Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы лекции. Темы дисциплины и внутридисциплинарные (предыдущие и последующие темы дисциплины) и междисциплинарные связи

Темы дисциплины и внутридисциплинарные (предыдущие и последующие темы дисциплины) и междисциплинарные связи

ИСТОКИ: биология, нормальная физиология, микробиология

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

1. Факторы, обеспечивающие целостность орга­низма. Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, клеточ­ные мембраны, гистогематический и гематоэнцефалический барьеры) и их физико-химичес­кие и физиологические свойства.

2. Иммунитет, его виды. Иммунокомпетентные клетки, их кооперация в иммунном ответе. Нейрогуморальная регуляция иммунного ответа. Иммунитет как регуляторная система. Иммун­ные системы различных органов.

3. Защитные рефлексы. Защитное поведение жи­вотных и человека. Функциональная система обеспечения целостности тканей организма.

4. Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации.

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ И СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

№ п\п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения
Тема:Общая этиология. Болезнетворное действие факторов внешней среды. Роль наследственности в патологии
  Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика +
  Эпидемиология +
  Офтальмология +
  Оториноларингология +
  Дерматовенерология +
  Акушерство и гинекология +
  Педиатрия +
  Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия +
  Психиатрия, медицинская психология +
  Судебная медицина +
  Медицинская реабилитация +
  Факультетская терапия, профессиональные болезни +
  Госпитальная терапия, эндокринология +
  Инфекционные болезни +
  Фтизиатрия +
  Поликлиническая терапия +
  Общая хирургия, лучевая диагностика +
  Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия +
  Факультетская хирургия, урология +
  Госпитальная хирургия, детская хирургия +
  Стоматология +
  Онкология, лучевая терапия +
  Травматология ортопедия +
  Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения +

Новые понятия:

Норма, патология, здоровье, болезнь, стадия болезни, обострение, ремиссия, стойкая ремиссия, исход заболевания, порочный круг патогенеза, клиническая смерть, биологическая смерть

Раздел лекции Развернутый план лекционного занятия Время мин.
1. Организационный этап. Отметка присутствующих студентов. Выяснение причин отсутствия студентов на очередном занятии.  
2. Тема и план лекции. Характеристика понятия: наследственные патологии.  
3. Роль наследственности в формировании реактивности и резистентности. При­чи­ны на­след­ст­вен­ных форм па­то­ло­гии.Ме­ха­низ­мы ста­биль­но­сти и из­мен­чи­во­сти ге­но­ти­па. На­след­ст­вен­ная из­мен­чи­вость – ос­но­ва воз­ник­но­ве­ния на­след­ст­вен­ных бо­лез­ней. Ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость и фак­то­ры ок­ру­жаю­щей сре­ды как при­чи­ны на­след­ст­вен­ных бо­лез­ней. Му­та­ген­ные фак­то­ры, их ви­ды. Судь­ба му­тант­ных ге­нов в по­пу­ля­ции. За­кон Хар­ди¾Вайн­бер­га и при­чи­ны его на­ру­ше­ния: ин­бри­динг, изоляты, мутацинное давление, давление отбора, дрейф генов. Факторы риска наследственных болезней. Па­то­ге­нез на­след­ст­вен­ных форм па­то­ло­гии. Му­та­ции: ген­ные, хро­мо­сом­ные и ге­ном­ные; спон­тан­ные и ин­ду­ци­ро­ван­ные. Му­та­ции как ини­ци­аль­ное зве­но из­ме­не­ния на­след­ст­вен­ной ин­фор­ма­ции. Ти­по­вые ва­ри­ан­ты па­то­ге­не­за на­след­ст­вен­ной па­то­ло­гии.  
4. Клас­си­фи­ка­ция на­след­ст­вен­ных форм па­то­ло­гии Ген­ные бо­лез­ни:мо­но– и по­ли­ген­ные. Об­щие за­ко­но­мер­но­сти па­то­ге­не­за ген­ных на­след­ст­вен­ных бо­лез­ней. При­ме­ры ген­ных на­след­ст­вен­ных бо­лез­ней с на­ру­ше­ни­ем син­те­за транс­порт­ных, струк­тур­ных и фер­мент­ных бел­ков. Бо­лез­ни на­ко­п­ле­ния. Роль на­ру­ше­ний ре­па­ра­тив­ных сис­тем ДНК. Ти­пы пе­ре­да­чи на­след­ст­вен­ных бо­лез­ней. При­ме­ры за­бо­ле­ва­ний, пе­ре­даю­щих­ся по ау­то­сом­но–до­ми­нант­но­му ти­пу, ау­то­сом­но–ре­цес­сив­но­му. Ко–до­ми­нант­ный, про­ме­жу­точ­ный и сме­шан­ный ти­пы на­сле­до­ва­ния за­бо­ле­ва­ния. По­ня­тие о пе­нет­рант­но­сти и экс­прес­сив­но­сти ге­нов. При­ме­ры за­бо­ле­ва­ний, воз­ник­но­ве­ние ко­то­рых не за­ви­сит от внеш­них фак­то­ров, и за­бо­ле­ва­ний, воз­ник­но­ве­ние ко­то­рых в боль­шей сте­пе­ни за­ви­сит от фак­то­ров внеш­ней сре­ды. Бо­лез­ни с на­след­ст­вен­ной пред­рас­по­ло­жен­но­стью, их ге­не­ти­че­ские мар­керы.  
  Хро­мо­сом­ные бо­лез­ни:по­ли­плои­дии, анэ­у­п­лои­дии (син­дро­мы: Ше­ре­шев­ско­го¾Тер­не­ра, три­п­ло–Х, Клайн­фель­те­ра, Дау­на и др.), их про­яв­ле­ния и па­то­ге­не­ти­че­ские осо­бен­но­сти. Ме­то­ды изу­че­ния на­след­ст­вен­ных бо­лез­ней; прин­ци­пы их про­фи­лак­ти­ки и воз­мож­ные ме­то­ды ле­че­ния. Зна­че­ние ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды. Ме­ди­ко–ге­не­ти­че­ские про­гно­зы по­след­ст­вий ядер­ной вой­ны. По­ня­тие о ге­но­те­ра­пии и «ген­ной ин­же­не­рии»; их пер­спек­ти­вы в ме­ди­ци­не. По­ня­тие об иден­ти­фи­ка­ции ге­нов за­бо­ле­ва­ний че­ло­ве­ка ме­то­да­ми мо­ле­ку­ляр­но­го кло­ни­ро­ва­ния, се­к­ве­ни­ро­ва­ния и кар­ти­ро­ва­ния. Ре­ак­ци­он­ная сущ­ность ра­сиз­ма; кри­ти­че­ский ана­лиз кон­цеп­ций со­вре­мен­ной ев­ге­ни­ки.  
5. Понятие о гериатрии и ге­ронтологии Ста­ре­ние ор­га­низ­ма. Тео­рии ста­ре­ния. Осо­бен­но­сти раз­ви­тия па­то­ло­ги­че­ских про­цес­сов у лю­дей по­жи­ло­го и стар­че­ско­го воз­рас­та.  
Заключение Подведение итогов лекции, выводы, обобщение  
Ответы на вопросы студентов  

Контрольные вопросы к лекционному занятию

1. Причины наследственной патологии.

2. Общие закономерности патогенеза наследственных заболеваний.

3. Классификация форм наследственной патологии

4. Методы изучения наследственной патологии

5. Характеристика наследственных болезней.

6. Генные болезни

7. Болезни с наследственным предрасположением

8. Значимость наследственных факторов в патологии

9. Хромосомные болезни

10. Принципы лечения и профилактики

11. Значение конституции в патологии

12. Значение возраста в патологии

13. Старение организма и его механизмы.

 

Используемая литература.

1. Патологическая физиология / Под редакцией А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-М.: МЕДпресс, 2000. – 1001 с.

2. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо и др. - М.: Триада-Х, 2002.

4. Курс лекций по патофизиологии / Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. -752 с.

5. Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. - Томск, 2001. – С.234.

6. Патологическая физиология/Под ред. А.Д.Адо и В.И.Новицкого. - Изд. Томского университета, 1994. - 468 с.

7. Атлас по патофизиологии/ В.А. Войнов – М.: Медицинское информационное агентство, 2007.-256с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровень усвоения компетенций: базовый. Для студентов стоматологического факультета | Строение и функции белка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.