Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательная система России

Вопросы для повторения

1. Какой содержательный смысл Вы вкладываете в категорию «образование»?

2. Удовлетворяет ли лично Вас система образования в современной России, в вашем регионе, школе, техникуме, вузе?

3. Считаете ли Вы правомерным сокращение доли гуманитарного образования в подготовке специалиста высшей школы?

4. Согласны ли Вы с утверждением, что для современного специалиста необходимо овладение философской культурой мышления на основе знания законов и категорий диалектики?

5. Нужно ли современному экономисту гуманитарное знание (знание основ философии, этики, религии, музыкальной культуры, искусства, литературы и т.п.)?

6. Что бы Вы порекомендовали в целях совершенствования системы образования в школе, техникуме, вузе, где Вы обучались или обучаетесь ныне?

 

Каждая страна (народ) имеет свою национальную образовательную систему, которая выполняет стратегические задачи подготовки, воспитания и обучения подрастающего поколения в духе культурно-исторических традиций, идеалов и ценностей, присущих данной стране (народу).

Содержание школьного образования – это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности поставленной цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели, образовательные институты и вся инфраструктура системы образования не обеспечены соответствующими ресурсами.

Советская школа несла в себе много положительного. Она давала возможность каждому, несмотря на социальное положение и происхождение, наличие богатства, учиться бесплатно в любом учебном заведении, включая престижные столичные вузы. Это была школа равных социальных возможностей. В этом состояло огромное преимущество советской системы образования и советской школы перед другими типами школ и школьного образования. Простой сельский паренек из семьи колхозника мог при определенных обстоятельствах и трудолюбии учиться в столичном университете. Советская школа воспитала и дала путевку в жизнь миллионам детей рабочих и колхозников, которые составили костяк советской интеллигенции. Говоря об успехах советской науки, техники, нельзя оставлять без внимания именно заслугу советской школы и системы образования.

Огромным преимуществом и достижением советской школьной системы была ее бесплатность во всех звеньях и на всех уровнях. Хорошо успевавшие студенты получали небольшую стипендию, на которую при известной экономии можно было прожить. Отличники получали надбавку к стипендии. Государство устанавливало именные стипендии всесоюзного и регионального масштаба. Зарплата учителя, тем более преподавателя вуза с ученой степенью, позволяла решать многие социальные задачи. К тому же распределение материальных благ (санаторно-курортное обслуживание, детский отдых и лечение и т.п.) помимо зарплаты происходило через фонды общественного потребления.

В советской системе образования имелись и свои недостатки. Прежняя советская образовательная система была ориентирована на решение конкретной идеологической задачи – воспитание населения в духе марксизма-ленинизма. Эта идеология лежала в основе изучения гуманитарных предметов. Огромный пласт знаний, вне марксистской идеологической системы, оставался недоступным ученику, студенту, да и учителю, преподавателю.

Система образования отличалась жесткими учебными планами, излишней централизацией. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали познания в узкоспециализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы, творчеству учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными., либо стоили минимальную цену. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

В условиях перехода к рынку российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности, хотя без четко ориентированной стратегической цели. Эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Новые учебники, новые концепции гражданского образования нашли свое место в российском образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России – федеральная, остается централизованной. В настоящее время российская система образования схожа с немецкой, но представлена в более упрощенном виде.

Российская образовательная система имеет несколько уровней.

1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно – с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение.

5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в аспирантуре университета или НИИ, по окончании которой и защиты кандидатской диссертации выпускники получают степень кандидата наук, а после защиты докторской диссертации – ученую степень доктора наук.

 

6) Дополнительные образовательные учреждения в виде различного рода курсов и программ повышения квалификации, дома детского творчества, музыкальные и художественные школы, станции юных натуралистов и техников и т.п.

Рассмотрим более подробно ступени образовательной системы России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование как общечеловечская ценность | Дошкольное образование в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.