КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теоретические проблемы возрастной психологии
Основные разделы возрастной психологии. Предметом возрастной психологии являются законы и закономерности, механизмы и особенности динамики развития психики человека, онтогенез психических процессов и психических качеств личности развивающегося человека. Предмет возрастной психологии.
Итак, возрастная психология как самостоятельная отрасль психологического знания сформировалась на рубеже 19-20 ст.. Рассматривая ее как отдельную научную дисциплину, необходимо определить ее соответствие основным параметрам науки, введенным еще в 19 ст. французским философом, основателем позитивизма Огюстом Контом, и являющимися основными требованиями наукознания к системе знаний при определении их как самостоятельной науки. О.Конт подчеркнул, что система знаний может претендовать на статус науки только при наличии четырех основных признаков: Первый признак науки характеризует объект ее исследований. Объектом исследования науки может быть только реально существующее явление. Второй признак науки - наличие собственного предмета исследований. Наука должна иметь собственный предмет исследования, не изучаемый никакой другой наукой. Предмет науки - это одна из сторон изучаемого системой наук объекта. Общим объектом исследования для всех психологических дисциплин является психика (психическая реальность), ее законы и механизмы, но каждая из психологических отраслей рассматривает ту или иную собственную сторону психики, решает собственную систему теоретических и практических задач. Таким образом, объектом исследования возрастной психологии, как и любой другой отрасли психологического знания, является психика, ее законы и механизмы. Третьим признаком науки является наличие объективных методов исследования, т.е. наличие способов получения объективных знаний, фактов изучаемых явлений. Возрастная психология использует весь арсенал научно-психологических методов исследования психологии, учитывая при этом специфику своего предмета исследования. Четвертым признаком науки является наличие системы понятий, научных категорий, в которых выражается, описывается изучаемое явление, изучаемая реальность. В процессе изучения основных концепций возрастной психологии мы будем знакомиться с этой системой понятий.
Интенсивное развитие возрастной психологии как научной дисциплины привело к ее дифференциации на довольно самостоятельные разделы, которые изучают особенности различных возрастных периодов в психическом развитии человека и в свою очередь также делятся на автономные подразделы. Детская психология изучает особенно психического развития ребенка от рождения до 6-7 лет, т.е. до поступления ребенка в школу, знаменующего новый этап в его психическом развитии. Детская психология подразделяется на: психологию младенческого возраста, психологию преддошкольного возраста, или раннего детства, психологию дошкольного возраста. Психология школьного возраста изучает особенности психического развития ребенка в процессе его обучения в школе. Она в свою очередь подразделяется на: психологию младшего школьного возраста; психологию среднего школьного возраста, или подросткового возраста; психологию старшего школьного возраста, или ранней юности. Психология взрослого человека, возникшая как самостоятельный раздел возрастной психологии лишь в 60-е годы, изучает особенности психического развития человека в процессе его активной профессиональной и общественной жизни, с момента его становления как самостоятельной независимой личности до отхода от активной социальной жизни. Эта психология подразделяется на: психологию юности; психологию молодости; психологию зрелости. Психология старости, или геронтопсихология, изучает особенности психических изменений, происходящих в личности человека после его отхода от активной общественной жизни. Кроме перечисленных разделов, изучающих, как мы уже отметили выше, особенности различных периодов психического развития человека, в возрастной психологии существует специальный - методологический раздел, посвященный анализу закономерностей и механизмов психического развития, анализу и решению основных теоретических проблем возрастной психологии. Специальным разделом возрастной психологии является раздел, изучающий историю становления и развития ее как самостоятельной психологической дисциплины, изучающий различные направления, школы и подходы как в зарубежной, так и в отечественной психологии; прослеживающий процесс постановки и решения основных теоретических проблем возрастной психологии.
Как и любая другая научная дисциплина, возрастная психология решает ряд теоретических и практических задач в процессе изучения своего предмета. В процессе развития возрастной психологии постепенно вычленялись основные теоретические проблемы данной науки. К ним относятся: 1. Определение основных предпосылок и факторов, обусловливающих психическое развитие ребенка, т.е. той системы условий, без которых невозможно нормальное развитие психики, и условий, которые определяют ее основное содержание и направление развития. Решение данной задача привело к вычленению двух важных проблем, занимавших умы психологов в течении нескольких десятилетий, но так и не получивших общепризнанного разрешения. Это: а) проблема соотношения социального и биологического в психики человека. Проблема наследственного, закрепленного в генотипе, и приобретаемого в процессе жизнедеятельности в социуме в психике и поведении человека. б) проблема взаимосвязи обучения и развития, которая является, в сущности, второй стороной первой проблемы. Проблема заключается в определении: является ли развитие психики независимым от обучения (как целенаправленного воздействия общества) процессом, детерминируемым своими внутренними имманентными законами, или обучение является одним из ведущих факторов психического развития, и именно его особенности задают характер и содержание психического развития. 2. Выделение движущих сил психического развития, т.е. той системы условий, которые делают необходимым изменения в психики человека. Данная проблема была поставлена и решалась, главным образом, отечественными психологами, так как методологической основой советской возрастной психологии являлись диалектический и исторический материализм. Именно данная позиция позволила советским психологам диалектически рассматривать процесс психического развития человека, отмечая не столько количественные изменения, происходящие в этом развитии, но и качественные преобразования, связанные с возникновением новообразований в психики на каждом возрастном этапе развития. 3. Определение стадий психического развития человека, т.е. выделение своеобразных этапов в развитии психики ребенка, обладающих своими специфическими особенностями. Эта проблема неразрывно связана с выделением критериев, которые должны лежать в основании данного разделения. 4. Определение основных психологических особенностей различных возрастных периодов, их специфики и отличия друг от друга.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |