Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные типологии государств




Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах

В современных цивилизованных странах все большее расп­ространение получает принцип разделения государственных властей. Идея разделения властей была высказана еще Плато­ном, Аристотелем и другими древнегреческими мыслителями. Так, Аристотель писал, что в любом государстве имеются три элемента: первый — законосовещательный орган о делах госу­дарства, второй магистратуры (именно: какие магистратуры должны быть вообще, какие из них главные, каков должен быть способ их замещения), третий — судебные органы.

Это разделение на три элемента не имеет прямого отношения к разделению властей в государстве, но они положили начало идее о таком разделении.

Наиболее полно эта идея была проработана Д.Локком, Ш.Монтескье, И.Кантом, Г.В.Ф.Гегелем и Т.Джефферсоном. Они сформулировали необходимость разделения государ­ственной власти на законодательную, исполнительную и су­дебную. При этом Монтескье критиковал позицию древних греков. Он писал: «Греки не составляли себе правильного представления о распределении трех властей в правление од­ного; они дошли до этого представления только в применении к правлению многих и назвали государственный строй такого рода политией» (Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 303). Разделение властей Гегель считал «гарантией публичной сво­боды» (ГегельГ.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 67).

Эта гарантия заключается в том, что при разделении властей осуществляется взаимный контроль за законностью осуществления полномочий каждой ветвью власти, не допуска­ется узурпация всей полноты одной ветвью власти, а значит и ликвидация демократических прав и свобод.

Монтескье полагал, что в обществе должно быть верховенство права, которым обеспечивается разделение властей на законо­дательную и судебную. Законодательная власть в свободном го­сударстве является лишь выражением общей воли народа. Ее де­ятельность и принимаемые законы должны соответствовать принципам права, естественным правам человека, идеям свобо­ды и справедливости. Юридически она ограничена конституци­ей страны.

Главное назначение законодательной власти — создать право в форме законов, обязательных для всех государственных и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан. За­конодательную власть осуществляют специальные законода­тельные органы, состоящие из представителей народа.

Законодательная власть занимает главенствующее положе­ние в государстве, поскольку она определяет в конечном счете правовые основы и формы деятельности исполнительной и су­дебной власти путем принятия актов высшей юридической си­лы — законов.

В современных государствах основным органом законода­тельной власти является парламент.

Исполнительная власть выступает в форме исполнительного органа общей воли государства — правительства и его полномо­чия распространяются на всех граждан. Исполнительная власть ограничена законами и в своей деятельности, и в издании ак­тов. Она не может издавать акты, предусматривающие новые права и обязанности граждан и организаций. Ее деятельность считается правовой, если она действует в соответствии с зако­нами и направлена на их исполнение. Она подотчетна законо­дательной власти, а законность ее деятельности определяется судебной властью.

Подотчетность исполнительной власти законодательной вы­ражается в том, что последняя может заслушивать отчеты пра­вительства, его членов по решению тех или иных вопросов, например, о выполнении бюджета, и принимать решения одоб­ряющие или неодобряющие мероприятия исполнительной власти. Депутаты законодательного собрания обладают правом запроса в органы исполнительной власти об их деятельности по конкретным проблемам, а последние обязаны дать официаль­ный ответ. Проводятся также парламентские слушания, на ко­торых обсуждаются вопросы деятельности исполнительной власти.

Судебная власть охраняет права и законные интересы граж­дан и организаций при нарушении их органами законодатель­ной и исполнительной власти, другими органами и организа­циями, гражданами, а также проверяет конституционность актов и действий законодательной и исполнительной власти. Органы судебной власти (суды) принимают решения, обяза­тельные для всех государственных и иных органов и организа­ций, а также граждан, которых они касаются. При признании неконституционными актов и действий законодательных или исполнительных органов они утрачивают силу, т. е. перестают действовать.

В настоящее время с целью недопущения узурпации одной ветвью власти всей полноты власти в государстве разработана система сдержек и противовесов. В случае выхода одной из властей за пределы своих полномочий, другие власти вправе применить соответствующие меры, восстанавливающие закон­ность и равновесие властей в государстве. Авторами концепции сдержек и противовесов являются американцы Гамильтон и Мэдисон.

Исполнительная власть сдерживает законодательную путем представления проектов законов и обязанности законодатель­ной власти рассмотреть их. Тем самым исполнительная власть определяет основные направления деятельности законодатель­ной власти. Глава исполнительной власти обладает также пра­вом отлагательного вето, согласно которому закон может быть не подписан главой исполнительной власти и возвращен на но­вое рассмотрение.

Законодательная власть может преодолеть вето повторным голосованием. При этом за закон должны проголосовать две трети депутатов законодательного органа. В этом случае глава исполнительной власти обязан подписать закон.

Исполнительная власть может оспорить в Конституционном суде принятый законодательной властью закон, если он проти­воречит Конституции.

Законодательная власть также может оспорить в Конститу­ционном суде неконституционную деятельность исполни­тельной власти. Она также может объявить импичмент, т. е. отстранить главу исполнительной власти от должности либо выразить недоверие правительству, которое после этого ухо­дит в отставку.

Разделение властей может быть жестким и мягким. Напри­мер, жесткое разделение властей существует в США, где испол­нительная и законодательная власть формируются независимо друг от друга и действуют самостоятельно.

Мягкое разделение властей существует в тех государствах, где законодательная власть принадлежит победившей на выборах партии, которая формирует и исполнительную власть — прави­тельство.

Наиболее распространено разделение на три власти. В некото­рых странах Латинской Америки выделена четвертая власть - из­бирательная. В Никарагуа существует шесть властей: политичес­кая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

В федеративных государствах разделение властей имеет мес­то не только по горизонтали, но и по вертикали: на власть фе­деральную и субъектов Федерации.

Типология государств есть разделение их на определенные группы. Она может быть проведена по различным основаниям. Так, по внешним характеристикам государства могут быть раз­делены в зависимости от времени их существования на древ­ние, средневековые и современные; по размерам занимаемой территории и количеству населения на большие, средние и ма­лые; по характеру экономики — на промышленные и сельско­хозяйственные; по уровню ее развития — на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные и т. д.

Особое место занимает типология государств, разработанная древнегреческими и последующими мыслителями и учеными до формационной типологии государств, разработанной К. Марксом и его сторонниками.

Исторически первой типологией государств была античная. Такие мыслители древности как Сократ, Платон, Аристотель и другие делили все государства на правильные и неправильные. К правильным они относили государства, где власть осущес­твлялась на основе законов и в общих интересах, к неправиль­ным государства, в которых власть действовала, не опираясь на законы и служила интересам правителей.

Платон выделил три правильные формы государства: закон­ную монархию, аристократию, т. е. законную власть немногих и демократию — власть демоса, опирающуюся на законы, и три неправильные — тиранию, т. е. незаконную власть одного лица, олигархию — незаконную власть немногих и незаконную де­мократию — власть демоса, не опирающуюся на законы. Анало­гичную типологию государств проводил и Аристотель. Данная типология государств основывается только на двух критериях:

законности и количестве властвующих и, конечно, не может быть признана достаточно обоснованной, хотя ее критерии имеют очень важное значение для ее последующего развития.

Гегель типологию государств выводил из свободы духа и раз­вития разума. По его мнению, существовали четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное; 2) языческое; 3) римское; 4) германское.

Смена этих четырех всемирно-исторических царств означа­ла смену типов или форм государств. При этом восточное царство было теократией — свободой одного верховного пра­вителя; греческое и римское царства представляли собой де­мократию или аристократию, т. е. свободу части населения, германское царство — конституционная монархия с системой представительных органов, что, по мнению Гегеля, означало свободу для всех (Подробнее о типологии государств см.: Нерсеянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 236-245).

В последующем ученые и мыслители выделили два основных вида типологий государств — формационную, основой которой является общественно-экономическая формация и цивилизационную, опирающуюся на уровень развития цивилизации. Возможно выделение и третьего вида типологии — экономичес­кой, учитывающей роль государства в сфере экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.