Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура финансовой политики




Финансовый механизм

 

правовых недоработках в области финансового права.

К принципам управления финансовой системы следует отнести следующие основополагающие требования:

• единства финансового пространства на территории всей страны;

• четкого разграничения всех государственных (муниципальных) расходов и доходов между органами государственной федеральной, региональной власти и органами местного самоуправления;

• относительной самостоятельности каждого звена системы финансов в организационном и в территориальном разрезе;

• полноты отражения государственных расходов и доходов соответствующих звеньев системы финансов;

• эффективного и экономного использования финансовых ресурсов;

• полного (совокупного) покрытия государственных (муниципальных) расходов каждого звена системы финансов соответствующими государственными (муниципальными) доходами;

• достоверности финансовых планов по расходам и доходам;

• адресности и целевого характера расходования финансовых средств;

• прозрачности всех финансовых потоков.

 

Финансовый механизм, приводящий систему финансов в действие, конструируется и организуется в рамках планируемого года и на перспективу для решения трех групп задач:

• построение, функционирование и управление доходным механизмом (включая налоговый);

• построение, функционирование и управление расходным механизмом;

• построение и реализация механизмов взаимодействия звеньев системы финансов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть в финансовой политике. Изменения в финансовом механизме происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все изменения в текущем социально-экономическом состоянии общества.

Различают два типа финансового механизма — директивный и регулирующий.

Директивный тип предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство, налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Он декларирует обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В некоторых случаях директивный финансовый механизм распространяется и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует, но которые имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (например, рынок корпоративных ценных бумаг).

Регулирующий тип финансового механизма применяется в сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, и предусматривает установление только основных правил использования финансовых ресурсов.

Основная задача финансового планирования (прогнозирования) — обеспечение экономически обоснованных качественных и количественных параметров доходной и расходной части бюджетов, внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) предприятий. Достижение этой цели может быть рассчитано на год и на среднесрочную перспективу, поэтому следует различать тактику финансового планирования и его стратегию.

Финансовое регулирование — это совокупность специальных мер оперативного вмешательства в ход исполнения финансовых планов, бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, а также воздействия через финансовые инструменты на макроэкономические пропорции и показатели роста, на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и социальные процессы в обществе.

В развитых странах через финансовую систему распределяется и перераспределяется до 50% их национального дохода. В результате государство получает возможность прямого и косвенного регулирования экономики и социальной сферы путем: маневрирования налогами и элементами налогообложения (ставками, базами, льготами); распределения государственных заказов; прямого государственного инвестирования в экономику; бюджетного финансирования социальной сферы; территориального выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований через дотации, субвенции, нормативные отчисления от регулирующих налогов; регулирования цен на продукцию естественных монополий и т. д. Все это приводит к целенаправленному изменению народнохозяйственных пропорций, совокупных спроса и предложения, накопления и потребления как по стране в целом, так и в территориальном разрезе.

Наконец, через финансовый механизм непосредственно реализуется контрольная функция финансов. Исполнение доходной и расходной частей финансовых планов, бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней позволяет проследить за течением экономических и социальных процессов, проанализировать причины отклонения фактических бюджетных показателей от плановых и принять оперативные решения по исправлению недостатков и нарушений.

 

 

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие «политика».

2. Дайте определение государственных и муниципальных финансов.

3. Какую роль играет финансовая политика в социально-экономическом развитии общества.

4. Перечислите цели финансовой политики.

5. Сформулируйте сущность финансового механизма.

6. Охарактеризуйте инструменты финансовой политики.

7. Перечислите виды финансовой политики.


ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – М.: Омега-Л, 2010. - 432с.

2. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 639 с.

3. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во "Перспектива", 2009. - 656 с.

4. Финансовая политика России: учебное пособие/ подред. Р.А.Набиева, Г.А.Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.: ил.

5. Лихачёва О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. –М.: Вузовский учебник, 2007. – 288 с.

6. Щербаков В.А., Приходько Е.А. Краткосрочная финансовая политика: учеб. – М.: Кнорус, 2007. – 272 с.

7. Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2009 – 272 с.

8. Михачева О.Н. Долгосрочная и краткосрочная политика предприятия. М.: Вузовский учебник 2007г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Информационно-

издательский дом "Филинъ", 2011. – 80 с.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 году"

3. Бюджетный кодекс РФ. – М: "Проспект", 2011. – 160 с.

4. Гражданский кодекс РФ. Части 1,2,3 – М.: Омега-Л, 2011. – 416 с.

5. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: ООО "ТК Велби", 2011. –512 с.

6. Таможенный кодекс РФ. (Новаяредакция).– М.: ТДЭлит, 2011. -216 с.

7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ "Об акционерных обществах". – М.: ИНФРА-М, 2001. – 66 с.

8. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

9. Федеральный закон от8 февраля 1998 года№14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". – М.: ИНФРА-М, 2002. – 49 с.

10. Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". 2-е изд. – М.: ОСЬ-89, 2002. –16 с.

11. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".

12. Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"


 

Дополнительный материал

Под финансовой политикой понимается совокупность мер по организацииформирования, распределения и использования государственных финансов.Финансовая политика включает в себя налоговую и бюджетную политику, а такжеполитику в отношении государственного долга.В современной экономической науке существуют разные концепции финансовойполитики. Остановимся на основных из них.В кейнсианской теории финансовая (или фискальная) политика считается наиболееважным инструментом государственного регулирования экономики, с помощьюкоторого поддерживается занятость и сбалансированность в экономике. Главнаязадача финансовой политики по Кейнсу - обеспечение эффективного совокупногоспроса на рынке. Это значит, что при недостатке спроса государство должнопринимать меры по его увеличению, а при избытке - по его сокращению.В обеспечении эффективного спроса в кейнсианской теории главную роль играетфинансовая политика государства. При недостатке спроса государство повышаетсвои расходы и социальные выплаты и снижает налоги, а при избытке совокупногоспроса - уменьшает расходы и социальные выплаты и увеличивает налоги.Кейнсианцы выделяют два вида финансовой политики: дискреционную политику и“встроенные стабилизаторы”.1) Дискреционная финансовая политика состоит в изменении налоговой системы,расходов бюджета и системы социальных выплат. Такие изменения могут вноситьсятолько законодательными органами власти и не могут быть слишком частыми,иначе в экономику будет вноситься хаос и неразбериха. Отсюда и название этихмер - “дискреционная политика”, то есть политика, предполагающая ненепрерывные изменения, а дискретные, совершаемые один раз за более или менеепродолжительные отрезки времени.2) “Встроенные стабилизаторы” означают установление такой зависимости доходов и расходов государства, системы социальных выплат от величины национальногодохода, при которой они автоматически расширяют совокупный спрос приэкономическом спаде и сдерживают его рост при развитии инфляции.Необходимость “встроенных стабилизаторов” объясняется тем, что для применениямер дискреционной политики необходимо вначале точно установить, чтопроисходит в экономике: спад или “перегрев”. Это требует определенноговремени, создает лаг запаздывания между наступлением явления и реакцией нанего со стороны государственных органов. Далее необходимо разработать проектмер, обсудить и утвердить их в законодательных органах, что еще большеувеличивает указанный лаг. После утверждения мер требуются конкретныеинструкции по их практической реализации.В результате лаг запаздывания может стать настолько длительным, что за этовремя характер явлений в экономике изменится: спад сменится подъемом, илиподъем - спадом. И принятые меры вместо того, чтобы препятствовать спаду,будут усугублять инфляционный “перегрев”, или наоборот, усиливать спад вместо“охлаждения” инфляции.Согласно кейнсианской теории, для поддержания занятости и экономическогороста необходим хронический дефицит государственного бюджета. Он вызываетнекоторый уровень инфляции и рост государственного долга. Все это являетсяплатой за обеспечение занятости и экономический рост. Один из представителейкейнсианского направления, английский экономист А.Филлипс, изучая зависимостьмежду уровнем безработицы и уровнем инфляции, сделал вывод о том, что онаносит обратный характер, и выразил ее с помощью кривой, которая получила егоимя (кривая Филлипса).В реальной практике развитых капиталистических стран действительно имеетместо хроническая инфляция и рост государственного долга. Так, долгправительства США увеличился с 256,9 млрд. долл. в 1950 г. до 2600,8 млрд.долл. в 1988г., и сегодня превышает 3 триллиона долларов, то есть составляетпорядка 11000 долл. на каждого жителя этой страны.Однако главные оппоненты кейнсианцев - монетаристы подвергают сомнениюналичие обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы,ссылаясь на те факты, когда эти параметры росли и падали параллельно. Ониотрицают возможность сокращения безработицы и повышения темпов ростаэкономики при помощи финансовой политики государства, считая, что в экономикеимеют место “естественный” уровень занятости и “естественный” рост, которыегосударство не в состоянии увеличить, а может лишь уменьшить благодаря своейнепродуманной финансовой политике.Монетаристы в своих рассуждениях исходят из следующей основной формулы:; где: М – спрос на деньги, Т – число сделок, р – средняя цена одной сделки, v – средняя скорость обращения сделок (число сделок, обслуживаемое денежной единицей).Они считают, что параметр Т, выражающий объем реального валовогонационального продукта, растет естественным темпом в 2-5 % в год. Скоростьобращения денег стабильна. Поэтому для обеспечения стабильности цен,отсутствия инфляции в экономике необходимо поддерживать стабильность денежноймассы в обращении. Отсюда монетаристы делают вывод о том, что главная задачафинансовой политики государства - обеспечение стабильности денежной массы вобращении (ее рост на 2-5% в год). А одним из условий этого являетсябездефицитность государственного бюджета, или, по крайней мере, сведениедефицита бюджета к минимуму.Оппоненты монетаристов возражают на это ссылками на тот факт, что скоростьобращения денег в действительности не обладает стабильностью. Противникамимонетаристов приводятся и такие аргументы:- Рост цен возможен и при стабильной денежной массе – засчет, например, уменьшения объемов продаж, расширения коммерческого кредита,увеличения скорости обращения денег.- Невозможно точно определить, сколько денег находится вобращении.- Невозможно обеспечить требуемое количество денег вобращении ввиду того, что на него влияет множество не полностьюконтролируемых государством факторов: банковская активность, валютный обмен,спрос на деньги и др.Представители теории экономики предложения главную задачу финансовой политики государства видят в стимулировании совокупного предложения. Основнымсредством этого, по их мнению, является налоговая система. Для оценки уровняналогов ими используется показатель средней (эффективной) налоговой ставки,равной отношению суммы налогов к полному доходу (то есть доходу без вычетовналогов). Один из теоретиков указанного направления А.Лаффер сделал вывод,что с повышением средней налоговой ставки происходит вначале рост суммыналогов, а затем ее снижение. Это является следствием того, что, начиная снекоторого уровня, рост налоговой ставки вызывает все большее сокращениеобъемов производства, а при налоговой ставке в 100 % производство вообщепрекратится. А.Лаффер выразил зависимость между средней налоговой ставкой исуммой налоговых сборов с помощью кривой, которая получила его имя (криваяЛаффера). Оптимальной налоговой ставкой, по мнениюсторонников теории экономики предложения, является та, при которойдостигаются наибольший объем производства и максимальная сумма налоговыхсборов. Она находится в интервале 30-40 % полного дохода (на графикеобозначена точкой Е). При меньшей ставке будут недостаточными доходыгосударства, а при большей – занижен уровень производства. Кроме того,сторонники теории экономики предложения считают, что необходимо сокращатьфинансирование государственных расходов за счет роста государственного долга,чтобы не было оттока инвестиций из производственной сферы. Это предполагаетполитику сбалансированного бюджета и сокращение государственных расходов. Всоциалистической экономике финансовая политика рассматривается как одно изсредств планомерной организации народного хозяйства. Она строится нафинансовом планировании. Финансовые планы составляются на каждом предприятии,в каждой организации, учреждении. Они согласуются между собой и объединяютсяв единый финансовый план, утверждаемый государством. Основная задачафинансового планирования – обеспечение бесперебойности, пропорциональности иэффективности общественного воспроизводства и достижение плановых целей внамеченные сроки. Для социалистической экономики характерна бездефицитностьгосударственного бюджета. Даже в годы Великой Отечественной войны, начиная с1943 г., государственный бюджет СССР сводился без дефицита. Превышениерасходов бюджета над его доходами в нашей стране появилось и сталохроническим с конца 1960-х гг., то есть с момента создания затратногохозяйственного механизма.

 


[1] Общие Экономические законы:

1. Законы стоимости;

2. Законы спроса и предложения;

3. Законы денежного обращения.

Так же существует еще множество других экономических законов, например:

закон падения эффективности дополнительных затрат факторов производства, закон накопления и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.