Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды стимулирования и мотивации учения

Роль мотивации в обучении

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся

 

Разнообразные исследования структуры деятельности человека подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеют­ся сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил.

Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, кото­рая идет более успешно, если:

— у учеников сформировано поло­жительное отношение к учению,

— у них есть познава­тельный интерес,

— есть потребность в получении знаний, умений и навыков,

— если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется все методы организации и осуществле­ния учебной деятельности — словесные, на­глядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.

Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие под­группы.

1. Методы формирования познавательных интересов у учащихся.

2. Методы форми­рования чувства долга и ответственности в учении.

 

Методы формирования познавательных интересов у уч-ся

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,

2) наличием познавательной стороны этой эмоции,

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечи­вать возникновение положительных эмоций по отношению к учеб­ной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществ­ления.

Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удив­ления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутрен­ние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Это — метод эмоционального стимулирования.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стиму­лирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности — введение в учебный процесс зани­мательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Например, ученикам предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, житейское и научное объяснение законов свободного падения, законов плавания.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Без всего этого речь преподавателя, конечно, остается информа­тивно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом, между прочим, еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.

1. Стимулирующее влияние содержания обучения

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является прежде всего влияние содержания обучения. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформу­лированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образо­вательное, воспитывающее и развивающее влияние,...).

Но имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения:

— создание ситуации новизны, актуальности,

— приближения содержания к важным открытиям в науке, технике, культуре.

2. Познавательные игры

Важным методом стимулирования интереса можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.

Игра давно уже исполь­зуется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные игры с познавательным содержанием. Например, это игры-путешествия, игры типа электровикторин, деловые игры — экономические, управленческие и т.д.

3. Учебные дискуссии.

К методам стимулирования и мотивации учения мы относим также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышен­ный интерес к теме. Научные споры ведутся и на современном этапе развития науки учеными различных наук. Поэтому учащимся необходимо показывать сравнительную характеристику различных подходов к научным явлениям и процессам. Включение учащихся в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.

Однако ситуации спора, учебные дискуссии преподаватель может создавать и в момент изучения обычных учебных вопросов. Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Традиционно можно задать вопрос типа: “А кто думает иначе?” И если такой прием вызывает спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и ждут аргументированного заключения преподавателя.

4. Стимулирование с помощью анализа жизненных ситуаций — как метод обу­чения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.

Могут использоваться например, на занятиях по педагогике, психологии, истории, культуре, этике.

5. Создание ситуаций успеха в учении

Одним из действенных приемов стимулиро­вания интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Изве­стно, что без переживания радости успеха невозможно по-насто­ящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учеб­ных затруднений.

Поэтому преподаватели и учителя должны так подбирать задания для учеников, чтобы, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе до­ступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполне­нию более сложных упражнений.

Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи учащимся в выпол­нении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабо­успевающим могут быть даны карточки-консульта­ции, планы предстоящего ответа.

Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий учащихся, т. е. путем специального подбадривания.

Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благопри­ятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состоя­ние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

 

Методы стимулирования долга и ответственности в учении

 

Процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особо значимыми являются мотивы долга и ответственности обучаемых в учении.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов:

— разъяснения уч-ся общественной и личностной значимости учения;

— предъявле­ния требований, приучения их к выполне­нию требований;

— поощрения их за успешное, добросовестное вы­полнение своих обязанностей;

— оперативного контроля за выполне­нием требований,

— указания на недо­статки, порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отно­шение к учению.

Важно подчеркнуть, что методы и приемы формирования долга и ответственности в учении опираются на методы воспитания учащихся, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Разъяснение общественной значимости учения.

Убеждение в общественной значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии производ­ства.

Особенно важно разъяснить роль науки как непосредственной производительной силы в современном об­ществе, несмотря на кризис в науке и производстве. Это может быть показ ученикам на убедительных примерах того, что при росте кругозора создаются возможности для широкого проявления рационализации и изобретательства, для автоматизации произв.

Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобре­тают характер методов стимулирования долга в учении.

Разъяснение личностной значимости учения.

Если учащиеся довольно быстро понимают значение усвоения учебных предметов, близких к профилю ожидаемой специализации, то значимость усвоения других предметов им все же приходится разъяснять.

Например, когда учащиеся избира­ют технический профиль специализации, им приходится разъяс­нять роль и значение гуманитарного цикла предметов. При этом им надо показать, что в современных коллекти­вах важное место занимает культурный кругозор, и он становится важным условием успешного вхождения личности в коллектив, ее участия во всех сферах деятельности.

Предъявление учебных требований.

Метод предъявления тре­бований к учащимся определяется:

— правилами поведения,

— кри­териями оценки знаний по всем предметам,

— правилами внутрен­него распорядка,

— Уставом образовательного заведения.

Надо иметь в виду, что стимулирование долга и ответствен­ности в учении должно сочетаться с методами приучения учащихся к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины.

Поощрение и порицание в учении.

Метод поощрения учащихся применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. Круг поощрений очень разнообразен. В учебном процессе — это похвала, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является иск­лючением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.

Только уме­лое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учащиеся | Методы контроля и самоконтроля в обучении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.