Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прием «рассказ о писателе»




Внетекстовыми материалами и его приемы

Метод комментирования литературного произведения

Инсценирование эпических произведений

Если же текст написан прозой, то, по сути, постановка произ­ведения силами детей осуществляется как импровизация на за­данную тему: дети действуют, поняв логику сцены, ее содержа­ние и смысл; при этом допускается некоторое отступление от ав­торского текста.

У детей очень мало жизненного опыта, поэтому учитель-ре­жиссер должен все время оживлять его, активизировать, а не сра­зу же предлагать свое решение, подсказывать, что именно нужно делать: ведь цель инсценирования — не создать взрослый спек­такль, а развить воображение ребенка, его коммуникативные спо­собности, речь, пластику, жестикуляцию, мимику, сблизить его с тем или иным литературным или фольклорным персонажем и тем самым помочь ему глубже понять смысл произведения и ха­рактер персонажа, которого он играет, точнее было бы сказать — в которого он играет.

Иногда понять авторский текст становится легче, если мы обратимся к биографии автора, к истории создания и бытования произведения – к внетекстовым материалам. Это мемуары, свидетельства современников; дневники и письма автора и его знакомых; критические ста­тьи и отзывы о произведении; произведения других деятелей ис­кусства, близкие по теме и созданные в то же время или произведения, повлиявшие на творчество пи­сателя; исторические документы.

Метод активно используется на уроках литературы в средней и старшей школе. Однако и в началь­ной школе мы обращаемся к нему на этапе подготовки младших школьников к восприятию литературного произведения.

Этот метод в начальной школе реализуется в следующих прие­мах: работа с книгами писателя (организация выставки книг пи­сателя), рассказ о писателе и его книгах, заочная экскурсия.

 

Рассказ о писателе выполняет несколько функций:

1) вызвать у ребенка интерес к книгам писателя;

2) расширить кругозор ребенка, вводя в него имена тех, кто так или иначе заботился о детях, думал об их воспитании и раз­витии;

3) воспитать у детей уважение к писательскому труду, раскрыв его сложность и показав возможности влиять на читателей;

4) воспитывать любовь к литературе как искусству слова;

5) вызвать интерес к писательскому творчеству и желание по­пробовать себя в литературном творчестве.

 

Знание элементов биографии писателя на этом этапе обуче­ния прежде всего играет роль стимула к чтению его книг. Изуче­ние произведения — толчок, вызывающий у ребенка желание познакомиться с автором поближе, а знакомство, в свою оче­редь, рождает интерес к другим книгам писателя. Знакомить де­тей с полной биографией писателя в начальной школе не имеет смысла, так как в этом случае рассказ сведется только к пере­числению дат и событий, которые он не в силах осмыслить. Заучивание дат тоже не принесет пользы — важ­но, чтобы ученик знал, где и в какое время жил и работал тот или иной писатель, что это было за время; чем он интересовался, что любил, почему адресовал свои произведения детям. Рассказ учителя о писателе не может сводиться к формальной передаче информации, состоящей из дат рождения, учения и смерти и общих слов о любви к Родине, природе, музыке и т.п. Первая встреча ребенка с новым для него человеком должна запомниться ему, поразить его, вызвать у него положительные эмоции.

При подготовке рассказа о писателе важно знать, что о нем уже известно ученикам, чтобы не повторять каждый год одно и то же, а расширять круг знаний о писателе, о его творчестве.

 

Рассказ о писателе целесообразно сопровождать наглядно­стьюпортретами, видами мест, где он жил или бывал, не формализуя прием, лишь показывая детям фотографии и репро­дукции, а работать с этими изображениями. Если учитель собира­ет продемонстрировать ученикам портрет писателя, то следует четко представлять, для чего это будет делаться: создать зритель­ное представление об авторе произведения необходимо, но еще полезнее привлечь внимание ребенка к чертам характера челове­ка, которые обязательно отражены на его портрете или фотогра­фии. Иначе эффект от демонстрации портрета может быть неадек­ватным намерениям учителя. Так, ученик первого класса, увидев портрет немолодого Льва Толстого, испугался и решил, что это очень страшный старик. Мальчика никакими силами не удалось уговорить прочитать хоть один его рассказ.

В начальной школе мы не сталкиваем разные читательские и критические мнения о произведении или творчестве писателя, не предлагаем детям выбрать то, к которому они склоняются, так как у детей еще нет достаточных знаний для подобных оценок, но можно познакомить детей с тем, как отзывались о писателе или его произведениях уже знакомые им авторы.

Не обязательно, чтобы каждая встреча с писателем и его произведением начиналась с рассказа учителя. Можно спрашивать детей о том, что они знают, помнят из прошлых уроков, выстра­ивая новую встречу иначе, чем предыдущую, заостряя внимание на книгах, а не на личности автора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.