Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Методы и инструменты денежно-кредитной политики




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Особенности формирования денежно-кредитной политики в России

Концепции денежно-кредитной политики

Факторы, определяющие равновесие на денежном рынке

Понятие и цели денежно-кредитной политики

Тема 5. Денежно-кредитная политика как важнейшее направление экономической политики государства

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность
разработанных Центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране, С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях рёгулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде целью государственного регулирований' экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей, подсистемой государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государ­ственной денежно-кредитной политики заключается в обес­печении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной экономической политики.

Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно; рас­
считаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому цели денеж-кредитной политики ранжируются ( расстановка элементов системы по рангу, по признакам значимости, масштабности .) Промежуточной или тактической целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование (установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки…) инфляции, и денежное таргетирование, и стабилизация валютного курса.

Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные стратегические задачи, например, на регулирование количества денег в обороте через peгулирование денежных агрегатов (денежное таргетирование), регулирование курса национальной валюты (таргетирование валютного курса) и т.п.

Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики (расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность) и уровнем функциональной зависимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, проме­жуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаи­мосвязаны, Например, если в условиях свободно конвер­тируемой валюты центральный банк; стремится, к. фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разра­ботке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты, и наоборот, при выборе цеди денеж­но-кредитной политики, связанной с ограничениями по ва­лютному курсу, — учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит це­лью поддержание реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он дол­жен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

Специфика экономических и организационных основ денежно-кредитной политики определяется спецификой ее объектов и субъектов. Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики высту­пают прежде всего центральный банк в соответствии с при­сущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непо­средственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агре­гаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их струк­туру в общей массе денег в денежном обороте.

 

 

 

 

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложениеi денег, а также формирование равновесной «цены» денег — ставки про­цента. Выбор и достижение поставленных промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка через формирование как предложения, так и спроса на деньги, Равновесие на денеж­ном рынке подвижно т.е. оно постоянно меняется под воз­действием ряда факторов. Например, предложение денег меняется, а спрос на деньги остается постоянным. При увеличении предло­жения денег возникает их кратковременный избыток. Население стремится уменьшить свои денежные запасы, не приносящие процентов, покупкой других финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличи­вают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте. При уменьшении предложения денег будут проис­ходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Если же денежно-кредитная политика гибкая, то рост предложения денег может быть скорректирован центральным банком, т.е. для того чтобы не вызвать повышения процентной ставки, необходимо уменьшить предложение

.... i ••: Ц:

Предположим теперь, что спрос на деньги меняется, а предложение остается неизменным. Если, например, спрос на деньги поднялся вследствие роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. требуется больше, денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента).

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем
первоначальная, ставке процента. -

При гибкой денежно-кредитной политике увеличение спроса на деньги может компенсироваться ростом денеж­ного предложения для того, чтобы не повышалась процент.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной поли­тики. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями, и он нежелательный, то с помощью денеж­но-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И, наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повышения деловой актив­ности за счет увеличения инвестиционного спроса.

Рассматривая денежный рынок, мы предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться и меняется под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что отражает­ся и на норме процента, и на объеме производства, и на це­нах. Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на на­циональную экономику, то он 'придерживается гибкой де­нежно-кредитной политики: масса денег в обращении долж­на возрастать (уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (возрастает) скорость обращения денег.

 

 

 

В общем виде в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воз­действия денег и денежно-кредитной политики на состоя­ние экономики в целом, В современных условиях государ­ства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

• политика кредитной экспансии (интенсивное расширение кредитных операций банков с целью извлечения дополнительной прибыли…), или «дешевых» денег;

• политика кредитной рестрикции (ограничение банками и государством размеров кредита в целях предотвращения утечки золотых запасов за границу, избежания краха банков и инфляционных процессов), или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выда­ваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обо­роте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресур­сами.

Практические аспекты формирования денежно-кредитной политики предполагают разработку целого ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:

• выбор конкретной тактической цели денежно-кредитной политики, «работающей» наиболее эффективно на достижение стратегической цели;

• выбор приоритетного объекта денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег;

• насколько независим центральный банк в разработке и проведении денежно-кредитной политики;

• будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т. е. будет проводить так называемую дискреционную (способ решения экономических проблем, заключающийся в том, что лицо, орган, принимающие решения, действуют в основном по собственному усмотрению) денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий;

• как проведение денежно-кредитной политики влияет на инфляционные тенденции.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффек­тивного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор явля­ется тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятель­ности коммерческих банков можно рассматривать также, как одно из направлений денежно-кредитного регулирова­ния экономики со стороны центрального банка.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные фак­торы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации.

 

 

За последние 10—15 лет экономическая ситуация в Рос­сии кардинально изменилась. В значительной степени это явилось результатом новой, рыночной мотивации всех эко­номических субъектов. Изменился и подходок реализации денежно-кредитной политики: если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно-кредит­ного регулирования, носили часто противоречивый харак­тер, что приводило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации, хотя до сих пор политика Банка России не до конца последова­тельна и часто не согласуется с мнением ряда специалис­тов в области экономики.

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики — таргетирование инфля­ции — и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса россий­ского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обес­печены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устой­чивости рубля, формирования позитивных ожиданий эко­номических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбереже­ний, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, или политика таргетирования инфля­ции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры эконо­мики. Правительство Российской Федерации и Банк Рос­сии должны реализовать задачу снижения инфляции до 7— 8,5% в 2006 г., 6,0—7,5% в 2007 г. и до 4—5,5% в 2008 г., что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федера­ции на соответствующий период.

Банк России следует принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем при реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной (расширение) экономикой, сильно зависящая от внешне экономической и финансовой конъюнктуры, сегодня не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валю- устойчиво превышает спрос.

Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансовыми рынками центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавли­вают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объем денежной массы.

Начиная с 2004 г.банк России отмечает, что для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы он учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и стремится использовать процентные ставки, роль которых в денеж­но-кредитной политике будет возрастать.

Использование процентной ставки как механизма денежно-кредитного регулирования посредством ее сниже­ния до уровня, соответствующего целевому ориентиру раз­вития экономики, приводит к активизации роли про­центных ставок, а также к увеличению роли банков в кредитовании предприятий. Следует, однако, заметить, что изменения ставки рефинансирования не оказывают непосредственного влияния на производственный сектор экономики и рост ВВП, снижение ставки рефинансирова­ния опосредованно приводит к снижению издержек обра­щения денег и корректировке рыночной ставки ссудного процента в свою очередь, что делает банковские кредиты более доступными для экономических агентов.

Вместе с тем необоснованное изменение ставки рефи­нансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и при­вести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в насто­ящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам «овернайт» (стандартный срок привлечения или размещения кредитных ресурсов на одни сутки) и по операциям «валютный своп» (обмен платежных обязательств, деноминированных в одной валюте, на платежные обязательства, деноминированные в другой валюте), а также используется при расчете штра­фов и пени, ставок налогов и налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. За рубежом изменение учетной ставки наполовину и даже на четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Этот весьма тонкий механизм настройки России пока не слишком доступен.

При воздействии на предложение денег в рамках денежно-кредитной политики центральный банк проводит политику поддержания плановых темпов роста денежной массы (таргетирование) за счет связывания излишних денежных средств на счетах Правительства РФ и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.

Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определяется также степенью его незовисимой от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказы­вать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение преимущественно рыночных или административных методов контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля, 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведе­нии денежно-кредитной политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в про­цессе формирования денежно-кредитной политики в значительной мере опирается на собственные прогнозы эко­номического развития.

Функциональная независимость центрального банка приводит к необходимости осмысления проблемы дискре­ционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в соот­ветствии с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого решения может служить резкое повыше­ние ставки рефинансирования Банком России в июне 1998г. с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в качестве цели денежно-кредитной политики на 1998 г. было заявлено о постепенном снижении ставки рефинан­сирования. После преодоления «пика» кризиса ставка была снова снижена и имела тенденцию к уменьшению. Анало­гично оценивается и поведение Банка России в июле 2004 г. при проявившихся признаках кризиса в банковской системе,. Банк России исходит из того, что показатели денежной, программы не являются жестко заданными и при необходимости для достижения конечной цели денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики при­тока/оттока капитала, а также от изменения других факто­ров. Так, в «Основных направлениях единой государствен­ной денежно-кредитной политики на 2006 год» отмечалось, что показатели денежной программы в 2006 г. будут во мно­гом определяться их динамикой до конца текущего года, что может потребовать уточнения денежной программы на 2006 г.

Таким образом, денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию централь­ного банка на временные изменения экономической конъ­юнктуры. Жесткое следование установленным ориентирам денежно-кредитной политики, например, приросту денеж­ной массы, при изменении в течение года спроса на деньги может привести к нежелательным инфляционным послед­ствиям или к Ограничениям совокупного спроса. А это, в свою очередь снижает доверие к действиям центрального банка. Так, в разделе документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» проводится количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности достижения их с помощью опреде­ленных мероприятий или посредством их корректировки.

  1. Агрегаты денежной массы, как объекты денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ.
  2. Методы и типы денежно-кредитной политики.
  3. Инструменты денежно-кредитной политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.