Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жёлтая пресса в современной России




Желтая пресса

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Эти новые возможности, для повышения уровня популярноcти издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

До перестройки все печатные издания подвергались цензуре и главный редактор мог поплатиться должностью, если пропустит в номер некорректный материал. Во время перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова), после чего некоторые газеты стали печатать статьи, основанные на выдумках, в целях поднятия продаваемости тиража.

Как и в любой стране, статьи жёлтой прессы стали содержать в себе фальсификации истории, вымышленные истории-небылицы, интимные подробности личной жизни знаменитых людей, ложные компроматы на политиков. Местной спецификой является обилие статей на уфологическую тему, рассказы про экстрасенсов и т. п., с характерной подачей материала.

 

Раздел 2.

Тема 2.1. Массовые коммуникации в современном обществе.

2.1.1. Элементы процесса передачи (трансляции) информации. СМИ как социальный институт. 2.1.2. Этапы развития медиа - исследований. Первый этап конец ХIХ в начало ХХ в. Второй этап – 40-70 годы ХХ в. Третий этап 70 годы по настоящее время.

Исследования СМИ – это социологическая дисциплина, которая сформировалась в американской социологии, а позднее получила развитие в западноевропейских странах.

Историю масс – медиа подразделяют на три этапа.

Первый этап – начало ХХ века, примерно до начала второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль играла успешная пропаганда держав Антанты в первой мировой войне, проанализированные американским исследователем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне». Пропаганда (от лат. - распространять, воздействовать) в его книге рассматривалась как одно из мощных орудий реализации политических целей, иногда превосходящих по результативности прямое силовое давление. Пропаганда у него неким образом тождественна демократии, т.е. на основе пропагандистского убеждения демократия может добиться поддержки масс, не прибегая к насилию. Пропаганда предпочтительнее насилия и подкупа с точки зрения морали. Пропаганда вообще вне морали. Лассуэл рассматривал пропагандистское воздействие СМИ как основную функцию массовой коммуникации, воздействие на пассивную аудиторию он уподоблял действию укола или «магической пули».

Социологи франкфуртской школы, считают, что таким образом СМИ сыграли решающую роль в приходе Гитлера к власти. В Америке масс – медиа воздействуя на сознание - ведут к подавлению индивидуальности, воцарению массовой культуры, как основы формирования авторитарного типа личности. СМИ играют роль наркотика превращающего рефлексивных ответственных индивидов в конформистов (приспособленцев), практикующих стадное по своему типу поведение.

Вторая стадия исследований 1940 – 1970 гг – в этот период воздействие СМИ перестают считать неотвратимыми. На этом этапе ученые опираются на эмпирические исследования, прежде всего поведение избирателей и потребителей. Эти исследования показали, что обработка сознания избирателей и потребителей со стороны масс – медиа оказывает незначительное влияние на поведение людей. В этот период появляется понятие «сопротивляющаяся аудитория», а воздействие СМИ получает наименование «концепция ограниченного воздействия». Но на этом этапе речь шла о мгновенных, краткосрочных изменениях установок и поведения аудитории. Исследователи этого этапа Дж. Мид, Ч. Кули уделяли внимание роли социальных групп – дружеских, соседских, сверстников и т.д. Через эти групповые фильтры будучи обработанной ими информация СМИ достигает своей цели - индивида и его сознания. Между внушаемыми СМИ идеями и индивидом существует целый ряд звеньев. Подытоживая второй этап, американский исследователь Дж. Клаппер сказал: массовая коммуникация не является необходимой и достаточной причиной воздействия на аудиторию, она функционирует через посредство многочисленных промежуточных факторов. В этот период разрабатывались различные теории, одна из них - теория психодинамического воздействия СМИ, которая выявляет, что существуют особые личностные структуры, которые, оказываются особо восприимчивы к формам пропаганды. Еще одна теория получила название двухступенчатой – идея заключается в том, что первоначально содержание сообщений СМИ воспринимается наиболее активными в социальном смысле индивидами – лидерами мнений, которые затем транслируют информацию корректируя и изменяя ее индивидам менее активным, не соприкасающимися с медиа напрямую.

Третий этап с начала 70-тых годов рассматривает следующие тенденции:

1 – относительно меньшее воздействие СМИ на аудиторию (как показали предыдущие исследования)

2 – тенденция сдвига внимания на содержание сообщений

3 – исследование организации СМИ с точки зрения их внутренней структуры, их места в социальной экономической и политической организации общества, а также исследование процесса производства текстов.

Исследования СМИ – это социологическая дисциплина, которая сформировалась в американской социологии, а позднее получила развитие в западноевропейских странах.

Историю масс – медиа подразделяют на три этапа.

Первый этап – начало ХХ века, примерно до начала второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль играла успешная пропаганда держав Антанты в первой мировой войне, проанализированные американским исследователем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне». Пропаганда (от лат. - распространять, воздействовать) в его книге рассматривалась как одно из мощных орудий реализации политических целей, иногда превосходящих по результативности прямое силовое давление. Пропаганда у него неким образом тождественна демократии, т.е. на основе пропагандистского убеждения демократия может добиться поддержки масс, не прибегая к насилию. Пропаганда предпочтительнее насилия и подкупа с точки зрения морали. Пропаганда вообще вне морали. Лассуэл рассматривал пропагандистское воздействие СМИ как основную функцию массовой коммуникации, воздействие на пассивную аудиторию он уподоблял действию укола или «магической пули».

Социологи франкфуртской школы, считают, что таким образом СМИ сыграли решающую роль в приходе Гитлера к власти. В Америке масс – медиа воздействуя на сознание - ведут к подавлению индивидуальности, воцарению массовой культуры, как основы формирования авторитарного типа личности. СМИ играют роль наркотика превращающего рефлексивных ответственных индивидов в конформистов (приспособленцев), практикующих стадное по своему типу поведение.

Вторая стадия исследований 1940 – 1970 гг – в этот период воздействие СМИ перестают считать неотвратимыми. На этом этапе ученые опираются на эмпирические исследования, прежде всего поведение избирателей и потребителей. Эти исследования показали, что обработка сознания избирателей и потребителей со стороны масс – медиа оказывает незначительное влияние на поведение людей. В этот период появляется понятие «сопротивляющаяся аудитория», а воздействие СМИ получает наименование «концепция ограниченного воздействия». Но на этом этапе речь шла о мгновенных, краткосрочных изменениях установок и поведения аудитории. Исследователи этого этапа Дж. Мид, Ч. Кули уделяли внимание роли социальных групп – дружеских, соседских, сверстников и т.д. Через эти групповые фильтры будучи обработанной ими информация СМИ достигает своей цели - индивида и его сознания. Между внушаемыми СМИ идеями и индивидом существует целый ряд звеньев. Подытоживая второй этап, американский исследователь Дж. Клаппер сказал: массовая коммуникация не является необходимой и достаточной причиной воздействия на аудиторию, она функционирует через посредство многочисленных промежуточных факторов. В этот период разрабатывались различные теории, одна из них - теория психодинамического воздействия СМИ, которая выявляет, что существуют особые личностные структуры, которые, оказываются особо восприимчивы к формам пропаганды. Еще одна теория получила название двухступенчатой – идея заключается в том, что первоначально содержание сообщений СМИ воспринимается наиболее активными в социальном смысле индивидами – лидерами мнений, которые затем транслируют информацию корректируя и изменяя ее индивидам менее активным, не соприкасающимися с медиа напрямую.

Третий этап с начала 70-тых годов рассматривает следующие тенденции:

1 – относительно меньшее воздействие СМИ на аудиторию (как показали предыдущие исследования)

2 – тенденция сдвига внимания на содержание сообщений

3 – исследование организации СМИ с точки зрения их внутренней структуры, их места в социальной экономической и политической организации общества, а также исследование процесса производства текстов.

 

Тема 2.2. СМИ и власть.

2.2.1 .Политическая манипуляция СМИ. Общество, культура и масс – медиа. Реальность четвертой власти.

Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медиа служат неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство — элита, а массы, устойчивое большинство населения.

Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без СМК. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкий горизонт непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. Свободное учреждение и деятельность СМИ служат реальным проявлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы.

Хотя демократия невозможна без СМК, их свобода не должна означать независимости, оторванности от общества и граждан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу дорогостоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также на их редакторах, журналистах и органах общественного и государственного контроля лежит особая ответственность за социальные последствия их деятельности.

Наличие развитых, демократически организованных СМК, объективно освещающих политические события, — одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, в форму политического господства правящей элиты.

Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные цели деятельности, часто расходящиеся с потребностями общества. Активная роль СМИ в политике связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Исходным моментом этого процесса являются изготовление и отбор распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получают агенты политики, во многом зависят их последующие действия. «Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть», — пишут авторы крупнейшего современного учебного пособия по политологии ФРГ.

Непосредственное обладание такой властью — прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами производят ее, а также выступают ее комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.

СМИ пользуются двумя основными способами распространения информации — последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ (фрагментарная подача информации) особенно распространен на телевидении Он создает для слушателей ряд трудностей. Дробление информации, придавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствует непрофессионалам — подавляющему большинству граждан — сформировать целостную картину политических явлений или событий Оно дает коммуникаторам дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя другие.

Фрагментарность подачи информации, в конечном счете, дезориентирует слушателей, либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает их полагаться на оценки комментаторов.

Многие исследователи фрагментарный способ подачи информации считают спецификой телевизионного жанра, следствие присущего ему свойства, называемого «давлением визуальности». Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих аудиовизуальных возможностей телевидение ориентировано на передачу главным образом визуализируемой, т. е. имеющей зрительный образ информации. Поскольку же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио.

Такое «разделение труда» между СМИ было бы вполне допустимо и даже целесообразно для демократического общества, если бы оно сопровождалось соответствующим перераспределением времени аудитории в пользу журналов, газет и книг. Однако общей тенденцией современного мира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения политической и иной информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Например, в ФРГ граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телепередач, чем на чтение газет. К тому же телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия, по доверию граждан, поскольку люди обычно склонны больше верить своим глазам, чем услышанному или прочитанному

Присущее телевидению «давление визуальности» проявляется не только во фрагментарной подаче информации в соответствии с возможностями ее экранизации, но и в ритуализации и персонализации политических сведений Телевидение обычно предпочитает передавать информацию, которая может быть заснята телекамерой, т. е. показывать конкретные лица, предметы и т. п. Поэтому на экранах доминируют легкодоступные для телеобъектива дипломатические и иные ритуалы, официальные встречи, визиты, пресс-конференции и т. д. Абстрактные же положения, раскрывающие наиболее глубокие причины тех или иных политических явлений, не поддаются видеозаписи и, как правило, не попадают в передачи. В результате такой подачи информации политика чрезмерно персонализируется, внимание зрителей концентрируется главным образом на политических лидерах, которые обычно даже не получают возможности подробно изложить свои взгляды и цели политики.

Фрагментация, ритуализация и персонализация информации уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны политических явлений. Сущностные же взаимосвязи в этом случае не раскрыты. Без должного внимания остается сам процесс политического волеобразования и принятия решений, составляющий стержень политики.

 

Тема 2.3. Превращение СМИ в прибыльное предприятие.

2.3.1. Право и саморегулирование прессы. Журналистика различных регионов мира в условиях информационного общества.

СМК, как и любые другие крупные учреждения, управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных — государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он контролирует не только государственные, но и частные теле-и радиостанции, в частности, выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю.

Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобод; одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.

Широкие возможности активного воздействия СМК на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли «четвертой власти» и обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии»— власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Оценки растущего влияния СМК на политику и общество прямо противоположны. Некоторые авторы, например О. Тоффлер, видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, реального движения к «гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству», способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты.

Другие же мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие на личность и культуру масс-медиа и особенно телевидения, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальянский кинорежиссер Федерико Феллини утверждал, что с «помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь: природа, наши друзья, литература, женщины — все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает всюду. Он проглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».

Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх. Для предотвращения негативного воздействия СМК помимо системы специальных органов государственного или общественного контроля (зачастую преследующих собственные цели в рамках массовых коммуникаций), крайне необходимой в современных условиях мы считаем систему коммуникационного воспитания населения. Главная цель подобного воспитания состоит в том, чтобы научить граждан критически относится к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать. Прежде всего, необходимо ознакомить людей с центральной ролью СМИ в демократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивным и негативным воздействием на реципиентов, сформировать у них способность ориентироваться в сложном потоке информации и выработать иммунитет к манипулированию и низкопробной, оглупляющей человека печатной, видео- и иной продукции. Политико-коммуникационное воспитание получает все большее распространение в западных демократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций достаточно низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовых коммуникаций, на основе учета мирового опыта и собственных общественных реальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.

 

Тема 2.4. Международные журналистские организации и СМИ.

2.4.1. Формирование системы СМИ в ХХ в. Тенденции монополизации.

Основной закон духовного развития человечества состоит в смене субъективного отношения человека к окружающему миру на объективное, что возможно только при овладении информацией определенного уровня.

Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей
и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека.

Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.

 

Тема 2.5. Появление радио и телевидения.

2.5.1 .Взаимодействие СМИ и общества в различных социально - политических системах. История развития радиовещания. Этапы развития телевидения в России.

1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам. В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое. В 1888-1889 гг. профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л. Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения. На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д. Сарнов. В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году. С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м. 30 апреля 1931 года из Москвы была осуществлена первая опытная телевизионная передача, с 1 октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Телевизионные приемники в большинстве случаев были самодельными, изготовленными радиолюбителями. Реальное массовое производство электронных телевизоров началось в 1950-м году, это был телевизор марки "КВН-49" (по первым буквам фамилий конструкторов - Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали.

В 1950-м году телевидение имели три страны мира - СССР, США, Англия. К 1960-му - телевещание велось в 20-ти странах Европы. К началу 80-х по данным ЮНЕСКО телевидение существовало в 137 странах мира.

Во 2-й половине 50-х годов в СССР началось сооружение телевизионных кабельных линий, в Европе в 50-е годы уже существовала густая кабельная сеть. В 60-е годы, с совершенствованием технических средств для наземной трансляции, начала расти сеть радиорелейных станций, посредством которых телевизионный сигнал передается на расстояние по эфиру - от одной станции к другой. Примерно в то же время начала развиваться и спутниковая телетрансляция.

Другой технической проблемой, которая решалась по мере развития ТВ, была фиксация телевизионного изображения. Уже в 50-х годах в большинстве стран, где существовало телевидение, пришли к выводу о неудобствах использования в телевидении киносъемки. Выход был найден американской фирмой «Ампекс», основанной российским эмигрантом Анатолием Михайловичем Пексиным, предложившей аппаратуру и технологию записи изображения и звука на ферромагнитную пленку. Это было ни что иное, как видеомагнитная запись (ВМЗ).

В процессе творческого становления телевидения и тележурналистики необходимо отметить дату 1 января 1968 года, когда в эфир вышел первый выпуск информационной программы «Время». Определенный всплеск произошел во второй половине 80-х, в период перестройки: на этот период приходится эйфория прямого эфира (прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР, публицистические передачи в прямом эфире – «Взгляд», «12-й этаж»). С 1991 года начинает свой отсчет история телевидения новых независимых государств, образовавшихся на территории СССР. 90-е годы отмечены еще одним фактом: практически все теоретики телевидения сходятся во мнении о том, что безраздельному господству эфирного телевидения приходит конец. К концу десятилетия окончательно сформировалась группа новейших технологий телекоммуникации: кабельное вещание, непосредственное спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет. Кроме того, формируется группа потенциально перспективных «мегаканальных» технологий: цифровое ТВ, волоконно-оптические системы по 500 и более интерактивных каналов, сотовое радио и ТВ и т.д.

Важнейшей тенденцией конца тысячелетия стал глобальный кризис государственного телевидения. Централизованные формы вещания во всем мире уходят в прошлое, происходит регионализация телевещания - во-первых, перспективными становятся интерактивные (двусторонние) телевизионные технологии - во-вторых. Впрочем, это перспективы на 21-й век, в ближайшие же десятилетия классическое эфирное телевидение лишь дополняется новейшими телевизионными технологиями, одновременно стимулируя их развитие.

Три основных вида:

событийная- констатирующая, репродуктивная информация, цель – осветить ярко факты, события, без комментариев. Информация подается лаконично раскрывая основной факт и существенные детали. Оперативность, злободневность, важность, репродуктивной информации определяет рост потребителей и объем публикаций. Информ. программы занимают на теле-ии по рейтингу - 2 место (после худ. фильмов), но потребность в данном виде ифор-ии полностью не удовлетворяется: их рейтинг на ОРТ-85,6%, РТР-71,3%, НТВ-60,8%.

Интерпретирующая – та в которой присутствует анализ, комментарии, выводы. Высок интерес редакций к этому виду и желание дать такое сообщение объемно и броско. Особенность этого вида информ-ии для читателей – развернутый мини-коментарий; интерпретирующая информация редко встречается в программах телевидения, радио, журнальной, газетной периодике. Но ее востребовательность с каждым годом растет, это издания: «Итоги», «Профиль», «Эксперт», «Власть» и др.

Базисная иформ. – где используются цитаты, ссылки на высказывания гос. деятелей, в тексте присутствуют важные аргументы. Это особо важная документальная, теоретическая информ. государственного, нравственного, религиозного др. общезначительного характера. Значение этого вида велико, но тираж произведений низкий 1млн экземпляров. Ответственность и важность базисной информации связана с нравственными и эстетическими целями, пока юридические законы и нормы несовершенны, нравственные основы журналистской информации имеют первостепенное значение.

Отбор фактов информации: то что воплощает черты времени, социальную значимость, новизна –основа информации, что изменилось или изменится, важны мини-пояснения, мини-комментарии.

Методы для создания информации:

· Дополнение экономическими, историческими и иными конкретными, необходимыми для осмысления фактами

· Сопоставление с близкими по значению фактами, разъясняющими суть новизны

· Наложение мнения тех, кто имеет прямое отношение к совершившемуся (участники, специалисты, видные деятели и т. д.)

3 уровня деловой информации: для крупных промышленно-финансовых деятелей; для представителей среднего, мелкого бизнеса; миллионов рядовых читателей-зрителей.

Творчество журн. информации предполагает ясность и точность в выборе каждого слова. Язык и стиль журналиста – не загромождать суть дела второстепенными частностями; придерживаться лексики понятной аудитории. Язык информации – доступный, простой, без сложных стилистических конструктов, оборотов, туманных расхождений и намеков.

 

Тема 2.6. «Информационный империализм».

2.6.1. Роль информагентств. Теория «информационного общества».

Надежно ограничить негативные последствия деятельности СМИ можно с помощью их соответствующей общественной организации. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Плюрализм властей означает разделение в обществе экономической, социальной, собственно политической (принудительной) и духовно-информационной властей Подпадение главных СМК под контроль экономически и/или политически господствующих групп означает конец демократии или по меньшей мере ее существенную деформацию.

Эффективному выполнению масс-медиа своих функций в обществе служат их разнообразие и соревновательность. Плюрализм самих СМИ может обеспечиваться как за счет их собственного многообразия, наличия в обществе многих информационных агентств, газет, радио и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм. Этому служит также осуществляемое во многих странах предоставление всем политическим силам количества времени пропорционального голосам, полученным ими на выборах.

В современном мире под воздействием жесткой конкуренции наметилась тревожная для демократии тенденция концентрации СМК. Она проявляется в резком сокращении численности местных газет, в образовании мощных национальных и транснациональных корпораций, контролирующих обширные информационные пространства, в усиливающейся зависимости.

Именно мелких теле- и радиостанций от информационных гигантов. Чтобы не допустить монополизации СМК, многие государства применяют специальные законы, ограничивающие возможности поглощения мелких масс-медиа крупными корпорациями.

Независимость масс-медиа могут обеспечить соответствующие формы их общественной организации. Существуют три главных формы современной организации СМИ, частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации, господствующей, например, в США, СМК находятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них характерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудиторию. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа — их прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение ими в погоне за успехом общественных интересов и этических норм.

В условиях государственной организации СМК принадлежат государству и прямо финансируются и контролируются им. Преимуществом этой формы организации, преобладающей, например, во Франции, являются независимость СМИ от крупного капитала, подконтрольность парламенту и правительству. Однако государственное содержание СМИ может снижать их конкурентоспособность и использоваться для их подчинения власть имущим и бюрократии. К тому же оно ложится тяжелым бременем на государственный бюджет.

Общественно-правовая организация СМК стремится освободить их от государственной и частной зависимости. Они финансируются главным образом за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют права юридического лица и самоуправления, хотя в целом контролируются общественными советами, состоящими из представителей важнейших общественных групп и организаций. Этот принцип организации радио и телевидения преобладает в ФРГ, хотя здесь существует и частное теле- и радиовещание. Пресса же полностью находится в частном владении.

Ни один из трех рассмотренных выше способов общественной организации СМК не является универсальным, лишенным недостатков. В России и других странах, характеризующихся высоким уровнем социального неравенства, бедностью подавляющего большинства населения, слабостью оппозиции и политической активности граждан, наилучшим образом предотвратить подчинение СМИ крупному, чаще всего криминальному, капиталу, иностранным компаниям и правящей бюрократии могла бы преимущественно государственная организация теле- и радиовещания с жестким демократическим контролем за их работой, предусматривающая, в частности, предоставление экранного и эфирного времени различным стоящим на платформе правовой государственности силам пропорционально их электоральной поддержке.

Тема 2.7. СМИ в СССР.

2.7.1. Система партийно-советской печати. Идейно-политические кампании в прессе. Журналистика в годы Великой Отечественной войны.

Изменения в системе средств массовой информации в годы войны. Создание Совинформбюро, его роль в системе отечественной журналистики в годы войны. Структура военной печати. Новые центральные военные газеты, фронтовые, армейские, дивизионные издания. Газеты на языках народов СССР. Пресса во временно оккупированных районах. Печать партизанских отрядов, подпольных партийных организаций. Антисоветские газеты гитлеровцев и власовцев. Изменения в деятельности радиовещания. Филиалы радиокомитета в Куйбышеве, Комсомольске-на-Амуре.

Радиопередачи «Письмо на фронт», «Письма с фронтов Отечественной войны. Деятельность редакции передач для партизан. Радиовещание на зарубежные страны. Деятельность на фронте в качестве военных корреспондентов писателей и ведущих журналистов. Отражение на страницах газет и журналов, в радиопередачах основных этапов войны. Особенности массовой работы печати и радио, форм их взаимодействия в военные годы. Жанровое разнообразие материалов и форм их подачи на газетных полосах и в радиопередачах. Особенности военной публицистики А.Н. Толстого, М.А. Шолохова. A.A. Фадеева, K.M. Симонова, Н.С. Тихонова, Б.Л. Горбатова, B.C. Гроссмана, А.П. Платонова, И. Эренбурга и Я. Галана. Русская патриотическая зарубежная пресса: газеты «Русский патриот» и «Советский патриот» (Франция), журнал «Русская земля» (Аргентина).
"Новый журнал" (Нью-Йорк, с 1942 г.) в разные периоды своего существования. Типологическая характеристика. Редакторы журнала и его сотрудники. Участие в нем И.А. Бунина, Б. Зайцева, М. Осоргина, М. Алданова, В.В. Набокова, A.M. Ремизова и др. Философская линия в журнале (статьи H.A. Бердяева, С.Л. Франка и др.). Полемика в "Новом журнале" в связи со статьей П.Н. Милюкова «Правда о большевизме» (1943).

 

Тема 2.8. Пресса при «развитом» социализме.

2.8.1 .Пропаганда вместо информации. «Самиздат». Мастера советской журналистики.

Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать».

Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А. М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В. Г. Короленко («В голодный год»), А. П. Чехова («Остров Сахалин»), Г. И. Успенского («Разорение»), Н. В. Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например А. М. Горький, М. Е. Кольцов, Б. Н. Полевой, К. М. Симонов, А. А. Бек, А. А. Аграновский, В. В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.

Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его — он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана, действительно очерковой.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства долгое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же — к документально-журналистским.

Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит, прежде всего, от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка.

Несмотря на то, что во многих случаях (например, в публикациях широко известного в недалеком прошлом талантливого очеркиста — известинца Анатолия Аграновского) аналитическое, исследовательское начало в очерках является ведущим, все же представление об очерке в основном связано с существованием в нем «репортажного» начала (применением художественного метода). Не случайно, например, в немецкой журналистике (как уже говорилось выше в разделе, посвященном репортажу) очерковые материалы называются «репортажами» («reportage»).

Конечно же, зная это, нельзя забывать о том, что «интенсивность» применения художественного метода в создании публикаций очеркового плана в каждом конкретном случае может быть очень разной. Это, разумеется, сказывается и на уровне художественности того или иного очерка. Один полюс очеркового спектра может быть (в этом плане) представлен текстами сугубо документальными, основанными на конкретных фактах. Противоположный же — текстами, которые примыкают к собственно художественному творчеству (вспомним очерки классика отечественной публицистики Валентина Овечкина). Между этими полюсами бытует огромное количество очерковых публикаций, соединяющих в себе документально-фактологическое и художественное начала в самых разных их «пропорциях».

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто — в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней.
Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное — показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. Ибо это является исключительно важным моментом в жизни каждого человека.

Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои действия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Гораздо интереснее и часто важнее, необходимее ей знать — как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называется показом или раскрытием характера героя.

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой «участок» на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Хотя талантливый очеркист может найти нечто интересное и в такой ситуации. Он может, например, эффектно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям (т.е. включить подходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т.д. и т.п. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных действий героя. А иногда журналист поступает еще проще — кратко пересказывает биографию своего героя. Конечно, все это дает определенное представление о человеке, заинтересовавшем автора, но не всегда подобную публикацию можно назвать портретным очерком.

Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример — портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.

Большинство портретов известных людей — предпринимателей, экономистов, банкиров, политиков и других деятелей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.
Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Это, естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке — это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке, Очевидно, это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX в., стали А. С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), Н. И. Новиков («Отрывок путешествия в И***Т***»), А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. А. Бестужев («Поездка в Ревель»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»), И. А. Гончаров («Фрегат «Паллада»). Много прекрасных путевых очерков было создано публицистами советского времени, например И. А. Ильфом и Е. П. Петровым, И. Г. Эренбургом, М. А. Шагинян, М. Е. Кольцовым, Ю. Смуулом, В. В. Маевским, В. М. Песковым и другими журналистами.

Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» — «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным — зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в какой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого серьезного и объемного материала (а путевые очерки именно такими и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен — все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста.

Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны работать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впечатления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их приходится оставить в журналистском блокноте.

Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает, участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя Советского Союза или являющимися полными кавалерами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путевые очерки. В любом случае журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего — сам факт своего перемещения «во времени и пространстве», с тем чтобы придать очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «прелести» путешествия и сделать его тем самым «соучастником» своей командировки, своего поиска.

 

Тема 2.9. СМИ в эпоху «перестройки».

2.9.1 .Роль СМИ в политических процессах России конца ХХ века.

Рубеж XX-XXI веков, ставший поворотным не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, лишившегося двухполярного устройства, ознаменовал собой новый этап исторического развития, в который вступила отечественная система средств массовой информации. За короткий с исторической точки зрения период общественная жизнь претерпела кардинальные изменения, которые можно назвать скорее революционными, чем эволюционными. Большую роль в этих преобразованиях продолжают играть СМИ, и в первую очередь, печатная периодика, которая к началу перестройки являлась самым многочисленным и влиятельным их видом. Специфика природы журналистики, отражающей и одновременно формирующей социальные процессы, предопределила то, что отечественная система СМИ активно выступала на протяжении двух последних десятилетии как в качестве субъекта, так и в качестве объекта общественно-государственных преобразований. В первые годы перестройки печать стала основным средством гражданской и духовной переориентации массового населения на новые образцы мышления и поведения. Именно СМИ, пользуясь популярным тогда принципом гласности, окончательно развенчали идеологию социализма и советскую систему государственного устройства. Оказывая определяющее влияние на результаты многих выборных кампаний, проходивших в 90-е годы, предлагая читателю и зрителю новые темы, среди которых оказались и откровенное насилие, пошлые сплетни, секс, криминал, СМИ в последние десятилетия существенным образом влияли на политическое развитие страны, смену духовно-нравственных ориентиров. В то же время общественные изменения не могли не отразиться на самой системе печати, которая уже в начале 90-х годов претерпела заметные трансформации. Либерализация экономики, законодательства в области СМИ, серьезные достижения научно-технического прогресса в этот период привели к резкому количественному росту периодики страны, прежде всего, в ее региональном сегменте.

Формируя в общественном сознании ориентацию на коренные структурные общественные преобразования, газеты и журналы фактически способствовали разрушению основ советской системы печати, элементами которой являлись. Децентрализация государственной власти, провозглашение рыночной экономики, заставившей каждого заботиться о самостоятельном выживании, оказали большое влияние на одну из ключевых тенденций развития российского общества и в частности систем СМИ, обозначенную исследователями как регионализация. Бурный количественный рост, высокая динамичность, становление многих новых типов периодики - эти и другие явления уже на протяжении второго десятилетия являются неотъемлемыми чертами печатной региональной журналистики России. Все это заставляет исследователей относиться с особым вниманием к данному сегменту СМИ. Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена объективными процессами исторического развития страны, которые на рубеже веков привели к значительному усилению роли отдельных регионов, а также способствовали невиданному на протяжении всего XX века развитию региональной периодики. Системное изучение региональных печатных СМИ с использованием метода типологии особенно важно, так как они являются зеркалом современной общественной жизни, и, соответственно, через их системное изучение можно достигнуть немалых успехов в деле исследования уже самого общества, его устройства и движения вперед. Как справедливо замечает профессор А.И. Акопов, «...журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения».

На фоне интенсивного развития отечественных СМИ одной из ключевых остается проблема эффективного функционирования системы российской печати и ее региональных подсистем. Адекватность потребностям и интересам большей части населения государства со стороны журналистики является залогом позитивного развития всего общества. В условиях рынка данная проблема связана, в первую очередь, со структурой прессы, се типологическим строением.

Подчеркивая большое историческое значение региональной прессы, исследователь журналистики Б.И. Есин отмечает: «Уже с середины 60-х гг. XIX века постоянно отмечался рост провинциальной печати, а в конце века справедливо указывалось не только на ее количественный рост, но и на важное идейно-политическое значение в общем потоке русской периодики, воздействии на читателя». Трудно проводить полное изучение системы СМИ, не имея достаточно полного представления о ее элементном составе. По этой причине для исследователя региональной печати одинаково важны как крупнейшие общественно-политические издания, так и мелкие газеты, распространяющиеся ограниченным тиражом и не оказывающие существенного влияния на духовную жизнь региона. Своевременный оперативный анализ складывающейся на региональных рынках печати ситуации позволяет не просто дать исчерпывающую характеристику ее современному состоянию, но и высказать прогноз развития как всей системы в целом, так и отдельных ее типологических ниш.

В конце 90-х годов прошлого века не просто происходил процесс регионализации и децентрализации отечественной системы СМИ, но и начался процесс создания своеобразных региональных географических медиацентров страны, влиянием которых в ближайшем будущем будут охвачены не только отдельные области, но и целые макрорегионы, каковым. Различные исследователи по-разному подходят к вопросу определения ключевых критериев, определяющих тип периодического издания, и выделяют различное их количество и структуру. Однако большинство из них сходится во мнении, что главными типоформирующими признаками являются читательская аудитория, цели и задачи, поставленные перед периодическим органом, а также его учредитель. Более детальный типологический облик издания формирует целый ряд дополнительных критериев, среди которых называют тематику, ареал распространения, жанровую палитру, дизайн, авторский состав, периодичность, формат, объем, тираж, способ распространения, форму издания, способ финансирования и др.

 

Раздел 3.

Тема 3.1. Система права СМИ в России

3.1.1. Развитие СМИ в условиях демократии и гласности. Основные каналы и особенности политического влияния средств массовой информации. СМИ как общественная организация. Роль СМИ в демократическом обществе.

Журналистику называют «четвертой властью», после 50-х годов XX века когда СМИ получили повсеместное распространение, журналистика стала формировать и изменять общественное мнение в масштабах всего мира. «Свобода слова» позволила журналистам говорить практически обо всем. СМИ оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, на жизнь конкретных людей, поэтому необходимы механизмы, регулирующие ее активность. Регулирование осуществляется как извне, так и изнутри СМИ.

1. Основу законодательства СМИ в России составляет: основной закон РФ - Конституция, там закреплено:

пресса свободна (ст.29, п.4)

цензура отменена (ст. 29, п.5)

каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любыми законными способами (ст.29, п.4)

свобода мысли и слова (ст. 29, п. 1)

права и обязанности журналиста (ст.49)

2. Закон РФ «О средствах массовой информации». Первый в нашей стране закон о СМИ «О печати и других средствах массовой информации» был принят в 1990 году. В его основе лежала концепция свободы массовой информации, отмены цензуры, правовое регулирование журналистской деятельности. С 1992 года действует с дополнениями закон РФ «О средствах массовой информации». Закон о СМИ состоит из 7 глав, 62 статей.

Глава 1 – общие положения, 6 статей (самое существенное: поиск, получение, производство и распространение информации; учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов…)

Глава 2 – организация деятельности СМИ, 18 статей (учредители; регистрация СМИ; деятельность СМИ; статус, права и обязанности учредителей, издателя и редакции; уставы, договоры редакции, издателя, учредителя; информационный агентства и другие СМИ)

Глава 3 – распространение массовой информации, 13 статей (порядок распространения; выход в свет (эфир); выходные данные; тираж; обязательные экземпляры; лицензия на вещание; аннулирование лицензии; искусственные помехи; хранение материалов; распространение рекламы; эротические издания)

Глава 4 – отношение СМИ с гражданами и организациями, 9 статей (право на получение информации; запрос информации; отказ и отсрочка о предоставлении информации; конфиденциальная информация; авторские произведения и письма; право на опровержение)

Глава 5 – права и обязанности журналиста, 6 статей (права журналиста; аккредитация; обязанности журналиста; скрытая запись; недопустимость злоупотребления правами журналиста; специальный статус)

Глава 6 – межгосударственное сотрудничество в области СМИ, 3 статьи (межгосударственные договоры и соглашения; распространение зарубежной информации; зарубежные корреспонденты)

Глава 7 – ответственность за нарушение закона о СМИ, 7 статей (возложение ответственности; освобождение от ответственности; порядок обжалования; возмещение материального вреда).

3. Уголовный кодекс РФ, определяющий возможные нарушения и степень ответственности за их совершение:

клевета (ст. 129)

оскорбление (ст. 130)

нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137)

нарушение тайн переписки (ст. 138)

воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии (ст. 141)

сокрытие информации (ст. 237)

разглашение государственной тайны (ст. 283)

4. Гражданский кодекс РФ, где определено, что информация, а также результаты интеллектуальной деятельности относят к объектам гражданских прав.

5. Федеральные законы РФ: «Об общественных объединениях» (ст. 30) которым допускается нахождение СМИ в собственности общественных организаций; «Об экономической поддержки районных, городских газет», где заложена правовая основа дотирования большинства периодических изданий РФ; «О рекламе»

6. Региональные законы

7. Подзаконные акты

8. Журналистская этика – предусматривает обязанность поступать определенным образом: предварительно проверять публикуемые сведения; при разборе конфликта выслушивать обе стороны; при правке не искажать смысл читательского письма. При нарушении обязанностей предусматриваются санкции.

Свобода печати и слова – важнейшая политическая свобода – выступает как гарантия права на информацию, возможность высказаться и быть услышанным, гарантия реализации других прав и свобод. Правовая база СМИ в России полностью не сложилась, требует доработки. Кроме того, как сказал 130 лет назад М.Е. Салтыков – Щедрин: «Суровость российских законов искупается необязательностью их исполнения». Это остается, актуальным и по сей день.

 

Тема 3.2. Демократический контроль со стороны общества за масс - медиа.

3.2.1. Политическая манипуляция. Информационная асимметрия. Законодательство в системе СМИ в России. Закон РФ «О СМИ».

Каждый пользователь Сети может быть услышан. Невероятная простота и низкая себестоимость (очень часто равная нулю) создания своей странички в Сети породил в свое время настоящий бум. Для того, чтобы написанный вами текст стал потенциальным достоянием всего Интернета, достаточно сделать две простые вещи: первое — перевести этот текст в особый гипертекстовый формат (html), понятный для браузера, второе — поместить этот документ на каком-нибудь сайте; сделать это легко — во всем мире существуют тысячи сайтов, на которых место раздается просто за бесплатно.

Ключевое слово в предыдущем предложении — «потенциальным». Потенциально — страницу может увидеть каждый пользователь Сети. Реально — ее увидят только те, кто знает адрес. Однако, реально домашняя страница подпадает под действие закона о СМИ, статья вторая: «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Тем не менее, на этом подпадание под закон о СМИ страниц и сайтов в сети заканчивается. Чтобы понять, почему это происходит, давайте рассмотрим основные понятия, сравним странички Интернета с печатными СМИ (потому что с радио и телевизионными СМИ они имеют еще меньше точек соприкосновения).

Итак, основные понятия, по которым определяется, является ли данный (печатный) продукт СМИ: периодичность, постоянное название, текущий номер, тираж, распространение (тиражирование).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.