КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кратковременная память
Память Восприятие и представление Представление – вторичный чувственный образ, кот либо непосредственно, благодаря памяти, воспроизводиться в сознании субъекта, либо явл результатом умственных манипуляций с различн чувственными образами, т.е результатом работы воображения. - познавательный психический процесс связан с воссозданием имеющихся или созданием новых образов объектов. - основой для формирования образов представлений явл хранящиеся в памяти – следы образов восприятия. - роль в приспособлении – представление конечного образа результата деятельности(без этого продуктивная деятельность была бы невозможна) – то что ты хочешь получить в результате – представить прежде. - в процессе самой деятельности может меняться, но всё равно как немного опережая действие. - позволяет создавать целостную картину окружающего пространства, не смотря на то, что в отдельный момент времени видит только часть этого пространства(сзади, вверху…). Человек знает нахождение предмет вне его поля зрения. Восприятие пространства – целостное и неприрывное.
Осн характеристики воображения, представления - простанственно временные – панорамность- воспоризв объектов, шире поля зрения - - выделяя вне фона - схематичность и неточность размеров вообразимых образов - искажение длительности временных интервалах, поскольку оценка времени в этом случае зависит от заполненности событиями. Субъективное чувство времени. (как свойство нервных систем человека – звук сигн раз длительности – оценить продолжительность. Отсюда характеристика субъекта) - модальность образа представления – не смешанность – звуковые, зрительные - интенсивность представления – образы представления не менее яркие чем образы восприятия. - фрагментарность образов – отсутствие некоторых черт, частей. (нарисовать по патмяти- неполнота) - неустойчивость образа представления – меняется постоянно по форме и цвету - обобщённость образа – при формировании понятий выходит на передний план.
Это процесс запечатление, сохранения, и воспроизведения следов прошлого опыта. - недостаток организации процесса запечатления, не умении сохранить - определяет целесообразность нашего поведения и позволяет осуществлять прогноз этого поведения в будующем
Осн виды - генетическая (наследственная) – сохраняет информацию опред анатомич строен тела, физиологическ систем, различн формы видового поведении(инстинкты). Место хранения- молек ДНК(в каждой клетке – вся наследственная информация – цвет, разрез глаз – доминантные и рицессивные) - прижизненная - информация получаемая с момента рождения и до смерти. Её функционирование зависит от условий формирования. Виды – запечатление – промежуточное между наследственной и прижизненной. Только в ранний период развития организма,(сразу после рождения). Установление устойчивой специфической связи с конкретным объектом внешней среды. Одномоментна. Может проявляться в следовании за любым движущимся объектом увиденным в первое же время после рождения. Ребриндинг(?) различают не только размер, а ещё и цветовую гамму В отличии от обычного запоминания - длительное неподкрепеление не ослабляет реакции. Но ограниченна коротким периодом. – объект показанный первым – явл наиболее важным. У птиц появл к 12 часу, у человека наблюдается вплоть до 6-ти месячного возраста.. позже уже не имеет такого значения как др виды памяти. Но в перв месс
Двигательная память. – на позу и на положение тела. Лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, автоматических навыков…. У некоторых людей остаётся ведущей на всю жизнь. Достигает своего наивысшего развития раньше иных видов и форм памяти.
Образная память – ярче прояляется у детей и подростков. Вуделяют – тактильную, слуховую.. Отличие – нестабильность – образ постоянно пртерпевает определённые изменение – упрощение образа(опускаи детале, некот детали могут увеличиваться. Идеально симметричный образов не существует. Округляется, расширяется, может менять своё положение в пространстве. Плохо поддаётся произвольному управлению(память на лица).
Эмоциональная память. –определяет воспроизведение опред чувственных состояний, при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние впервые возникло. Причём воспроизводяться одновременно и элементы ситуции и субъективное отношение к ним Прочность следов. Непроизвольность воспроизведеине. Есть уже у 6-ти месячного ребёнка. Расцвет относ к 3-5 годам. На ней основаны такие личностные качества – осторожность, чувства симпатии и атипатиии, а также первичное чувство узнавания – «Свой-Чужой». Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человека храняться дольше всего. Точность воспроизведения объеквтов в зависимости от отношения к этим объектам. (положит отношен – воспроизведено 50% объектов, отрицат – 28, безразличн – 7%) Не сопровождает отношение к ожившему чувству, с вспоминанием о реальной ситуацией его сформировавшим. Произвольное воспроизведение чувств почти невозможно (актёры представляют себе реальную ситуацию когда эта эмоция может быть естественной реакцией человека)
Символическая память – формир вслед за образной памятью. Пик развития – 10-13 лет (человек). Отлич больш точность воспроизведения. И больше чем образная память зависит от волевых качеств человека. Точнее воспроизводиться начало и конец ряда. Тест – 10 несвязанных между собой слов – в норме – воспроизводиться. Отношение словесной памяти со зрительной – может как способствовать, так и затруднять- когда напр объект допускает двойное толкование.
Логическая память – запоминание только смысла текста, кот можно передать и другими словами. Александр Иванович – Маленькая книжка о большой памяти При уяснении или вычленении смысла, происходит раскрытие подлинника более высшими понятиям. Т.е переработка текста осуществляется более общими понятиями (стол- письменный стол) При воспроизведении происходит реконструкция, от общих понятий к конкретным Логическая память непосредственна связана с мышлением О качестве материала – тест объект – узнавание материала. Припоминание – зависит от просчности запечатление и сохранение следов в памяти Адамс – о наличии 2 следов в памяти. Узнавание и припоминание опираются на разные следы в памяти – словесные(лев полуш), или образные (прав) Тест Ильина.
15 окт 2011 сб Тип памяти Какие образы представления у вас преобладают – зрительные, вербальные…. + эмоциональная память. Центры письма центры речи в коре головного мозга. А вот с компьютерами – вопрос Все типы памяти в процессе жизнедеятельности могут активно развиваться в зависимости от использования.
Формы памяти- классификация основана на временной последовательности обработки сигнала от поступления на анализатор, до формирования неповреждающегося и сохраняемого всю жизнь следа Мгновенная - инерционность сенсорных форм, продлевающих воздействие сигнала. Время полного сохранения в мгновенной памяти сост до 1 сек. -формируется пассивно, как точный отпечаток - иконическая память(зрение), эхоическая(слух) - объём мгновенной памяти больше чем кратковременно – 0,5 сек боль, но и разрушение следов мгновенной памяти происходит быстрее чем он успевает переложить в кратковременную. - эйдетики – те, у кого мгновенная память длиться до 10 минут - обеспечивает непрерывность восприятия при просмотре кинофильма.
- поступает из мгновенной памяти - причём если следов мгновенной памяти в зависимости от модальности, то хранилище кратковременной – одно и ограниченно - приоритет определяется направленностью нашего внимания (на какой анализатор) - устойчивость модальности внимания сост 10-15 минут – после переключение, могут и чаще происходить. - особый механизм сохранения информации - др формы преобразования информации - фиксированный объём - представлена абстрактным последовательным кодом и имеет сенсорную специфику - связано с быстротекущими последовательными процессами. Динамика циркуляции импульсов по нейронным путям Необходимо некот время чтобы информ была передана и закрепилась в кратковременнГипотеза о консолидации следов кратковременной памяти. -около 1 час. Зависит от сложности навыка, характера воздействия. Есть внешние факторы, могущие разрушить процесс формирования следов- наркоз, кислородн голодан, наложение следов(интерференция следов) - после поступления в долговременную память и там храниться неограниченное время, вопрос в том как извлечь её от туда. - нарушение – черепномозговые травмы – ретроградная амнезия – забывает предшествующие события. - корсаковский синдром - - объём кратковременной памяти – «7+_2» - структурных единиц. - увеличить объём информации сохран в мгновенной памяти можно за счёт перекодирования информации в новые структурные единицы(ассоциации) - число слов с количеств слогов от 2 до 5 в любом языке – 90 % - увеличен эффективности кратковременной памяти – за счёт повторения.
Долговременная память. - информация накопливающ в течении дня в кратковременной памяти поступает в долговременную - неограниченна по объёму и сроку хранения. - проблема в трудности доступа в это хранилище. - не стационарна - восприятие информации связано с предвосхищением, и выделением в ней некоторых фрагментов - в норме при первом чтении – уловить смысл, потом структурировать этот материал - 2 типа хранения информации – произвольный доступ – информация обобщается, группируется, классифицируется - влияет на процесс сохранения информации – ценность информации. Иногда наибольшую ценность оладает информация связанная с аварийными сигналами(переходя дорогу) - установка на избирательность памяти на тот или иной материал – субъективная установка - кроме образной памяти ещё и смысловая память – здесь работает механизм логической категоризации – - в качестве категорий используются ассоциации -лучше всего запоминается информация позволяющая установить наибольшее количество ассоциативных связей с информацией уже хранящихся в нашей памяти. - асс по смежности, по сходству и по причинности -хранилище непроизвольного доступа - правое полушарие, связь с работой интуиции.
Мышление - наглядно – действенное -наглядно образное Умозаключение- форма мышления
Операции мышления – сравнения -анализ - расчленение - синтез - - абстракция – обощение – общие признаки предмета, теряя частности - конкретизация
Фазы мыслительного процесса – Постановка вопроса – понимание непонятности Перебор возможных вероятных вариантов решения задачи Выбор наилучшего варианта, на основе различных критериев. Оценка вероятности достижения цели Формулировка суждения – получение ответа Понятие – обобщённые чувственные образы Язык ситема знаков – средство человеческого общения, мыслительной деятельности, способ самовыражения личности, передача и хранение информации - знак – система – грамматика - звук
Индукция- от общего к частному Дедукция – от частного к общему
Виды мышления – Теоритическое – точные, определённые определ понятия Эмпирическое – ситуативные
Интуитивное – мгновенное, Аналитическое – развёрнуто по времени, разбит на этапы
Реалистическое - реальное знание о мире Аутетестическое – произвольное мышление. Главное – желание
Творческое мышление - как способ преодоления стереотипов - теория развития творческой личности – создание мотивации - - как особый вид труда - как преобразование сексуальности
Творчество – связано с познанием нового и принятием решений(в былине – на распутье) - совершая выбор - есть из 3 пердложеных способов – ещё и 4 вернуться за танком.
Вопр – существует ли мышление у животных - наглядно-действенное у обезьяны – достать банан
Наглядно-действенное мышление – у ребёнка сильнее развито
Образное мышление Абстрактное Вербальное мышление – развитое на основе речи. -виды речи- устная, письмена, вслух и про себя Чел мышление основано на речи с использованием языка(некот дети пытаются проговаривать предстоящее действие)
Попытаться вспомнить и воспроизвести ранее усвоенное Попытаться узнать среди набора других материалов Определяя время зучивания материала при повтороном его восприятии.
Ещё одна функция памяти, является забывание. -как свойство хорошо организованной памяти - материал неиспользуемый – удаляться из памяти должен – за 1 месяц не использования – ост не более 5%
Время поиска информации в долговременной памяти зависит от ее организации
1 приём связан с усвоением материала, внутренних связей смыслового материала. 2 способ – с привнесением из вне искусственных связей с запоминанием материала – мнемотехника
Мнемотехника – - метод локальной привязки – построение для запоминания ряда объектов другого – опорного ряда, элементы опорного ряда состоят из хорошо знакомых или легко заучиваимых объектов. Жёско должен быть определён порядок объектов. (выбрать объекты кот надо запомнить и свяжите их с объектами хорошо знакомые – напр с дорогой до университета – расставить необходимые объекты по местам) - метод словесных посредников – основан на соотнесении 2 рядов объектов – запоминании и опорного ряда слов, организованных в осмысленную фразу (цвета спектра). Построение – цифры составляющие номера телефона группируются таким способ, чтобы они легко запоминались. Запоминание опорных слов и опорных дат – когда вновь заучиваемый материал вешается на старые знания. (точки привязки – остальное от них – Рождество Христово) - метод разведения материала на группы.
Припоминание материала зависит от того насколько часто эта информация использовалось. Входит ли это в наиболее значимых. При запоминании чаще всего опираемся на ассоциации. Которое предполагает создание связей между запоминаемым и наглядным образом – сопоставление картинки и даты. Разнообразие приёмов запоминания повышает эффективность запоминания и создаёт позитивный настрой. Важность эмоционального настроя на работу – эффективность лекции намного выше.
При необходимости запомнить материал мы - используем повторением- не механическое заучивание – а более глубокое понимание – установление связей, вычленение объектов, установления их свойств, назначения -приёмы повторения – установлене внутренних связей - выявление интересов сомого человека - обобщение материала - способ искусственного повышения значимости запоминаемого материала.
Установка на запоминание создаётся с помощью самоинструкции- даётся установка на запоминание- - либо точно запомнить - либо просто просмотреть -т.е определить чего надо – что запомнить, на какое время – просто принять к сведению, или запомнить дословно
Непроизвольное запоминание информации – - улучшается когда запоминанемый материал включается в активную работу – группирунется, обощается - при условии если сам запоминаемый материал вызывает активную умственную деятельность.
Структурирование информации в процессе её запоминания.
Например – на пересказ текста, кот надо воспроизвести, эффективнее, чем несколько раз прочитать. Читать и устно пересказывать. При втором прочтении – обращаются внимание на те элементы, кот не были воспроизвести. Лучше 1 раз прочесть и 3 раза воспроизвести, чем наоборот.
Материал кот легко усваивается и легко запоминается. Если материал логически легко воспринимается, то он и запоминается легко Наиболее успешно с текстовым материал работают те, кто ежедневно прочитывает до 20 страниц.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |