Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературное творчество как метод изучения литературы




Метод литературного творчества школьников

В широком смысле литературное творчество — создание любого речевого произведения (устного или письменного) в соответ­ствии с условиями, целью и замыслом (речевой ситуацией и задачей). В этом смысле литературное творчество всегда присутствует на уроках литературы, когда ученик создает свое высказывание, от­вечая ли на вопрос учителя, высказывая собственную позицию, вступая в диалог с одноклассниками. При этом коммуникативная ситуация требует наиболее точного выбора слова, построения фразы, мотивации, интонации, а значит, в этой деятельности расширяется лексический запас ребенка, обогащается его речь, развивается логическое мышление, формируются речевые уме­ния.

В узком смысле литературное творчество - создание учеником словесных, устных и письменных, художествен­ных произведений. При этом формируются как речевые, так и чита­тельские умения. Для создания своего художественного произве­дения ученик должен определить его тему, сформировать замы­сел произведения, подобрать жизненный материал, дополнив его художественным вымыслом, композиционно выстроить материал и выразить свой за­мысел с помощью художественных словесных образов, найти сло­ва, адекватно выражающие его мысли и чувства.

Но школа не является мастерской по подготовке литера­турных кадров. Как писал Л.С.Выготский, «смысл и значение этого творчества только в том, что оно позволяет ребенку преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, кото­рый дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фан­тазии». Смысл его в том, что «оно углубляет, расширяет и прочи­щает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад, и, наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стрем­ления и навыки, овладеть человеческой речью».

 

В современной школе литературное творчество школь­ников рассматривается в двух аспектах: 1) традиционно — как спо­соб развития письменной речи и 2) как метод изучения литератур­ных произведений. Еще в 20-е годы XX века Мария Александров­на Рыбникова говорила о пути воспитания читателя от «малень­кого писателя к большому читателю». Эту позицию разделяют и современные ученые, например В.Г.Маранцман, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская, М.П.Воюшина. В 90-е годы XX века В. Г. Ма­ранцман предложил включить литературное творчество в систему методов изучения литературы в школе.

До недавнего времени литературное творчество рассматривалось только как способ развития преимущественно письменной речи учеников, включая в себя любые виды сочинений (по картине, по сюжетным картин­кам, по жизненным впечатлениям, отзывы), изложений с творче­ским заданием и т.п., и реализовывалось на уроках развития речи.

Литературное творчество как метод изучения литературного произведения тоже акти­визирует речевую деятельность школьников, способствует разви­тию речевых умений, но при этом имеет свою специфику. Основой для литературного творчества школьников в этом случае становится изучаемое произведение или жанр, фольклорный или литературный. Связь заданий литературно-творческого характера с литературным материалом должна быть всегда, иначе литера­турное творчество из метода изучения литературы станет собствен­но методом развития речи, что не страшно, но обедняет возмож­ности самого метода. Цель, которую позволяет достичь этот ме­тод, заключается в том, что активизация литературно-творческой деятельности ученика при работе с литературным произ­ведением и на ее основе помогает ему точнее понимать замысел автора, смысл отдельных образов и произведения в целом, а зна­чит, глубже постичь законы литературы как искусства слова.

 

Метод реализуется с помощью приемов: сочинение-отзыв о герое, сочинение по аналогии с изученным произведени­ем, сочинение в заданном жанре, сочинение на тему изучаемого произведения (до знакомства с ним), сочинение продолжений к произведениям с открытым финалом или входящим в тематиче­ский сборник или цикл (например, «Денискины рассказы» В.Дра­гунского).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.