Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассказ учителя о создании произведения

Этот прием в начальной школе используется редко, только в том случае, если история создания произведения действительно необычна и может привлечь внимание ребенка к книге. Включая в урок эту информацию, важно не просто сообщить ученикам све­дения о времени, месте создания произведения, а показать, как реальные события влияют на творчество писателя и как они пре­ломляются в художественном произведении. Этому способствует чтение отрывков из дневника писателя, воспоминаний его современников. Главное, чтобы чтение мемуарных источников вызвало у учеников эмоцио­нальный отклик. Иногда следует несколько адаптировать язык мемуаров (возможен их пересказ), чтобы не вызвать у детей за­труднений в их понимании.

Часто на уроке рассказ о писателе и рассказ о создании произ­ведения, с которым предстоит познакомиться ученикам, объеди­няются. Например, рассказ о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне при чтении сказок поэта.

 

4. Заочная экскурсия

Используется тогда, когда на уро­ках изучаются произведения, написанные либо в исторически от­даленное от нас время, либо сегодня, но о прошлом: дети не знают истории, им кажется, что всегда все было так, как сейчас. Восприятие литературы вне историко-культурного контекста ис­кажает эмоциональные реакции на события, затрудняет осмысле­ние произведения. Расширение культурных представлений ребен­ка помогает преодолеть недостатки восприятия и точно расста­вить смысловые акценты.

Знакомство с эпохой дол­жно быть наглядным, но у учителя не всегда есть возможность повести детей на экскурсию в музей. Заочная экскурсия — прием, сочетающий рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, реп­родукций, видеофрагментов, аудиозаписе й. В современных усло­виях заочная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий.

Прием направлен на эмоциональное, активное знакомство де­тей с социальными условиями жизни, с бытом, обычаями, куль­турой того времени, в которое происходит действие произведе­ния, но в условиях школьного класса.

Важно подобрать материал, который вызовет у младших школьников сильный эмоциональный отклик (а значит, запомнится), поможет детям создать точное представление об эпохе, о стране, городе, людях и т.п.

Организация заочной экскурсии для учеников начальной шко­лы имеет свою специфику. Дело в том, что маленький ребенок не может долго выполнять одну и ту же деятельность, если она его не увлекает. Ведущая роль в любой экскурсии принадлежит экскурсоводу, в нашем случае — учителю, целью которого ста­новится не только сообщение информации, но и постоянная активизация внимания учеников — слушателей и зрителей. Эф­фективный способ поддержки внимания — это его переключе­ние и смена вида деятельности. Поэтому заочная экскурсия не может быть монологической, она обязательно переходит в беседу и строится поэтапно: монолог учителя — беседа с учениками — вновь монолог — вновь беседа. Завершается экскурсия обменом впечатлений от нее и повторением учениками полученной ими информации.

 

Заочная экскурсия в начальной школе длится 20—25 минут, поэтому учитель должен очень тщательно проду­мать набор экспонатов, которые будут показаны детям:

1. Наглядного материала не должно быть много, но в то же время экспонаты должны создать у учеников целостное представ­ление об объекте экскурсии.

2. Экспонаты должны быть непосредственно связаны с темой экскурсии и между собой и представлять логическую последова­тельность.

3. Экспонаты должны раскрывать существенные, главные осо­бенности объекта экскурсии.

4. Экспонаты должны быть хорошо видны всем ученикам и ос­таваться в поле их зрения во время рассказа учителя и беседы.

Поскольку проведение экскурсии ограничено временем, учи­тель, выстраивая ее маршрут, планирует, что он расскажет детям о каждом экспонате, какие вопросы им задаст, в какой момент будет звучать музыка и какая, когда целесообразно смотреть ви­деофрагмент и т. п. Текст экскурсии должен быть составлен заранее, продуманы и отработаны способы смены экспонатов (слай­ды, репродукции и т.п.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап подготовки к восприятию | Литературное творчество как метод изучения литературы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.165 сек.