КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и основные типологии государств
Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах В современных цивилизованных странах все большее распространение получает принцип разделения государственных властей. Идея разделения властей была высказана еще Платоном, Аристотелем и другими древнегреческими мыслителями. Так, Аристотель писал, что в любом государстве имеются три элемента: первый — законосовещательный орган о делах государства, второй магистратуры (именно: какие магистратуры должны быть вообще, какие из них главные, каков должен быть способ их замещения), третий — судебные органы. Это разделение на три элемента не имеет прямого отношения к разделению властей в государстве, но они положили начало идее о таком разделении. Наиболее полно эта идея была проработана Д.Локком, Ш.Монтескье, И.Кантом, Г.В.Ф.Гегелем и Т.Джефферсоном. Они сформулировали необходимость разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом Монтескье критиковал позицию древних греков. Он писал: «Греки не составляли себе правильного представления о распределении трех властей в правление одного; они дошли до этого представления только в применении к правлению многих и назвали государственный строй такого рода политией» (Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 303). Разделение властей Гегель считал «гарантией публичной свободы» (ГегельГ.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 67). Эта гарантия заключается в том, что при разделении властей осуществляется взаимный контроль за законностью осуществления полномочий каждой ветвью власти, не допускается узурпация всей полноты одной ветвью власти, а значит и ликвидация демократических прав и свобод. Монтескье полагал, что в обществе должно быть верховенство права, которым обеспечивается разделение властей на законодательную и судебную. Законодательная власть в свободном государстве является лишь выражением общей воли народа. Ее деятельность и принимаемые законы должны соответствовать принципам права, естественным правам человека, идеям свободы и справедливости. Юридически она ограничена конституцией страны. Главное назначение законодательной власти — создать право в форме законов, обязательных для всех государственных и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан. Законодательную власть осуществляют специальные законодательные органы, состоящие из представителей народа. Законодательная власть занимает главенствующее положение в государстве, поскольку она определяет в конечном счете правовые основы и формы деятельности исполнительной и судебной власти путем принятия актов высшей юридической силы — законов. В современных государствах основным органом законодательной власти является парламент. Исполнительная власть выступает в форме исполнительного органа общей воли государства — правительства и его полномочия распространяются на всех граждан. Исполнительная власть ограничена законами и в своей деятельности, и в издании актов. Она не может издавать акты, предусматривающие новые права и обязанности граждан и организаций. Ее деятельность считается правовой, если она действует в соответствии с законами и направлена на их исполнение. Она подотчетна законодательной власти, а законность ее деятельности определяется судебной властью. Подотчетность исполнительной власти законодательной выражается в том, что последняя может заслушивать отчеты правительства, его членов по решению тех или иных вопросов, например, о выполнении бюджета, и принимать решения одобряющие или неодобряющие мероприятия исполнительной власти. Депутаты законодательного собрания обладают правом запроса в органы исполнительной власти об их деятельности по конкретным проблемам, а последние обязаны дать официальный ответ. Проводятся также парламентские слушания, на которых обсуждаются вопросы деятельности исполнительной власти. Судебная власть охраняет права и законные интересы граждан и организаций при нарушении их органами законодательной и исполнительной власти, другими органами и организациями, гражданами, а также проверяет конституционность актов и действий законодательной и исполнительной власти. Органы судебной власти (суды) принимают решения, обязательные для всех государственных и иных органов и организаций, а также граждан, которых они касаются. При признании неконституционными актов и действий законодательных или исполнительных органов они утрачивают силу, т. е. перестают действовать. В настоящее время с целью недопущения узурпации одной ветвью власти всей полноты власти в государстве разработана система сдержек и противовесов. В случае выхода одной из властей за пределы своих полномочий, другие власти вправе применить соответствующие меры, восстанавливающие законность и равновесие властей в государстве. Авторами концепции сдержек и противовесов являются американцы Гамильтон и Мэдисон. Исполнительная власть сдерживает законодательную путем представления проектов законов и обязанности законодательной власти рассмотреть их. Тем самым исполнительная власть определяет основные направления деятельности законодательной власти. Глава исполнительной власти обладает также правом отлагательного вето, согласно которому закон может быть не подписан главой исполнительной власти и возвращен на новое рассмотрение. Законодательная власть может преодолеть вето повторным голосованием. При этом за закон должны проголосовать две трети депутатов законодательного органа. В этом случае глава исполнительной власти обязан подписать закон. Исполнительная власть может оспорить в Конституционном суде принятый законодательной властью закон, если он противоречит Конституции. Законодательная власть также может оспорить в Конституционном суде неконституционную деятельность исполнительной власти. Она также может объявить импичмент, т. е. отстранить главу исполнительной власти от должности либо выразить недоверие правительству, которое после этого уходит в отставку. Разделение властей может быть жестким и мягким. Например, жесткое разделение властей существует в США, где исполнительная и законодательная власть формируются независимо друг от друга и действуют самостоятельно. Мягкое разделение властей существует в тех государствах, где законодательная власть принадлежит победившей на выборах партии, которая формирует и исполнительную власть — правительство. Наиболее распространено разделение на три власти. В некоторых странах Латинской Америки выделена четвертая власть - избирательная. В Никарагуа существует шесть властей: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная. В федеративных государствах разделение властей имеет место не только по горизонтали, но и по вертикали: на власть федеральную и субъектов Федерации. Типология государств есть разделение их на определенные группы. Она может быть проведена по различным основаниям. Так, по внешним характеристикам государства могут быть разделены в зависимости от времени их существования на древние, средневековые и современные; по размерам занимаемой территории и количеству населения на большие, средние и малые; по характеру экономики — на промышленные и сельскохозяйственные; по уровню ее развития — на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные и т. д. Особое место занимает типология государств, разработанная древнегреческими и последующими мыслителями и учеными до формационной типологии государств, разработанной К. Марксом и его сторонниками. Исторически первой типологией государств была античная. Такие мыслители древности как Сократ, Платон, Аристотель и другие делили все государства на правильные и неправильные. К правильным они относили государства, где власть осуществлялась на основе законов и в общих интересах, к неправильным государства, в которых власть действовала, не опираясь на законы и служила интересам правителей. Платон выделил три правильные формы государства: законную монархию, аристократию, т. е. законную власть немногих и демократию — власть демоса, опирающуюся на законы, и три неправильные — тиранию, т. е. незаконную власть одного лица, олигархию — незаконную власть немногих и незаконную демократию — власть демоса, не опирающуюся на законы. Аналогичную типологию государств проводил и Аристотель. Данная типология государств основывается только на двух критериях: законности и количестве властвующих и, конечно, не может быть признана достаточно обоснованной, хотя ее критерии имеют очень важное значение для ее последующего развития. Гегель типологию государств выводил из свободы духа и развития разума. По его мнению, существовали четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное; 2) языческое; 3) римское; 4) германское. Смена этих четырех всемирно-исторических царств означала смену типов или форм государств. При этом восточное царство было теократией — свободой одного верховного правителя; греческое и римское царства представляли собой демократию или аристократию, т. е. свободу части населения, германское царство — конституционная монархия с системой представительных органов, что, по мнению Гегеля, означало свободу для всех (Подробнее о типологии государств см.: Нерсеянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 236-245). В последующем ученые и мыслители выделили два основных вида типологий государств — формационную, основой которой является общественно-экономическая формация и цивилизационную, опирающуюся на уровень развития цивилизации. Возможно выделение и третьего вида типологии — экономической, учитывающей роль государства в сфере экономики.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |