КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика государственной власти
Прежде чем рассмотреть признаки государственной власти, необходимо остановиться на понятии власти вообще как социальном явлении. Различные ученые в разные периоды человеческой истории неодинаково оценивали и характеризовали власть. Одним из самых первых понимании сущности власти было религиозное. Мыслители того времени считали, что власть ниспослана Богом. Одним определено повелевать, властвовать, а другим -подчиняться. Таковой признавалась воля Бога. Этой точки зрения придерживались Платон, Аристотель, Гегель. Существовала также теория естественного происхождения власти. Согласно этой теории каждый человек от рождения обладал естественными правами, в том числе и правом создания для себя специальных властных органов управления. Люди заключали договор о создании государственных органов управления их общими делами и передавали им свои права на управление этими делами. Так считали Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж. Руссо. Еще одну точку зрения можно назвать экономической. Она заключается в том, что при разделении общества на классы бедных и богатых возникает экономическая зависимость первых от вторых. Эта экономическая зависимость порождает политическую власть богатых как социальную функцию экономически господствующего класса по отношению ко всему обществу. Данную теорию признавали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Наряду с процессом происхождения власти причинами ее возникновения ученые исследовали и сущность власти, ее содержательные характеристики. Так, некоторые ученые определяли власть как социальное сосредоточие командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов общества. Таким образом, по их мнению, власть — это социальное явление, порожденное существующими в обществе различными слоями или классами, которые с целью командования другими слоями или классами формировали свои органы власти и с их помощью управляли обществом. Другие ученые источник власти и ее сущность характеризовали как проявление личных субъективных черт характера человека, как потенциальную способность, которой обладает группа или индивид, чтобы с ее помощью влиять на другого. Данная точка зрения в настоящее время получила дальнейшее развитие. Появилось даже специальное учение — бихевиоризм, которое исследует поведение человека и его психологические мотивы. Управление рассматривается как соединение двух личностей: с одной стороны психологически склонной к управлению и способной управлять, а с другой стороны, личности, нуждающейся в управлении, командовании и неспособной самостоятельно принимать решения. В науке рассматривается и изучается власть и как определенная форма связи властвующих и подчиненных, как механизм их взаимодействия. Считается, что власть есть деятельность одной стороны, побуждающая другую сторону к определенному поведению, отвечающему интересам первой стороны. Побуждение к определенному поведению может выражаться в форме приказания, принуждения, запугивания угрозой наказания, материального или иного стимулирования (обещание и выдача вознаграждения, повышение социального статуса) либо лишения каких-либо благ, привилегий и т.д. Данные средства могут быть названы механизмом осуществления власти или властвования. В связи с этим выделяются также субъект и объект властвования. Субъектом считается лицо, орган, организация, государство, которые осуществляют власть, т. е. оказывают властное воздействие на управляемых или подчиненных. Последние в данном случае являются объектом властвования или управления. Наиболее оптимальной формой властвования является совпадение субъекта и объекта в одном лице. Такая форма называется самоуправлением, поскольку властные решения принимаются самой организацией, которая затем выполняет это решение. Достоинство данной формы властвования заключается в следующем. Во-первых, властное решение наиболее полно и точно отражает интересы и потребности объекта управления. Во-вторых, не требуется никаких промежуточных звеньев, которые обеспечивали бы связь между субъектом и объектом, передавали властное решение от субъекта управления к объекту и результаты выполнения этого решения, соответственно, от объекта к субъекту управления. И, в-третьих, при самоуправлении затрачивается минимум средств и времени для корректировки властного решения в случае возникновения такой необходимости. Важное значение для характеристики власти имеет процедура властвования. Она включает в себя собственную деятельность властвующего органа по анализу и оценке конкретной ситуации, определению целей и задач управленческой деятельности в этой ситуации, количества и видов материальных и иных ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, использование переговоров, компромиссов, уступок, предварительных соглашений с другими структурами, имеющими свой интерес в сфере управленческой деятельности данного властвующего органа, и наконец, принятие властного решения, обеспечение его исполнения и получение желаемого результата. Необходимо также отметить, что власть имеет организующее начало в жизни общества. В условиях первобытнообщинного строя власть старейшины, военноначальника объединяла род в единое социальное образование и обеспечивала его согласованное функционирование. В последующем, после распада родового строя и возникновения государства, последнее также выполняло организующую роль. Постепенно государство совершенствовало свою организаторскую деятельность, создавая все более рациональное и эффективное функционирование общества как единого социального образования. Реализация власти характеризуется определенными организационными аспектами. К их числу могут быть отнесены: а) организация самой властвующей структуры и ее деятельности по выполнению властных функций; б) издание различных конкретных властных предписаний, предназначенных для разового применения в отношении отдельных индивидов и нормативных актов, направленных на регулирование поведения неопределенного количества лиц в течение длительного времени; в) осуществление контроля за выполнением индивидуальных и нормативных предписаний и оказания воздействия на лиц, не выполняющих эти предписания. Следует отметить и еще одно обстоятельство. Власть и властвование в обществе, как правило, имеет несколько уровней. Высшим уровнем является власть, распространяющаяся на все данные социальные образования — государство, княжество, племя. Внутри этих социальных образований, например государства, могут быть региональные, местные властвующие структуры, а также властвующие органы в общественных, религиозных, хозяйствующих, творческих, профессиональных и иных формированиях. Взаимосвязь и взаимодействие всех властвующих структур образует функционирование всего общества как единого социального образования. В юридической науке сформулировано понятие государственной власти, имеющей специфику по сравнению с другими видами властей. Она характеризуется как авторитетное положение субъекта власти государственного органа или должностного лица, обладающего правом в пределах своих полномочий, определенных законом, непосредственно распоряжаться действиями других органов, организаций, отдельных граждан, а также принимать индивидуальные и нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которых они касаются, и привлекать к юридической ответственности лиц, нарушающих действующее законодательство. Государственная власть в обществе существовала не всегда. До появления государства она имела общественный характер. У нее не было специального управленческого аппарата, состоявшего из профессиональных управленцев, получавших заработную плату за свою управленческую деятельность, она не обладала правом издавать законы, другие нормативные правовые акты, не имела вооруженных отрядов — армию, полицию, милицию и пенитенциарных учреждений, предназначенных для принудительного отбывания наказания. Власть осуществлялась всеми членами рода путем принятия решений на общих основаниях, в основном добровольного их исполнения, избрания и переизбрания старейшин, которые осуществляли повседневное руководство жизнью рода. В настоящее время наряду с государственной властью существуют и другие виды власти, которые существуют в различных социальных организациях: в общественных объединениях, религиозных (конфессиональных) структурах, в семье, на частных предприятиях и т.д. Государственная власть имеет специфические особенности, отличающие ее от всех других социальных властей. Эти особенности характеризуются следующими чертами. 1. Государственная власть верховная. Она доминирует над всеми другими социальными властями. Кроме того, она с помощью права определяет полномочия всех других властей, порядок их деятельности и взаимоотношения с государственной властью, в том числе меры воздействия на них в случае нарушения ими законодательства, включая запрещение их деятельности. 2. Государственная власть суверенна. Она самостоятельно принимает властные решения и проводит их в жизнь. Никто, кроме самого государства и его полномочных органов, не может осуществлять властное государственное управление обществом и никто не может навязывать государству и его органам свою волю, кроме случаев, предусмотренных законодательством, регулирующим субординацию государственных структур, их соподчинение, а также взаимодействие государства, народа и общества. В демократических государствах источником государственной власти является народ. Он формирует путем избрания основные органы государственной власти, которые в своей деятельности руководствуются интересами народа и подконтрольны ему. Важную роль в определении политики, проводимой государством играют общественные формирования граждан, в первую очередь политические партии. Набравшие большинство голосов избирателей и победившие на выборах партии формируют правительство и проводят политику, поддерживаемую избирателями. 3. Государственная власть имеет всеобщий характер. Она распространяется на все население страны, на все предприятия, организации, другие социальные образования и на все основные социальные сферы общества. Так, в сфере экономики государство непосредственно через своих представителей осуществляет управление государственной собственностью, унитарными предприятиями, с помощью права регулирует экономические отношения и осуществляет контроль за соблюдением экономического законодательства хозяйствующими субъектами. Аналогичную деятельность государство ведет в области образования, медицинского обслуживания, культуры, социального обеспечения граждан, оказывает помощь малоимущим, имеющим низкий доход, многодетным семьям, инвалидам, безработным. Оно регулирует отношения между гражданами, органами и организациями, а также межнациональные, межрелигиозные, межрегиональные и другие отношения, существующие в обществе. 4. Государственная власть публична. Это означает, что ее органы формируются не отдельными частными лицами, а народом, обществом путем избрания. Кроме того, людям известны должностные лица и государственные служащие, осуществляющие государственную власть. Деятельность государственных органов является открытой, гласной. Принимаемые ими решения — нормативные правовые и иные акты, доводятся до сведения всех граждан или лиц, которых они касаются. Исполнение нормативных правовых и иных актов государственная власть контролирует гласно, а в случае их невыполнения также открыто и гласно привлекает к ответственности. 5. Государственная власть может использовать организованное государственное насилие. Для этого она имеет специальные органы принуждения, в том числе вооруженные органы полиции или милиции, отряды специального назначения, например для борьбы с организованной преступностью, терроризмом. Кроме того, у государственной власти имеются особые пенитенциарные учреждения — тюрьмы, следственные изоляторы и другие, в которых под вооруженной охраной содержатся до суда лица, подозреваемые в совершении преступлений и осужденные. 6. Государственная власть может быть легитимной и нелегитимной, т. е. сформированной и действующей в соответствии с Конституцией страны, существующим законодательством, либо узурпированной, т. е. захваченной незаконно и насильственно. Как правило, захват власти осуществляется небольшой группой лиц, либо даже одним человеком со своими сообщниками. В последующем, после захвата власти, как правило, происходит ее легитимизация, т. е. создаются законы, обеспечивающие правовое подтверждение и закрепление новой власти.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |