КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние паники на подготовку УР
Паника (состояние паники) — это кратковременная потеря системности в мыслительной деятельности человека при подготовке и реализации решения. Системность выражается в логике мышления, использовании накопленных знаний и приобретенного опыта, представлении себя в качестве объекта и субъекта управления. Паника — составляющая стресса человека. Стресс — это состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх. Общие положения теории стресса были сформулированы Г. Селье в 1963 г. Стресс включает 5 состояний, распределенных по 4 схемам. В состоянии паники человек или группа людей может временно потерять способность разумно принимать или оценивать решения, нацеленные на преодоление обстоятельств, вызывающих страх. Осмысленный процесс деятельности человека или группы людей характеризуется использованием имеющихся знаний и опыта для разработки решений в виде выводов или конкретных действий. 4 схемы стресса: 1) осознание страха, затем внутренняя паника и реализация немыслимых действий; 2) осознание страха, затем внутренняя паника (без опасных действий); 3) осознание страха, затем внутренняя паника, напряженная логичная мыслительная деятельность и разработка необычных решений; 4) осознание страха, затем напряженная логичная мыслительная деятельность и разработка необычных решений. В зависимости от схемы развития стресса общее время стресса (Тс) определяется: Тс = ТО + Т1 + Т4; Тс = ТО + Т1; Тс = ТО + Т1+ Т2 + ТЗ; Тс = ТО + Т2 + ТЗ. Время паники (Тп) равно: Т1 + Т4. В зависимости от времени Т4 (реализация немыслимых действий) выделяют два состояния: полное оцепенение и неосмысленные паникерские действия. Различают 4 уровня работоспособности в условиях стресса. Работоспособность (Р) характеризуется соотношением между временем паники (Тп) и общим временем стресса: Р = Тп / Тс х 100%. Люди, находящиеся в полной депрессии, — паникеры. Паникер может и сам стать источником групповой или массовой паники. В данном случае стресс вырождается в одно паническое состояние. Факт частой отмены или замены управленческих решений является косвенным свидетельством наличия паники. Характеристики работоспособности человека во время стресса
Паникой могут быть охвачены руководители мелких компаний, менеджеры крупных компаний, высшие руководители стального треста, трейдеры фондовой биржи и т. д. Набор качеств человека должен соответствовать конкретной напряженной или неожиданной ситуации, вызывающей у него страх. При этом ситуация может быть скоропреходящей или длительной, детерминированной или с элементами неопределенности. Паника обычно приводит к буму для одних и к депрессии для других людей. Паника может иметь индивидуальный или коллективный характер. Индивидуальная паника — это беспомощное состояние, потеря уверенности в своих силах. Это состояние, может длиться сколь угодно долго. Поэтому роль общества или авторитетного человека, которые могут помочь преодолеть индивидуальную панику, является очень важной. Паника часто свойственна одержимым людям. Коллективная паника — это беспомощное состояние группы людей. Она проявляется среди социальных или профессиональных групп населения на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх («социальная паника»). Для каждой коллективной паники обычно имеется один основной источник напряженной или исключительной ситуации, вызывающей страх. Закрепление в сознании человека панических состояний приводит к патологическому медицинскому заболеванию — панической атаке. Паническая атака провоцируется стрессовыми должностями, которые характеризуются повышенным вниманием, важностью принимаемых или исполняемых решений, и находятся под постоянным контролем вышестоящих инстанций. Даже простая ситуация может оказаться напряженной и вызвать страх у работника, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки или времени для ее обработки. Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо организовывать коллективную работу по подготовке и реализации управленческих решений, с тем чтобы в ней нашелся хотя бы один человек, не подверженный паники. Например, управленческие решения необходимо дублировать несколькими работниками. Состояние паники оказывает существенное влияние на мыслительную деятельность человека: снижает эффективность интеллектуальных процессов мышления и повышает действенность простых, многократно применяемых действий. Паническое состояние формирует положительные и отрицательные особенности в мыслительной деятельности человека. Положительные аспекты: активизация психики и ускорение психических процессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти. Отрицательные аспекты: ухудшение понимания и мышления, скованности или хаотичности движений (предложений), затруднение самоконтроля и прогнозирования, неоднозначность восприятия и обработки информации. Выделяют особенности влияния индивидуальной и коллективной паники на трех этапах: при подготовке решения, при выполнении решения, при функционировании результата решения. Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. Разработка решения предполагает участие как специалистов в экономической, технологической и других сферах деятельности, так и руководителей соответствующих подразделений организации. Увеличение числа работников, принимающих участие в разработке решения, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрастает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции. К непредсказуемым трудностям, вызывающим страх и панику, относятся: падение курса валют или акций, выход на освоенный рынок продукции конкурента и т.д. На втором этапе — выполнение решения — базой для паники может быть несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. И это естественно. так как с течением времени ряд параметров может существенно измениться. Для долговременных процессов реализации решений существует опасность нереагирования на малые сигналы предстоящей опасности. Учет малых сигналов дает возможность для своевременных корректировок и предотвращения нежелательного хода событий. Для этого каждое решение должно сопровождаться системой контроля и реагирования на отклонения. На третьем этапе — результаты выполнения решения — базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях. Уменьшению вероятности паники способствует соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации, получение сертификатов и актов независимых экспертов. Причины паники: внешние и внутренние. К внешним относятся три группы причин: — патологические медицинские заболевания и психологические расстройства; — особые социальные обстоятельства; — случайное стечение обстоятельств. Внутренние причины, определяемые условиями работы: — устойчивая изнуренность и крайняя утомленность работников; — сильно пониженный тонус сознательной активности; — повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности внешней среды; — потеря веры в руководство; — несоответствие сильной значимости ситуации слабым ожиданиям; — назначение паникера на руководящую должность; — стечение обстоятельств. Методология работы в условиях паники: — моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он ответственен, и отработка действий по преодолению стресса; — создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.; — формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения людей и животных; — страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска; — отработка профессиональных навыков организаторской деятельности: — уяснение и осознание приоритетов потребностей и интересов человека и общества; — умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества; — отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей; — отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности; — отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней; — отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |