Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть и целое




Система и элемент

Элемента-это понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриемого, в ее пределах как неделимый.

Система –это совокупность элементов, находящихся в ртношениях и связях между собой и образующих определенную целостность.

Часть и целое - филосовские категории. Целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, которую можно.назвать свойством интегративности.

Сущность и явление.,,

Сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность это совокупность глубинных связей, отношениями внутренних законов, определяющих основное черты и тенденции развития материальной системы. Явление - это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.

Содержание и форма

Во взаимосвязи содержания и формы содержание -.ведущая, определяющая сторона объекта, а форма - та его сторона, которая модифицируется, изменяется в зависимости от Изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь, форма, обладая относительной самостоятельностью,"оказывает обратное активное воздействие на содержание; форма,соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозйт его дальнейшее развитие. Единство содержания и формы относительно, преходящее в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между ними. В результате появляется несоответствие между содержанием и формой, которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой адекватной формы изменивщемуся_содержанию.

Функционирование и развитие

Различаю по тому, что в развитии возникает новое качественное состояние объекта.

Под системным (многоаспектным) подходом в отличии от одноаспектного. Когда рассматривается одна грань проблемы с учетом ее актуальности или из-за ограниченности ресурсов, понимают изучение явления как системы, что позволяет учитывать взаимосвязи в структуре управления, выделять приоритеты.

Основные понятия системы: элементы, связи состояния системы (совокупность свойств), движение (изменение состояния), входы и выходы (точки воздействия внешней среды на систему или на оборот), обратная связь.

Системный подход к исследованию предполагает использованию следующих основных принципов:

ü Органичность (или синергия): свойства системы не равны арифметической суммы свойств отдельных составляющих ее элементов.

В процессе исследования должны быть учтены некоторые аспекты системного подхода

ü Генетическая определенность: необходимость решать любую проблему с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки и последствия; историчность, или этапность: учет особенностей современ­ного этапа, тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов, готовности к кризисам;

ü • соотносительность: для любой системы необходимо опреде­ленное соотношение элементов и частей, которое может менять­ся лишь в определенны пределах

В процессе исследования должны быть учтены некоторые аспекты системного подхода:

· элементный аспект — выявление элементов, входящих в ис­следуемую систему, определение уровня общности системы, её мощности;

· структурный аспект — установление структурных характери­стик системы (тип структуры, определяющие связи, количествен­ные и качественные взаимозависимости);

· функциональный аспект — выявление функций системы в це­лом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, дублирование функций;

· интегративный аспект — выяснение цели системы, противо­речий в ее функционировании, путей и способов разрешения про­тиворечий, выявление основного звена, которое обеспечивает со­хранение объекта исследования как целостной системы;

· коммуникативный аспект — определение Среды обитания си­стемы, характер субординационных и координационных связей с! другими системами, прочности этих связей;

· исторический аспект — исследование истории,возникновения; системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив.'

2.3 Процессуально-методологические схемы исследования.

Процессуально-методологические схемы (ПМС) исследования- еще одна важная составляющая методологии исследования. Это последовательность этапов осуществления исследования, вкл. создание концепции исследования (комплексных положений, связанных общей идеей), выдвижение гипотез (предположений о результатах исследования) подбор фактов и их анализ, оформление результатов исследования.В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основопологающих идей и подходов, орг. Исследования.

Основа разработки концепцмй сост принцип дивергенции. Трансформации и конвертации.

Дивергенция — это расширение границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства Поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивости или неопределенности цели исследования. Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению — противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные, — что и расширяет поле поиска.

Дивергенция — это проверка устойчивости идей, подходов, на­правлении в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отража­ющих суть проблемы.

Непосредственным результатом дивергенции являются наибо­лее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решений.

Трансформация — это изменение проблемы и представление ее втом виде, который наиболее приемлем для исследования, в наи­большей степени отвечает потребностям и целям исследования, представление проблемы в виде ясной схемы, отражающей содер­жание и особенность исследовательских задач,

Конвергенция — это последовательное разрешение альтернатив­ных и второстепенных проблем, пока не определится окончатель­ное решение, характеризующее достижение цели исследования.

Особенность конвергенции — использование методик строго­го логического отбора, устранение неопределенности.

Конвергенция конкретизирует и детализирует и исследовательские решения сокращает поля поиска.

Гипотеза- это вероятное, не полностью обоснованное знание и ли объяснение, предположение при недостаточности информации. Смысл выдвижения гипотез в том, что это позволяет разработать цель и начать исследование.

Для того, чтобы быть гепотезой, предположение должно удовлетворять требования.

· не должно быть логически Противоречивым и не должно про­тиворечить фундаментальным положениям науки. Однако это требование не является абсолютным. Если гипотеза противоречит каким-то фундаментальным положениям, то в некоторых случа­ях полезно подвергнуть сомнению сами эти положения. В том! случае, когда фундаментальные положения науки, которым про­тиворечит выдвигаемая гипотеза, не поддаются опровержению, то под сомнение ставится гипотеза;

· должно быть принципиально проверяемым. Различают два вида проверяемости —практический и принципиальный. Пред­положение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительно недалеком пе­риоде времени, и принципиально проверяемым, если оно может быть проверено если не в ближайшее время, то когда-нибудь.

В качестве гипотезы не признаются догадки, которые в принципе нельзя

проверить (обосновать или отвергнуть);

· не должно противоречить ранее установленным фактам, для уяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области гипотезы);

должно быть приложимо к возможно более широкому кругу. Это требование позволяет из двух гипотез или более, исполняющих один и тот же круку явлений, выбрать наиболее простой (принцип простоты), Четвертое требование тоже не имеет абсолютного характера и явл. Только лишь эвристическим.

· не должно быть категоричным

Фактологическое обеспечение исследование предполагает установление фактов и их взаимосвязей и их отбор с учетом значимости и включает две составляющие: теоретико-методологическую эмпирическую.

Теоретико-методологическая сторона фактологического обеспечения исследования проявляется в том, что она помогает отобрать именно те факты, которые нужны. Эмпирическая составляющая состоит получении фактов. При сами факты (их основ, достоверность и т.д.)оказывают влияние формирование методологической схемы исследования.

Можно выделить несколько этапов работы с фактами.

Научное описание — это фиксация результатов эмпирического иследования посредством фактов.

Цель описания — приведение эмпирических данных к тому виду, в котором они оказываются доступными для различных на­учных обобщений и выводов. Исходя из практики исследований, можно выделить несколько методов описания.

Метод группировки фактов — это классификация или упоря­дочение данных по признаку подобия или различия. Назначение Группировки — выявление взаимосвязей между несколькими пе­ременными (взаимоконтроль данных, структурная характеристи­ке, определение тесноты связей и их направления, поиск устой­чивых сочетаний свойств). Группировка позволяет связать факты в единую систему соответственно описательной гипотезе на основе того или другого ряда определяющих признаков.

Метод построения типологий — это поиск устойчивых сочета­ний свойств социальных объектов (фактов) в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту (факту).

Описание признаков социальных фактов может осуществляться и на основе определенных теоретических концепций — это тео­ретическая типологизация. В этом случае членение наблюдаемых фактов (т.е. выделение устойчивых групп) производится априори.

Результаты процедуры описания могут выражаться как в ин­дивидуальных фактах, так и в обобщениях.

Объяснение — это раскрытие на основе эмпирических фактов и методологий исследования сущности объекта (объектов) наблю­дения, демонстрация его подчиненности определенным объектив­ным тенденциям или законам.

Конкретный вид любого объяснения определяется, по крайней мере, тремя факторами: характер объясняющих положений, харак­тер объясняемых положений и характер взаимосвязи объясняю­щего и объясняемого, т.е. механизм объяснения.

Современная наука все чаще использует функциональное объяснение. Это обусловлено прежде всего тем, что объектом ис­следования стали сложные функциональные системы (например, системы управления крупными организациями).

Одной из существенных характеристик социального объекта является его структура. Познать структуру — значит раскрыть важ­нейшую сторону сущности социально-экономической системы. Решение этой задачи и составляет суть структурного объяснения. Последнее состоит либо в объяснении внутренних элементов со­циального объекта и способа их сочетания,в единое целое, либо в установлении места объясняемого объекта в некой большей системе. В соответствии с этим различают внутриструктурное и внешнеструктурное объяснения.

Предсказание-прогноз осуществляется посредством способов проверки гипотез.

Это процесс подтверждения гипотез этапом следствий, вытекающих, из этих гипотез (по-другому, эмпирическое подтверждение.

Однако наиболее эффективным средством проверки истинности результатов исследования является практика, управленческая деятельность персонала управления.

В исследование по менеджменту практика выполняет троякую роль.

Во первых является источником, основой определения проблем, движущей силой исследования, предоставляя необходимый фактический ма­териал, подлежащий обобщению, и тем самым предотвращая от­рыв исследования от реальной жизни. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она опреде­ляет цель исследования. Научные знания имеют практический смысл лишь в том случае, если они воплощаются в создание наи­более совершенных организационных структур управления, ис­пользуются при подготовке управленческих решений, создании систем управления качеством и т.п. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразова­ние действительности для удовлетворения материальных и духов­ных потребностей общественных групп и отдельных индивидов.

В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания изменения организационно, структурных моделей, произведенная в органах управления, могут быть признаны целесообразными только в том случае, если они прошли практику и на практике показали свою результативность и действенность.

Результатом исследования могут быть: рекомендации, модели, формулы, методами, схемы, планы, программы, способствующие разрешению существующей проблемы и повышению эффективности управления организаций, а так же ее потенциала или имиджа.

Рекомендации могут быть представлены в виде служебной за­писки, аналитического обзора, доклада первому лицу или обще­му собранию.

Модель в общем понимании —это функциональный или струк­турный аналог реального объекта. В ходе исследования может быть построена, например, модель технологии основного процесса или документооборота в системе управления. Построение модели требует участие кoманды квалифицированных специалистов.

Методика содержит алгоритм исследуемого процесса и явля­ется действенным инструментом управления. Создание методи­ки — достаточно трудоемкий и наукоемкий процесс, так как в ходе его необходимо выявить и установить причины, зависимости и взаимосвязи различных элементов внутренней и внешней среды исследуемого объекта.

Программа содержит четкий распорядок поведения объекта в определенный период времени по достижении конкретной цели. Кроме того, она. взаимоувязывает конкретные задачи с исполни­телями по срокам и ресурсам.

Прогноз- это особая Форма предвидения, всегда ограничен­ная во времен и.и содержащая перечень условий, при которых он осуществим.

Проект - единый комплекс решений отдельно проблемы, имеющей целевую направленность и опирающийся на систему сбалансированных, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям мероприятий

Концепция эффективного решения важной проблемы.

Оформление результатов исследования.

Основными документами проведенного исследования является научно технический отчет по теме исследования, объем которого не ограничевается, но зависит от вида и задач исследования, объема полученных данных.

Вместо отчета может быть составлена справка, объем которой обычно от 5 до 25 страниц. Сруктура справки обычно аналогична структуре отчета, не в сокращенном варианте.

Специфической формой оформления результатов исследования является диссертацией которая не только содержит выводы и практические рекомендации исследования, но и служит демонстрацией его научной компитенции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.