КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть и целое
Система и элемент Элемента-это понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриемого, в ее пределах как неделимый. Система –это совокупность элементов, находящихся в ртношениях и связях между собой и образующих определенную целостность. Часть и целое - филосовские категории. Целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, которую можно.назвать свойством интегративности. Сущность и явление.,, Сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность это совокупность глубинных связей, отношениями внутренних законов, определяющих основное черты и тенденции развития материальной системы. Явление - это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. Содержание и форма Во взаимосвязи содержания и формы содержание -.ведущая, определяющая сторона объекта, а форма - та его сторона, которая модифицируется, изменяется в зависимости от Изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь, форма, обладая относительной самостоятельностью,"оказывает обратное активное воздействие на содержание; форма,соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозйт его дальнейшее развитие. Единство содержания и формы относительно, преходящее в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между ними. В результате появляется несоответствие между содержанием и формой, которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой адекватной формы изменивщемуся_содержанию. Функционирование и развитие Различаю по тому, что в развитии возникает новое качественное состояние объекта. Под системным (многоаспектным) подходом в отличии от одноаспектного. Когда рассматривается одна грань проблемы с учетом ее актуальности или из-за ограниченности ресурсов, понимают изучение явления как системы, что позволяет учитывать взаимосвязи в структуре управления, выделять приоритеты. Основные понятия системы: элементы, связи состояния системы (совокупность свойств), движение (изменение состояния), входы и выходы (точки воздействия внешней среды на систему или на оборот), обратная связь. Системный подход к исследованию предполагает использованию следующих основных принципов: ü Органичность (или синергия): свойства системы не равны арифметической суммы свойств отдельных составляющих ее элементов. В процессе исследования должны быть учтены некоторые аспекты системного подхода ü Генетическая определенность: необходимость решать любую проблему с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки и последствия; историчность, или этапность: учет особенностей современного этапа, тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов, готовности к кризисам; ü • соотносительность: для любой системы необходимо определенное соотношение элементов и частей, которое может меняться лишь в определенны пределах В процессе исследования должны быть учтены некоторые аспекты системного подхода: · элементный аспект — выявление элементов, входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, её мощности; · структурный аспект — установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости); · функциональный аспект — выявление функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, дублирование функций; · интегративный аспект — выяснение цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, выявление основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы; · коммуникативный аспект — определение Среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с! другими системами, прочности этих связей; · исторический аспект — исследование истории,возникновения; системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив.' 2.3 Процессуально-методологические схемы исследования. Процессуально-методологические схемы (ПМС) исследования- еще одна важная составляющая методологии исследования. Это последовательность этапов осуществления исследования, вкл. создание концепции исследования (комплексных положений, связанных общей идеей), выдвижение гипотез (предположений о результатах исследования) подбор фактов и их анализ, оформление результатов исследования.В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основопологающих идей и подходов, орг. Исследования. Основа разработки концепцмй сост принцип дивергенции. Трансформации и конвертации. Дивергенция — это расширение границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства Поиска эффективного решения. Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивости или неопределенности цели исследования. Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению — противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные, — что и расширяет поле поиска. Дивергенция — это проверка устойчивости идей, подходов, направлении в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблемы. Непосредственным результатом дивергенции являются наиболее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решений. Трансформация — это изменение проблемы и представление ее втом виде, который наиболее приемлем для исследования, в наибольшей степени отвечает потребностям и целям исследования, представление проблемы в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач, Конвергенция — это последовательное разрешение альтернативных и второстепенных проблем, пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования. Особенность конвергенции — использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности. Конвергенция конкретизирует и детализирует и исследовательские решения сокращает поля поиска. Гипотеза- это вероятное, не полностью обоснованное знание и ли объяснение, предположение при недостаточности информации. Смысл выдвижения гипотез в том, что это позволяет разработать цель и начать исследование. Для того, чтобы быть гепотезой, предположение должно удовлетворять требования. · не должно быть логически Противоречивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. Однако это требование не является абсолютным. Если гипотеза противоречит каким-то фундаментальным положениям, то в некоторых случаях полезно подвергнуть сомнению сами эти положения. В том! случае, когда фундаментальные положения науки, которым противоречит выдвигаемая гипотеза, не поддаются опровержению, то под сомнение ставится гипотеза; · должно быть принципиально проверяемым. Различают два вида проверяемости —практический и принципиальный. Предположение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительно недалеком периоде времени, и принципиально проверяемым, если оно может быть проверено если не в ближайшее время, то когда-нибудь. В качестве гипотезы не признаются догадки, которые в принципе нельзя проверить (обосновать или отвергнуть); · не должно противоречить ранее установленным фактам, для уяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области гипотезы); должно быть приложимо к возможно более широкому кругу. Это требование позволяет из двух гипотез или более, исполняющих один и тот же круку явлений, выбрать наиболее простой (принцип простоты), Четвертое требование тоже не имеет абсолютного характера и явл. Только лишь эвристическим. · не должно быть категоричным Фактологическое обеспечение исследование предполагает установление фактов и их взаимосвязей и их отбор с учетом значимости и включает две составляющие: теоретико-методологическую эмпирическую. Теоретико-методологическая сторона фактологического обеспечения исследования проявляется в том, что она помогает отобрать именно те факты, которые нужны. Эмпирическая составляющая состоит получении фактов. При сами факты (их основ, достоверность и т.д.)оказывают влияние формирование методологической схемы исследования. Можно выделить несколько этапов работы с фактами. Научное описание — это фиксация результатов эмпирического иследования посредством фактов. Цель описания — приведение эмпирических данных к тому виду, в котором они оказываются доступными для различных научных обобщений и выводов. Исходя из практики исследований, можно выделить несколько методов описания. Метод группировки фактов — это классификация или упорядочение данных по признаку подобия или различия. Назначение Группировки — выявление взаимосвязей между несколькими переменными (взаимоконтроль данных, структурная характеристике, определение тесноты связей и их направления, поиск устойчивых сочетаний свойств). Группировка позволяет связать факты в единую систему соответственно описательной гипотезе на основе того или другого ряда определяющих признаков. Метод построения типологий — это поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (фактов) в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту (факту). Описание признаков социальных фактов может осуществляться и на основе определенных теоретических концепций — это теоретическая типологизация. В этом случае членение наблюдаемых фактов (т.е. выделение устойчивых групп) производится априори. Результаты процедуры описания могут выражаться как в индивидуальных фактах, так и в обобщениях. Объяснение — это раскрытие на основе эмпирических фактов и методологий исследования сущности объекта (объектов) наблюдения, демонстрация его подчиненности определенным объективным тенденциям или законам. Конкретный вид любого объяснения определяется, по крайней мере, тремя факторами: характер объясняющих положений, характер объясняемых положений и характер взаимосвязи объясняющего и объясняемого, т.е. механизм объяснения. Современная наука все чаще использует функциональное объяснение. Это обусловлено прежде всего тем, что объектом исследования стали сложные функциональные системы (например, системы управления крупными организациями). Одной из существенных характеристик социального объекта является его структура. Познать структуру — значит раскрыть важнейшую сторону сущности социально-экономической системы. Решение этой задачи и составляет суть структурного объяснения. Последнее состоит либо в объяснении внутренних элементов социального объекта и способа их сочетания,в единое целое, либо в установлении места объясняемого объекта в некой большей системе. В соответствии с этим различают внутриструктурное и внешнеструктурное объяснения. Предсказание-прогноз осуществляется посредством способов проверки гипотез. Это процесс подтверждения гипотез этапом следствий, вытекающих, из этих гипотез (по-другому, эмпирическое подтверждение. Однако наиболее эффективным средством проверки истинности результатов исследования является практика, управленческая деятельность персонала управления. В исследование по менеджменту практика выполняет троякую роль. Во первых является источником, основой определения проблем, движущей силой исследования, предоставляя необходимый фактический материал, подлежащий обобщению, и тем самым предотвращая отрыв исследования от реальной жизни. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она определяет цель исследования. Научные знания имеют практический смысл лишь в том случае, если они воплощаются в создание наиболее совершенных организационных структур управления, используются при подготовке управленческих решений, создании систем управления качеством и т.п. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общественных групп и отдельных индивидов. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания изменения организационно, структурных моделей, произведенная в органах управления, могут быть признаны целесообразными только в том случае, если они прошли практику и на практике показали свою результативность и действенность. Результатом исследования могут быть: рекомендации, модели, формулы, методами, схемы, планы, программы, способствующие разрешению существующей проблемы и повышению эффективности управления организаций, а так же ее потенциала или имиджа. Рекомендации могут быть представлены в виде служебной записки, аналитического обзора, доклада первому лицу или общему собранию. Модель в общем понимании —это функциональный или структурный аналог реального объекта. В ходе исследования может быть построена, например, модель технологии основного процесса или документооборота в системе управления. Построение модели требует участие кoманды квалифицированных специалистов. Методика содержит алгоритм исследуемого процесса и является действенным инструментом управления. Создание методики — достаточно трудоемкий и наукоемкий процесс, так как в ходе его необходимо выявить и установить причины, зависимости и взаимосвязи различных элементов внутренней и внешней среды исследуемого объекта. Программа содержит четкий распорядок поведения объекта в определенный период времени по достижении конкретной цели. Кроме того, она. взаимоувязывает конкретные задачи с исполнителями по срокам и ресурсам. Прогноз- это особая Форма предвидения, всегда ограниченная во времен и.и содержащая перечень условий, при которых он осуществим. Проект - единый комплекс решений отдельно проблемы, имеющей целевую направленность и опирающийся на систему сбалансированных, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям мероприятий Концепция эффективного решения важной проблемы. Оформление результатов исследования. Основными документами проведенного исследования является научно технический отчет по теме исследования, объем которого не ограничевается, но зависит от вида и задач исследования, объема полученных данных. Вместо отчета может быть составлена справка, объем которой обычно от 5 до 25 страниц. Сруктура справки обычно аналогична структуре отчета, не в сокращенном варианте. Специфической формой оформления результатов исследования является диссертацией которая не только содержит выводы и практические рекомендации исследования, но и служит демонстрацией его научной компитенции.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |