Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кратковременная память

Память

Восприятие и представление

Представление – вторичный чувственный образ, кот либо непосредственно, благодаря памяти, воспроизводиться в сознании субъекта, либо явл результатом умственных манипуляций с различн чувственными образами, т.е результатом работы воображения.

- познавательный психический процесс связан с воссозданием имеющихся или созданием новых образов объектов.

- основой для формирования образов представлений явл хранящиеся в памяти – следы образов восприятия.

- роль в приспособлении – представление конечного образа результата деятельности(без этого продуктивная деятельность была бы невозможна) – то что ты хочешь получить в результате – представить прежде.

- в процессе самой деятельности может меняться, но всё равно как немного опережая действие.

- позволяет создавать целостную картину окружающего пространства, не смотря на то, что в отдельный момент времени видит только часть этого пространства(сзади, вверху…). Человек знает нахождение предмет вне его поля зрения. Восприятие пространства – целостное и неприрывное.

 

Осн характеристики воображения, представления - простанственно временные

– панорамность- воспоризв объектов, шире поля зрения

- - выделяя вне фона

- схематичность и неточность размеров вообразимых образов

- искажение длительности временных интервалах, поскольку оценка времени в этом случае зависит от заполненности событиями. Субъективное чувство времени. (как свойство нервных систем человека – звук сигн раз длительности – оценить продолжительность. Отсюда характеристика субъекта)

- модальность образа представления – не смешанность – звуковые, зрительные

- интенсивность представления – образы представления не менее яркие чем образы восприятия.

- фрагментарность образов – отсутствие некоторых черт, частей. (нарисовать по патмяти- неполнота)

- неустойчивость образа представления – меняется постоянно по форме и цвету

- обобщённость образа – при формировании понятий выходит на передний план.

 

 

Это процесс запечатление, сохранения, и воспроизведения следов прошлого опыта.

- недостаток организации процесса запечатления, не умении сохранить

- определяет целесообразность нашего поведения и позволяет осуществлять прогноз этого поведения в будующем

 

Осн виды

- генетическая (наследственная) – сохраняет информацию опред анатомич строен тела, физиологическ систем, различн формы видового поведении(инстинкты). Место хранения- молек ДНК(в каждой клетке – вся наследственная информация – цвет, разрез глаз – доминантные и рицессивные)

- прижизненная - информация получаемая с момента рождения и до смерти. Её функционирование зависит от условий формирования. Виды

запечатление – промежуточное между наследственной и прижизненной. Только в ранний период развития организма,(сразу после рождения). Установление устойчивой специфической связи с конкретным объектом внешней среды. Одномоментна. Может проявляться в следовании за любым движущимся объектом увиденным в первое же время после рождения. Ребриндинг(?) различают не только размер, а ещё и цветовую гамму

В отличии от обычного запоминания

- длительное неподкрепеление не ослабляет реакции. Но ограниченна коротким периодом.

– объект показанный первым – явл наиболее важным.

У птиц появл к 12 часу, у человека наблюдается вплоть до 6-ти месячного возраста.. позже уже не имеет такого значения как др виды памяти. Но в перв месс

 

Двигательная память. – на позу и на положение тела. Лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, автоматических навыков…. У некоторых людей остаётся ведущей на всю жизнь. Достигает своего наивысшего развития раньше иных видов и форм памяти.

 

Образная память – ярче прояляется у детей и подростков. Вуделяют – тактильную, слуховую..

Отличие – нестабильность – образ постоянно пртерпевает определённые изменение – упрощение образа(опускаи детале, некот детали могут увеличиваться. Идеально симметричный образов не существует. Округляется, расширяется, может менять своё положение в пространстве.

Плохо поддаётся произвольному управлению(память на лица).

 

Эмоциональная память. –определяет воспроизведение опред чувственных состояний, при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние впервые возникло. Причём воспроизводяться одновременно и элементы ситуции и субъективное отношение к ним

Прочность следов. Непроизвольность воспроизведеине.

Есть уже у 6-ти месячного ребёнка. Расцвет относ к 3-5 годам.

На ней основаны такие личностные качества – осторожность, чувства симпатии и атипатиии, а также первичное чувство узнавания – «Свой-Чужой».

Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человека храняться дольше всего.

Точность воспроизведения объеквтов в зависимости от отношения к этим объектам. (положит отношен – воспроизведено 50% объектов, отрицат – 28, безразличн – 7%)

Не сопровождает отношение к ожившему чувству, с вспоминанием о реальной ситуацией его сформировавшим.

Произвольное воспроизведение чувств почти невозможно (актёры представляют себе реальную ситуацию когда эта эмоция может быть естественной реакцией человека)

 

Символическая память – формир вслед за образной памятью. Пик развития – 10-13 лет (человек).

Отлич больш точность воспроизведения. И больше чем образная память зависит от волевых качеств человека.

Точнее воспроизводиться начало и конец ряда.

Тест – 10 несвязанных между собой слов – в норме – воспроизводиться.

Отношение словесной памяти со зрительной – может как способствовать, так и затруднять- когда напр объект допускает двойное толкование.

 

Логическая память – запоминание только смысла текста, кот можно передать и другими словами.

Александр Иванович – Маленькая книжка о большой памяти

При уяснении или вычленении смысла, происходит раскрытие подлинника более высшими понятиям. Т.е переработка текста осуществляется более общими понятиями (стол- письменный стол)

При воспроизведении происходит реконструкция, от общих понятий к конкретным

Логическая память непосредственна связана с мышлением

О качестве материала – тест объект – узнавание материала.

Припоминание – зависит от просчности запечатление и сохранение следов в памяти

Адамс – о наличии 2 следов в памяти. Узнавание и припоминание опираются на разные следы в памяти – словесные(лев полуш), или образные (прав)

Тест Ильина.

 

 

15 окт 2011 сб

Тип памяти

Какие образы представления у вас преобладают – зрительные, вербальные…. + эмоциональная память.

Центры письма центры речи в коре головного мозга. А вот с компьютерами – вопрос

Все типы памяти в процессе жизнедеятельности могут активно развиваться в зависимости от использования.

 

 

Формы памяти- классификация основана на временной последовательности обработки сигнала от поступления на анализатор, до формирования неповреждающегося и сохраняемого всю жизнь следа

Мгновенная

- инерционность сенсорных форм, продлевающих воздействие сигнала. Время полного сохранения в мгновенной памяти сост до 1 сек.

-формируется пассивно, как точный отпечаток

- иконическая память(зрение), эхоическая(слух)

- объём мгновенной памяти больше чем кратковременно – 0,5 сек боль, но и разрушение следов мгновенной памяти происходит быстрее чем он успевает переложить в кратковременную.

- эйдетики – те, у кого мгновенная память длиться до 10 минут

- обеспечивает непрерывность восприятия при просмотре кинофильма.

 

- поступает из мгновенной памяти

- причём если следов мгновенной памяти в зависимости от модальности, то хранилище кратковременной – одно и ограниченно

- приоритет определяется направленностью нашего внимания (на какой анализатор)

- устойчивость модальности внимания сост 10-15 минут – после переключение, могут и чаще происходить.

- особый механизм сохранения информации

- др формы преобразования информации

- фиксированный объём

- представлена абстрактным последовательным кодом и имеет сенсорную специфику

- связано с быстротекущими последовательными процессами. Динамика циркуляции импульсов по нейронным путям

Необходимо некот время чтобы информ была передана и закрепилась в кратковременнГипотеза о консолидации следов кратковременной памяти.

-около 1 час. Зависит от сложности навыка, характера воздействия. Есть внешние факторы, могущие разрушить процесс формирования следов- наркоз, кислородн голодан, наложение следов(интерференция следов)

- после поступления в долговременную память и там храниться неограниченное время, вопрос в том как извлечь её от туда.

- нарушение – черепномозговые травмы – ретроградная амнезия – забывает предшествующие события.

- корсаковский синдром -

- объём кратковременной памяти – «7+_2» - структурных единиц.

- увеличить объём информации сохран в мгновенной памяти можно за счёт перекодирования информации в новые структурные единицы(ассоциации)

- число слов с количеств слогов от 2 до 5 в любом языке – 90 %

- увеличен эффективности кратковременной памяти – за счёт повторения.

 

Долговременная память.

- информация накопливающ в течении дня в кратковременной памяти поступает в долговременную

- неограниченна по объёму и сроку хранения.

- проблема в трудности доступа в это хранилище.

- не стационарна

- восприятие информации связано с предвосхищением, и выделением в ней некоторых фрагментов

- в норме при первом чтении – уловить смысл, потом структурировать этот материал

- 2 типа хранения информации

– произвольный доступ – информация обобщается, группируется, классифицируется

- влияет на процесс сохранения информации – ценность информации. Иногда наибольшую ценность оладает информация связанная с аварийными сигналами(переходя дорогу)

- установка на избирательность памяти на тот или иной материал – субъективная установка

- кроме образной памяти ещё и смысловая память – здесь работает механизм логической категоризации –

- в качестве категорий используются ассоциации

-лучше всего запоминается информация позволяющая установить наибольшее количество ассоциативных связей с информацией уже хранящихся в нашей памяти.

- асс по смежности, по сходству и по причинности

-хранилище непроизвольного доступа - правое полушарие, связь с работой интуиции.

 

 

Мышление

- наглядно – действенное

-наглядно образное

Умозаключение- форма мышления

 

Операции мышления – сравнения

-анализ - расчленение

- синтез -

- абстракция – обощение – общие признаки предмета, теряя частности

- конкретизация

 

Фазы мыслительного процесса –

Постановка вопроса – понимание непонятности

Перебор возможных вероятных вариантов решения задачи

Выбор наилучшего варианта, на основе различных критериев. Оценка вероятности достижения цели

Формулировка суждения – получение ответа

Понятие – обобщённые чувственные образы

Язык ситема знаков – средство человеческого общения, мыслительной деятельности, способ самовыражения личности, передача и хранение информации

- знак – система – грамматика

- звук

 

Индукция- от общего к частному

Дедукция – от частного к общему

 

Виды мышления –

Теоритическое – точные, определённые определ понятия

Эмпирическое – ситуативные

 

Интуитивное – мгновенное,

Аналитическое – развёрнуто по времени, разбит на этапы

 

Реалистическое - реальное знание о мире

Аутетестическое – произвольное мышление. Главное – желание

 

Творческое мышление

- как способ преодоления стереотипов

- теория развития творческой личности – создание мотивации

- - как особый вид труда

- как преобразование сексуальности

 

 

Творчество – связано с познанием нового и принятием решений(в былине – на распутье)

- совершая выбор - есть из 3 пердложеных способов – ещё и 4 вернуться за танком.

 

Вопр – существует ли мышление у животных

- наглядно-действенное у обезьяны – достать банан

 

Наглядно-действенное мышление – у ребёнка сильнее развито

 

Образное мышление

Абстрактное

Вербальное мышление – развитое на основе речи.

-виды речи- устная, письмена, вслух и про себя

Чел мышление основано на речи с использованием языка(некот дети пытаются проговаривать предстоящее действие)

 

Попытаться вспомнить и воспроизвести ранее усвоенное

Попытаться узнать среди набора других материалов

Определяя время зучивания материала при повтороном его восприятии.

 

Ещё одна функция памяти, является забывание.

-как свойство хорошо организованной памяти

- материал неиспользуемый – удаляться из памяти должен – за 1 месяц не использования – ост не более 5%

 

Время поиска информации в долговременной памяти зависит от ее организации

 

1 приём связан с усвоением материала, внутренних связей смыслового материала.

2 способ – с привнесением из вне искусственных связей с запоминанием материала – мнемотехника

 

 

Мнемотехника

- метод локальной привязки – построение для запоминания ряда объектов другого – опорного ряда, элементы опорного ряда состоят из хорошо знакомых или легко заучиваимых объектов. Жёско должен быть определён порядок объектов. (выбрать объекты кот надо запомнить и свяжите их с объектами хорошо знакомые – напр с дорогой до университета – расставить необходимые объекты по местам)

- метод словесных посредников – основан на соотнесении 2 рядов объектов – запоминании и опорного ряда слов, организованных в осмысленную фразу (цвета спектра). Построение – цифры составляющие номера телефона группируются таким способ, чтобы они легко запоминались. Запоминание опорных слов и опорных дат – когда вновь заучиваемый материал вешается на старые знания. (точки привязки – остальное от них – Рождество Христово)

- метод разведения материала на группы.

 

 

Припоминание материала зависит от того насколько часто эта информация использовалось. Входит ли это в наиболее значимых.

При запоминании чаще всего опираемся на ассоциации. Которое предполагает создание связей между запоминаемым и наглядным образом – сопоставление картинки и даты.

Разнообразие приёмов запоминания повышает эффективность запоминания и создаёт позитивный настрой.

Важность эмоционального настроя на работу – эффективность лекции намного выше.

 

При необходимости запомнить материал мы

- используем повторением- не механическое заучивание – а более глубокое понимание – установление связей, вычленение объектов, установления их свойств, назначения

-приёмы повторения – установлене внутренних связей

- выявление интересов сомого человека

- обобщение материала

- способ искусственного повышения значимости запоминаемого материала.

 

Установка на запоминание создаётся с помощью самоинструкции- даётся установка на запоминание-

- либо точно запомнить

- либо просто просмотреть

-т.е определить чего надо – что запомнить, на какое время – просто принять к сведению, или запомнить дословно

 

Непроизвольное запоминание информации –

- улучшается когда запоминанемый материал включается в активную работу – группирунется, обощается

- при условии если сам запоминаемый материал вызывает активную умственную деятельность.

 

Структурирование информации в процессе её запоминания.

 

Например – на пересказ текста, кот надо воспроизвести, эффективнее, чем несколько раз прочитать.

Читать и устно пересказывать. При втором прочтении – обращаются внимание на те элементы, кот не были воспроизвести. Лучше 1 раз прочесть и 3 раза воспроизвести, чем наоборот.

 

Материал кот легко усваивается и легко запоминается.

Если материал логически легко воспринимается, то он и запоминается легко

Наиболее успешно с текстовым материал работают те, кто ежедневно прочитывает до 20 страниц.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восприятие как процесс | Этапы стресса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.