе первое зна­комство с произведением целесообразно проводить в виде чтения учителя, так как учитель, освоив идею произведения, может чет­ко определить свою читательскую задачу и донести до учеников смысл произведения в его полном объеме и вызвать необходимые эмоции, доставить детям эстетическое удовольствие. Чтение учи­теля является образцом для его воспитанников. Правильно поста­вить ударения в словах, правильно произнести их не менее важ­но, чем передать эмоции. Поэтому чтение учителя должно быть подготовлено дома.

 

Повторное чтение должно проводиться в виде самостоятельного чтения учеников. Еще сегодня можно встретить такой прием, как чтение по цепочке. Однако современная методика постепенно от­казывается от этого приема из-за его неэффективности (он механистичен).

Повторное чтение текста должно быть мотивировано потреб­ностями ребенка, и читать текст должен каждый ученик. Поэтому мы предлагаем детям перечитать произведение или его отрывок, который будет анализироваться, про себя, предвари­тельно поставив вопрос к тексту или объяснив детям задание, которое они должны выполнить.

Предлагать детям читать вслух даже фрагмент текста без подго­товки нецелесообразно, так как ребенок, не освоив произведение в целом, не может прочесть его выразительно, а значит, неизбеж­но исказит и эмоциональную палитру произведения, и его смысл. Кроме того, технические трудности приведут к тому, что текст не будет звучать красиво, а поэтому может оттолкнуть других учени­ков.

 

Художественное слово в письменном тексте обладает множеством значений, которые часто скрывают от читателя ав­торское чувство. Слово звучащее подчеркивает эмоциональную направленность речи. Задача чтеца — не только выразить свое по­нимание текста, но и постараться донести до слушателя автор­ское отношение и авторскую позицию. Маленький чи­татель не может это сделать сразу же после первого знакомства с произведением. На этом этапе необходим анализ текста, чтобы выявить авторские намерения и пробудить, активизировать соб­ственные чувства читателя. Таким образом, обучение выразитель­ному чтению протекает совместно с анализом текста, анализ ста­новится необходимым этапом подготовки детей к чтению произ­ведения вслух.

На первом этапе обучения выразительному чтению мы знако­мим детей со средствами речевой выразительности: паузой (логи­ческой и психологической), тоном, темпоритмом, мелодикой (по­вышение и понижение голоса), силой голоса, окраской голоса (тембром), логическими и фразовыми ударениями. Для актерско­го чтения характерны и другие (неречевые) средства выразитель­ности: мимика, жесты.

 

На уроке можно предлагать детям прочи­тать предложение в разном темпе, с разной силой голоса, делая ударения на разных словах, меняя местами паузы и т.д., и понаб­людать над тем, как меняется наше восприятие этой фразы, по­нимание ее смысла (это целесообразно делать уже при обучении чтению в букварный период). Чтение скороговорок с разной ин­тонацией, произведений детского фольклора (песенок, стишков, потешек) откроет детям огромную роль интонации в процессе общения. Эти умения нужно закреплять в чтении учеников и в их устной речи.

Выбор средств выразительности зависит от смысла произведения и от читательского понимания текста. Одно и то же произведение может вызвать даже противо­положные эмоции в зависимости от того, как мы его прочитаем. Значит, необходимо поставить конкретную задачу чтения: какие чувства мы хотим передать, какую мысль донести до наших слушателей? Для этого необходимы следующие умения:

1. Умение проникнуть в эмоциональный строй произведения (чувства его героев, автора и т. п.). Для этого необходимы микроумения: находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героев, автора, опреде­лять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или ан­типатией к персонажам, т.е. умение определять свое отношение к героям и отношение к ним автора. Только тогда можно выбрать необходимые интонационные средства для передачи этих эмоций.

Итак, на первом этапе подготовки к выразительному чтению дети должны понять эмоциональное состояние героев произведе­ния и его автора.

2. Умение представить в воображении картины, события, лица на основе словесных картин, созданных автором. Это умение способствует более личностному отношению к со­бытиям и героям произведения: нам легче передавать чувства и смысл того, что мы хорошо себе представляем.

3. Умение постигать смысл описанных событий и фактов, со­здавать о них свои суждения и выражать свое к ним отношение.

4. Умение определять скрытые чувства в произведении, его под­текст.

Комплекс этих умений позволяет выбрать соответствующие средства выразительности.

 

Этапы подготовки учеников к выразительному чтению: н а первом этапе с помощью анализа текста определяем задачу чте­ния; затем коллективно подбираем интонационные сред­ства (путем проб и ошибок, поиска); предлагаем ученикам прочитать произведение или фрагмент целиком выразительно; организуем коллективное обсуждение пред­ложенного варианта чтения и корректируем его; предлагаем еще одну попытку чтения (это может быть тот же ученик или другой); дети тренируются дома; заключительный этап – контрольный, учитель выборочно проверяет подготовку.

Невозможно спро­сить на уроке всех. Учитель продумывает заранее, кого он спро­сит, и объясняет это классу. Желающие ответить могут это сделать после уроков.

 

Особой подготовки требует чтение по ролям. В этом случае не­обходимо, чтобы каждый чтец хорошо ориентировался в тексте. На этапе подготовки дети должны найти слова персонажей, отделить их друг от друга и особенно от слов автора (можно обозначать их на полях). Текст для чтения можно разме­тить, т. е. указать на полях, с каким чувством, интонацией нужно прочитать ту или иную реплику, карандашом обозначить паузы, подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение, т.е. составить партитуру чтения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы изучения литературного произведения | Анализ композиции как методический прием
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.