КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прием «рассказ о писателе»
Внетекстовыми материалами и его приемы Метод комментирования литературного произведения Инсценирование эпических произведений Если же текст написан прозой, то, по сути, постановка произведения силами детей осуществляется как импровизация на заданную тему: дети действуют, поняв логику сцены, ее содержание и смысл; при этом допускается некоторое отступление от авторского текста. У детей очень мало жизненного опыта, поэтому учитель-режиссер должен все время оживлять его, активизировать, а не сразу же предлагать свое решение, подсказывать, что именно нужно делать: ведь цель инсценирования — не создать взрослый спектакль, а развить воображение ребенка, его коммуникативные способности, речь, пластику, жестикуляцию, мимику, сблизить его с тем или иным литературным или фольклорным персонажем и тем самым помочь ему глубже понять смысл произведения и характер персонажа, которого он играет, точнее было бы сказать — в которого он играет. Иногда понять авторский текст становится легче, если мы обратимся к биографии автора, к истории создания и бытования произведения – к внетекстовым материалам. Это мемуары, свидетельства современников; дневники и письма автора и его знакомых; критические статьи и отзывы о произведении; произведения других деятелей искусства, близкие по теме и созданные в то же время или произведения, повлиявшие на творчество писателя; исторические документы. Метод активно используется на уроках литературы в средней и старшей школе. Однако и в начальной школе мы обращаемся к нему на этапе подготовки младших школьников к восприятию литературного произведения. Этот метод в начальной школе реализуется в следующих приемах: работа с книгами писателя (организация выставки книг писателя), рассказ о писателе и его книгах, заочная экскурсия.
Рассказ о писателе выполняет несколько функций: 1) вызвать у ребенка интерес к книгам писателя; 2) расширить кругозор ребенка, вводя в него имена тех, кто так или иначе заботился о детях, думал об их воспитании и развитии; 3) воспитать у детей уважение к писательскому труду, раскрыв его сложность и показав возможности влиять на читателей; 4) воспитывать любовь к литературе как искусству слова; 5) вызвать интерес к писательскому творчеству и желание попробовать себя в литературном творчестве.
Знание элементов биографии писателя на этом этапе обучения прежде всего играет роль стимула к чтению его книг. Изучение произведения — толчок, вызывающий у ребенка желание познакомиться с автором поближе, а знакомство, в свою очередь, рождает интерес к другим книгам писателя. Знакомить детей с полной биографией писателя в начальной школе не имеет смысла, так как в этом случае рассказ сведется только к перечислению дат и событий, которые он не в силах осмыслить. Заучивание дат тоже не принесет пользы — важно, чтобы ученик знал, где и в какое время жил и работал тот или иной писатель, что это было за время; чем он интересовался, что любил, почему адресовал свои произведения детям. Рассказ учителя о писателе не может сводиться к формальной передаче информации, состоящей из дат рождения, учения и смерти и общих слов о любви к Родине, природе, музыке и т.п. Первая встреча ребенка с новым для него человеком должна запомниться ему, поразить его, вызвать у него положительные эмоции. При подготовке рассказа о писателе важно знать, что о нем уже известно ученикам, чтобы не повторять каждый год одно и то же, а расширять круг знаний о писателе, о его творчестве.
Рассказ о писателе целесообразно сопровождать наглядностью — портретами, видами мест, где он жил или бывал, не формализуя прием, лишь показывая детям фотографии и репродукции, а работать с этими изображениями. Если учитель собирает продемонстрировать ученикам портрет писателя, то следует четко представлять, для чего это будет делаться: создать зрительное представление об авторе произведения необходимо, но еще полезнее привлечь внимание ребенка к чертам характера человека, которые обязательно отражены на его портрете или фотографии. Иначе эффект от демонстрации портрета может быть неадекватным намерениям учителя. Так, ученик первого класса, увидев портрет немолодого Льва Толстого, испугался и решил, что это очень страшный старик. Мальчика никакими силами не удалось уговорить прочитать хоть один его рассказ. В начальной школе мы не сталкиваем разные читательские и критические мнения о произведении или творчестве писателя, не предлагаем детям выбрать то, к которому они склоняются, так как у детей еще нет достаточных знаний для подобных оценок, но можно познакомить детей с тем, как отзывались о писателе или его произведениях уже знакомые им авторы. Не обязательно, чтобы каждая встреча с писателем и его произведением начиналась с рассказа учителя. Можно спрашивать детей о том, что они знают, помнят из прошлых уроков, выстраивая новую встречу иначе, чем предыдущую, заостряя внимание на книгах, а не на личности автора.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |