КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии оценки транспортных средств
Классификация. Грузопотоки. Термин (поток груза) применяется в разных вариантах: от случая когда рассматривают действительно «поток» – непрерывную струю (конвейер), где каждое мгновение груз движется через определенное воображаемое сечение, до случая, когда привычного, зримого потока нет, например, локомотивной откатки, где груз транспортируется порциями, с перерывами. На средства транспорта сыпучие грузы могут поступать в виде непрерывного или прерывного (отдельными порциями) потока (грузопоток). Источники грузопотока: добычные и проходческие машины; предшествующие данному транспортные средства; бункеры и питатели, и др. Средства транспорта (конкретные транспортные машины, устройства), которые образуют транспортные комплексы и системы, призваны обеспечивать бесперебойный прием и одновременное, организованное по единому алгоритму транспортирование поступающего грузопотока. Грузопоток характеризуют: видом (характером), направлением, количеством перемещаемого в единицу времени груза. Виды: непрерывный неравномерный или непрерывный равномерный, например, конвейер; прерывный, периодический, например, локомотивный транспорт; одиночный – из одного забоя (источника); сходящиеся – из нескольких одиночных. Направления: главные – перемещение полезного ископаемого от забоев к стволу; вспомогательные – материалы, оборудование, люди; попутные – потоки одного направления; встречные – потоки разных направлений. В процессе транспортирования характер грузопотока может изменяться, например, непрерывный – прерывный и наоборот. Для количественной характеристики грузопотока пользуются той же величиной, что и для характеристики транспортных средств – производительностью. На схемах транспорта грузопотоки изображаются в виде цифр производительности средств транспорта или проще – в виде схемы цепи аппаратов. 3. Общая классификация и оценка средств транспорта горных предприятий 3.1.1. По назначению – собственно транспортные средства; вспомогательное транспортное оборудование. Собственно транспортные средства: 3.1.2. По характеру работы во времени: непрерывного действия; периодического действия. 3.1.3. По способу перемещения груза: скольжением; на грузонесущих органах; в сосудах; в среде (вода, воздух). 3.1.4. По конструктивному признаку: конвейеры; пневмо- и гидротранспортные установки; подвесные канатные и монорельсовые дороги; скреперные установки; канатные откатки по рельсовым путям; локомотивный транспорт; автомобильный транспорт; транспорт самоходными вагонетками. Вспомогательное транспортное оборудование: перегружатели; питатели; бункерные затворы и бункеры; опрокидыватели; компенсаторы высоты; толкатели; путевые устройства. Иногда к транспортным средствам относят погрузочные и закладочные машины.
3.2.1. Общие сведения. Многообразие средств транспорта, которые применяются в условиях горных предприятий, создает потребность иметь общие критерии (показатели, параметры, подходы), которыми можно было бы пользоваться при сравнении, выборе или оценке применимости транспортных средств. Такие критерии позволяют осуществлять выбор наиболее целесообразного варианта из нескольких возможных при проектировании транспортных систем, их замене и др. Различают критерии: – функциональные, которые характеризуют наиболее важные, общие для нескольких вариантов транспортных машин, показатели при реализации (выполнении) функций машин; – технологические, связанные с возможностями и простотой изготовления машин; – экономические, определяющие абсолютные или приведенные (отдельные) затраты при реализации функции машины; – антропологические, связанные с вопросами человеческого фактора. Главным для пользователей – специалистов по эксплуатации машин, являются функциональные. 3.2.2. Функциональные критерии а) Производительность. Критерий, характеризующий основную функцию машины. Вопросы производительности рассматриваются ниже. б) Предельные характеристики трассы. Трасса – проекция оси пути транспортирования на вертикальную и горизонтальную плоскости. Виды: прямолинейная, криволинейная (искривленная), горизонтальная, наклонная с постоянным и переменным углом наклона. Характерными для каждого вида транспорта являются максимальные значения: длины транспортирования, высоты подъема груза (для грузоподъемных машин), угла наклона к горизонту, радиуса кривизны в плане и профиле. Эти критерии определяются видом и конструктивными особенностями средств перемещения и свойствами грузов. в) Грузоподъемность – максимальная масса груза, которую транспортное средство может поднять и переместить (грузоподъемные и самоходные машины и емкости). г) Надежность – свойство (способность) машины выполнять функции во времени без отказов (поломок) (сохранения работоспособности во времени). Для характеристики этого свойства единого критерия нет. Чаще всего надежность характеризуется следующими критериями: – безотказность – измеряют частотой (интенсивностью) отказов , отк/час, (3.1) где среднее время наработки на один отказ. , ч, (3.2) здесь , … – время наработки (безотказной работы) между отказами Аналогично – среднее время ликвидации отказа (восстановления). – вероятность безотказной работы в течение заданного времени . (3.3) Частота отказов последовательной цепи машин (без резерва) , (3.4) Если установки одинаковы и интенсивность отказов каждой , то: , (3.5) т.е. безотказность системы снижается с ростом ; чем, цепь сложнее, тем она менее надежна. – Готовность характеризуется коэффициентом готовности . (3.6) – Ремонтопригодность характеризуется – средней продолжительностью восстановления отказа (временем ликвидации поломок). Коэффициент ремонтопригодности . (3.7) Значение (величина безразмерная) можно рассматривать как: – вероятность застать установку в работоспособном состоянии в произвольный момент времени; – специальный коэффициент машинного времени – коэффициент использования машины во времени с учетом потерь времени «по вине» машины (учет только работы и ремонта). Для последовательной цепи (системы) установок , а если – коэффициент готовности каждой из установок, то , т.е. готовность снижается с ростом . Коэффициенты готовности и ремонтопригодности связаны: . Надежность закладывается при проектировании и изготовлении машин. При эксплуатации надежность, «расходуется», причем скорость расходования зависит от нагрузок, методов эксплуатации, условий эксплуатации, квалификации персонала. Повышение надежности – задача горного машиностроения. Улучшение использования надежности – задача эксплуатационников. д) Измельчение угля (продукта добычи) при транспортировании и складировании. Зависит от способов транспорта (вида транспортного средства) и способов складирования и обслуживания складов. Повышенный выход мелочи во многих случаях существенно снижает цену конечного продукта. Соответствующим выбором машин можно снизить измельчение. В литературе приведены таблицы по измельчению угля разными транспортными средствами, которые следует учитывать. е) Безопасность измеряется существующими цифрами травматизма и несчастных случаев при эксплуатации различных видов транспорта. Обеспечивается совершенством конструкции оборудования и технологическими аспектами его эксплуатации, а также степенью выполнения всех требований Правил безопасности как при создании (конструировании, изготовлении) машин, так и особенно при ее эксплуатации. Практика показывает, что примерно 20-40 % тяжелых несчастных случаев на угольных шахтах происходят на транспорте, а 20-30 % из этой доли происходят из-за несовершенства и конструктивных недостатков машин и механизмов. Из применяемых на шахтах видов транспорта наибольший травматизм (несчастные случаи) имеет место на рельсовом транспорте (канатная и локомотивная откатка). 3.2.3. Технологические критерии. Пользователями транспортных машин, как правило, не используются. Основные из них: трудоемкость изготовления средства транспорта; технологические возможности (простота конструкции, степень использования уже существующих элементов и деталей); материалы, из которых изготавливаются элементы машины (качество и стоимость самого материала, количество отходов при изготовлении). 3.2.4. Экономические критерии. При эксплуатации экономичность оценивается эксплуатационными расходами, выраженными в абсолютных или относительных величинах. Абсолютные величины – годовыми эксплуатационными расходами или стоимостью машино-смены. Относительные – себестоимостью транспортирования 1 т груза. 3.2.5. Антропологические критерии. Отражают соответствие и приспособленность машины к человеку, степень дискомфорта, степень формирования положительных эмоций, степень вредных и опасных воздействий на человека. Основные из них: эргономичность (свойство системы человек-машина изменять результаты работы в зависимости от «удобств» человеку-оператору); вредное или опасное влияние на человека (безопасность): (вероятность травмы, уровень действия электрического, магнитного или радиационного полей, звуковая или вибрационная нагрузка, концентрация вредных веществ в воздухе и др.); экологичность (взаимоотношение между природой и машиной с точки зрения комфортности и возможности жизни людей, изменений природы во время работы и в будущем).
Рекомендуемая литература: 1. Біліченко М.Я. Основи теорії та розрахунки транспортних засобів механізації переміщення вантажів шахт. Навчальний посібник - Дніпропетровськ: НГУ, 2002. –102с. (стр. 4 - 10) 2. Транспорт на горных предприятиях / Под ред.. проф, Б.А. Кузнецова. М.: Недра, 1976, - 552 с. (стр.) 3. Основные положения по проектированию подземного транспорта для новых и действующих угольных шахт. - М,: ИГД им. А.А. Скочинского, 1986, - 355 с. 4. Шахтный транспорт шахт и рудников: Справочник / Под ред. Г.Я. Пейсаховича, И.Л. Ремизова. - М.: Недра, 1985. - 565 с. Классификация транспортных средств Транспортные средства классифицируются по следующим признакам: 1) по назначению: - основной транспорт; - вспомогательный. 2) по характеру работ во времени: - непрерывного действия (конвейерный транспорт); - периодического (локомотивная откатка, автомобильный транспорт). 3) по способу перемещение груза: - скольжением по почве или желобам; - на грузонесущих органах (ленты, ковш), относительно которых груз неподвижен; - в сосудах (вагонетках, автомобилях); - инерционные (в среде вода – гидротранспортные; в среде воздух – пневмотранспортные). 4) по конструкции: Основное транспортное оборудование: 1. Конвейеры (скребковые, ленточные, пластинчатые, вибрационные, винтовые). непрерывного действия 2. Гидро– и пневмотранспорт. 3. Подвесные, воздушно-канатные дороги, которые используют в гористых местностях. 4. Скреперные установки. 5. Установки для откатки канатом по рельсам. периодического действия 6. Локомотивный транспорт. 7. Транспорт с самоходным оборудованием. 8. Автомобильный транспорт. Вспомогательное оборудование: перегружатели, питатели, бункерные запоры, опрокидыватели, толкатели, компенсаторы высоты, путевые устройства для остановки и регулирования хода вагонеток и др.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |