КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Формы обучения и их развитие в дидактике
План 1. Понятие о формах обучения. 2. Основание классификации форм обучения. 3. Важнейшие формы учебной работы в школе.
Литература 1. Оконь В. введение в общую дидактику. – М., 1990. 2. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. 3. Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательной работы. – М., 1989, с. 160-170. 4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990. 5. Чередов И.М. О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках. – Омск, 1873.
Успех учебно-воспитательной работы зависит не только от использованных в ней методов, но и от организационных форм этой работы. Формы в свою очередь определяются: 1) целями и задачами обучения; 2) количеством обучаемых учащихся; 3) особенностями отдельных учебных предметов; 4) местом и временем работы учащихся; 5) материально-технической обеспеченностью школы. Таким образом, выбор организационных форм, как и методов обучения зависит от многих факторов. Однако если методы обучения отвечают на вопрос, как учить в определенных условиях (на ур. лит., матем., истории, на экскурсии и т.д.), то формы определяют, каким образом должна быть организована эта работа с учетом того, кто, где, когда и с какой целью обучается. Форма (от лат. слова forma означает наружный вид, внешнее очертание). Как дидактическая категория форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
2. К числу главных оснований классификации форм обучения относят: · Количество учащихся, участвующих в процессе обучения; · Место учебы учащихся; · Продолжительность учебных занятий (урочные и внеурочные). По количеству учащихся различают индивидуальные и коллективные формы организации их работы. Применительно к месту работы эти организационные формы обучения обычно делят на школьные занятия (учеба в классе во время урока, работа в лаборатории, в мастерской и т.д.), а также внешкольные формы работы (дом. работа, экскурсия и т.п.). С учетом времени работы учащихся можно говорить о классных и внеклассных занятиях. Первые происходят на уроках, отсюда и их название, а вторые – во время, выходящее за пределы классных занятий. Внеклассные занятия могут проводиться как в школе (например, в школьном музее, в литературной гостиной и т.д,), так и за ее пределами в виде внешкольных занятий. Наиболее типичные формы организации учебного процесса в современной школе, исходя из оснований для их классификации следующие: · Индивидуальные; · Коллективные; · Внеклассные и внешкольные. Рассмотри их. Индивидуальная форма обучения – это самая старая форма учебного процесса. С ней мы встречаемся в глубокой древности. Ребенку нанимали педагога, и он с ним работал. Это форма непосредственного индивидуального обучения. Сущность такой индивидуальной формы работы заключается в том, что индивидуально, пользуясь непосредственной или косвенной помощью преподавателя. Примером непосредственных индивидуальных контактов учителя и учеников может служить репетиторство. Изучение учебника представляет собой один из примеров помощи, оказываемой учащемуся учителем косвенным образом. Несомненным преимуществом непосредственного индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, темп учебы, осуществлять постоянный и более полный контроль как над ходом, так и над результатом работы учащихся. Эффективность такой формы обучения, как правило, очень высока. Главным недостатком индивидуальной формы обучения является отсутствие возможности у обучающихся сотрудничать со своими ровесниками, не вырабатывается умение работать в коллективе и с коллективом. Именно в связи с этим непосредственное индивидуальное обучение было подвергнуто острой критике уже в XVI столетии. В настоящее время индивидуальная форма обучения существует исключительно как репетиторство. Кроме того, индивидуальное обучение стало формой, дополняющей коллективное обучение, которое составляет основу нашей школы. О пользе индивидуального обучения как формы дополняющей коллективное обучение писали всегда очень много. Так, выдающийся римский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан в сочинении «О воспитании оратора» указывает на разные способности, таланты, качества ума учащихся и подчеркивает: «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто, к чему способен от природы». Ян Амос Коменский со свойственной ему проницательностью писал, что тот наставник добьется успеха, кто будет преподавать сообразно степени восприимчивости и способности учащихся». В зависимости от способностей он делит своих учеников на 6 разрядов, групп и указывает пути индивидуальной работы с ними. Адольф Дистервег, немецкий педагог-исследователь, подчеркивал: «Одному ребенку легче дается отвлеченное мышление, другому доступнее чувственное познание, третий схватывает истину скорее благодаря картине или рассказу; бывают умы теоретические и практические. В этом отношении следует считаться с различиями детской природы и содействовать ее своеобразному развитию». В XVI веке с развитием ремесел, торговли появились новые потребности в образовании. В этот период провозглашается непригодность индивидуальной формы обучения. Жизнь требовала больше квалифицированных специалистов, а индивидуальное обучение много их дать не могло. Тогда и возникает концепция коллективной формы обучения. Разработал ее немецкий педагог Иоганнес Штрум, а теоретически обосновал и популяризировал Ян Амос Коменский. В результате была разработана классно-урочная система как основная форма коллективного обучения. Характеристика классно-урочной системы: 1. Учащиеся приблизительно одного возраста составляют классы. 2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом. Этот план включает предметы, которые должны быть изучены, количество часов, отведенных на их изучение. 3. Основной единицей учебно-воспитательного процесса является урок. Каждый урок посвящается одному предмету. 4. Работой учащихся на уроке руководит учитель. Он объясняет, учит, спрашивает, оценивает. Преимущества классно-урочной системы: 1. имеет четкую организационную структуру; 2. является более экономной, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся; 3. есть возможности для организации коллективной работы, соревнования в учебе; 4. имеет воспитательное значение. Недостатки: 1. «абстрактная однородность» содержания образования; 2. отсутствие условий, способствующих развитию одаренных детей и слабоуспевающих; 3. ориентировка на «среднего» ученика.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |