КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное мнение о нравственных качествах государственных служащих
Нравственное противостояние гражданского общества и государства было объектом анализа еще в таких классических трудах, как «Политика» Аристотеля, «Законы» Платона, «О духе законов» Ш. Монтескье, «Общественный договор» Ж.-Ж. Руссо и других произведениях по политической, правовой и этической философии. Современные социально-политические и социокультурные условия резко усугубили противоречие между гражданским обществом и государственными служащими, а тотальная ориентация на экономическую эффективность негативно сказалась и на моральных, и на профессиональных качествах государственных служащих. Значительная часть населения склонна рассматривать отношения между обществом и бюрократией как конфликтные. Особенно склонны драматизировать противоречия между бюрократией и обществом предприниматели, в меньшей степени пенсионеры (40 %). Однако сами государственные служащие напряженность своих отношений с населением склонны не замечать, лишь 17 % государственных служащих отмечают сложившийся конфликт между органами государственной власти и населением. Гражданское общество дает весьма низкую оценку и государственной службе и государственным служащим. Если суммировать данные различных источников, анализирующих эту проблему, то выявляются конкретные негативные нравственные качества государственных служащих, которые в наибольшей мере возмущают людей. Государственные служащие обвиняются в стремлении использовать должностную позицию в корыстных целях, во взяточничестве, неуважительном отношении к людям, незнании подлинных нужд населения, оторванности от общества и граждан, пренебрежении к законам. На первое место среди человеческих качеств, которыми наделены сегодня работники многочисленных бюрократических учреждений, респонденты поставили равнодушие к людям (66 %), на второе — продажность (58,5 %), на третье — безразличие к интересам страны (41 %). (Андреев А. Российское общество: запрос на нравственность и компетентность // Государственная служба. — 2006. — № 1. — С. 29. Указ Президента РФ от 19.11.2002 г. № 1336 «О федеральной программе "Реформирование государственной службы РФ (2003 - 2005 гг)"» // СЗ РФ — 2002. - № 47. - Ст. 4664.) Негативные оценки нравственных характеристик современных государственных служащих от года к году принципиально не улучшаются, а нравственная ситуация в сфере государственной службы по-прежнему характеризуется как противоречивая, неустойчивая, конфликтная. В рамках реализации программы реформирования государственной службы 2003-2005 гг. Министерством экономического развития РФ были проведены репрезентативные социологические опросы населения об отношении к государственным служащим и реформе государственной службы. (Отчет о выполнении Минэкономразвития России мероприятий, предусмотренных федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» за 2003 год // http://www.budgetrf.ru.). Опросы проводились по месту жительства респондентов в Самаре, Саратове, Красноярске, Чебоксарах. Полученные данные социологических исследований позволили специалистам сделать следующие выводы. Чиновник не относится гражданами ни к одной четко определенной социальной группе и занимает маргинальную (и оттого отвергаемую) социальную позицию, что вызвано недостаточной осведомленностью населения о деятельности государственных гражданских служащих. В восприятии участников опроса чиновники — это люди, наделенные властными полномочиями, управленческими функциями и имеющие доступ к значительным ресурсам. Границы понятия «чиновник» в массовом сознании размыты: нередко к ним причисляются любые «начальники», включая руководителей предприятий и организаций, не имеющих никакого отношения к государственной службе. Представления опрошенных о сфере деятельности, компетенции и ответственности чиновников также размыты. Многие респонденты убеждены, в частности, что они должны заниматься законотворчеством, исполнять «свои» обязательства перед избирателями. Опрошенные граждане приписывают государственным служащим несвойственные государственной службе функции, функции депутатов, политиков, лиц, замещающих выборные государственные должности. Среди участников опроса доминирует негативное отношение к чиновникам и их деятельности. Большинство респондентов считают, что госслужащие справляются со своими обязанностями хуже, чем на исходе советской эпохи. Почти половина опрошенных в Саратове, примерно треть в Самаре и Красноярске и четверть в Чебоксарах считают, что чиновники в целом приносят больше вреда, чем пользы. Противоположного мнения придерживаются немногие: от 7 % в Саратове и около 16 % в Самаре. Большинство респондентов, указывая на престиж государственной службы (социальное положение, льготы, другие возможности и пр.), испытывают чувство неприязни по отношению к госслужащим. Более половины респондентов полагают, что современные чиновники обладают избыточными полномочиями и используют их преимущественно в корыстных интересах. Среди опрошенных преобладает мнение о едва ли не тотальной коррумпированности чиновников, причем примерно каждый третий респондент в Самаре и Саратове, каждый четвертый в Красноярске и каждый пятый в Чебоксарах утверждает, что ему лично или его близким доводилось давать взятки чиновникам. Однако при общем неприязненном отношении к государственным служащим большинство опрошенных хотели занять их место. Работа государственных служащих признается выгодной и престижной. Прежде всего, респонденты отмечали материальную выгоду (высокие официальные и теневые доходы), о доступе к различным ресурсам, льготам, о высоком социальном статусе госслужащего. Отмечается также, что работа чиновников требует высокого профессионализма и связана с повышенной ответственностью. Прослеживается интересная особенность общественного мнения: не столь плох чиновник, сколько сама по себе профессия государственного служащего, с точки зрения опрошенных, «сулит» высокое денежное содержание, различные льготы, возможности теневых доходов. И престижной она считается именно с этой точки зрения. И с точки зрения самой общественности государственная служба — это, прежде всего, особые возможности для обогащения. Специалисты, проводившие опрос, также отмечают, что негативное отношение к государственным служащим характерно для следующих социально-демографических групп: «старший возраст», «образование ниже среднего», «низкий уровень дохода», низкая социальная адаптивность. Рациональное сочувствие (относительно позитивное отношение к государственной службе, связанное в основном с хорошей осведомленностью о деятельности государственных служащих) прослеживается среди людей с высокими доходами, высшим образованием, «молодого» и отчасти «среднего» возраста. Специалисты также пришли к выводу о том, что образ «хорошего чиновника» близок к образу «доброго царя» — сильного, строгого и справедливого, который заботится о простом народе. При этом образ, который рисуют респонденты, — это образ чиновника всемогущего и всевидящего, заботливого и справедливого, отвечающего практически за все происходящее в стране. В общественном сознании госслужащие должны обеспечивать максимальное количество нужд граждан, в то же время чиновников необходимо сокращать — в этом содержится противоречивость и неоднозначность понимания феномена чиновничества гражданами. В этой связи человеческие качества в государственных служащих ценятся выше, чем профессиональные. Проведенный опрос продемонстрировал, что большинство респондентов считает, что чиновники должны получать заработную плату примерно равную зарплате специалистов и руководителей такой же квалификации, занятых в промышленном производстве. Так считает примерно половина участников опроса, тогда как примерно четверть — полагает, что они должны получать более высокую зарплату. Как уверены респонденты, повышение заработной платы чиновникам может происходить только в связи с повышением уровня жизни населения. Прослеживается тенденция к уравнению доходов государственных служащих и населения. Большинство респондентов (2/3) поддерживает идею оплаты труда чиновников по результатам их деятельности, примерно такое же количество населения поддерживает регулярные опросы граждан для оценки деятельности государственных служащих. Население высказывает недоверие к деятельности государственных служащих, сомневаясь в нравственности их помыслов и поступков. Материалы социологических исследований демонстрируют мнение населения о профессиональной мотивации государственных служащих. Участники опроса обозначили следующие основы профессиональной мотивации государственных служащих: занять престижное место в обществе (53,6 %), получить гарантии стабильного положения и постоянной работы (38,2 %), открыть для себя возможности карьерного роста (36,0 %.). Этические трансформации на государственной службе. Можно по-разному оценивать современное чиновничество, его духовно-нравственный облик, но в любом случае оно является зеркальным отражением тех процессов и тех изменений, которые в этом обществе происходят. По результатам Всероссийского социологического опроса, проведенного РАН в 2005 г., мнения рядовых граждан и чиновников о том, что важнее в современном российском обществе для обеспечения прочного благополучия и высокого статуса — деньги или власть, оказались очень близки: как среди «бюрократов», так и среди рядовых граждан 51 % поставили на первое место богатство, а 40 % — властные полномочия. Напрямую это утверждение касается нравственного сознания государственных служащих и служебных аномалий (бюрократизм, карьеризм, коррупция), которые особенно активно обсуждаются в последнее время. Факторы, влияющие на изменения этики на государственной службе, в самом общем виде можно объединить в три группы. 1. Общественные процессы и явления. Современное чиновничество испытывает на себе влияние специфических проблем российского общества. В сегодняшнем общественном сознании нормы морали скорее сомнительны, чем бесспорны. Духовная жизнь российского общества с его прагматизмом и политизированностью характеризуется, с одной стороны, утратой старых идеалов, потерей нравственных ориентации, стертости границ между добром и злом, с другой — созреванием антинигилизма и накапливанием воли к выбору между безнравственностью и нравственностью в пользу последней. Достаточно долгое время моральное регулирование не имело определенной направленности. Положение усугубляется отсутствием в российском обществе господствующей морали. Только в последнее время ситуация несколько начала меняться, государство в лице политических и административных структур стало делать акценты на необходимости нравственного развития и совершенствования российского общества. Такая ситуация не могла не сказаться и на государственной службе. Поведение чиновников во многом определяется их субъективными представлениями о должном, справедливом и законном, складывающимися под влиянием тех процессов, которые происходят в обществе. И общее «падение нравов» отразилось на нравственном духе государственных служащих. Утрата роли и значения общественных нравственных ценностей и норм административной морали привела государственную службу к моральному вакууму. Старые нормы советской трудовой морали были разрушены, неформальные нормы административной этики утратили свой потенциал регулирования служебных отношений на государственной службе. Широкая пропаганда в средствах массовой информации западных ценностей и истерия по поводу злоупотреблений на государственной службе, распространение зарубежных инновационных технологий организации государственного управления, общая социальная нестабильность, неопределенность и неуверенность в перспективах служебной деятельности привели к нацеливанию государственных служащих преимущественно на краткосрочные цели, на достижение материальной выгоды и стабильности. 2. Административная реформа и реформа государственной службы. В последние десятилетия традиционная модель государственного управления испытала в мире определенный кризис, и сейчас происходит серьезное переосмысление концептуальных основ организации и принципов деятельности органов государственной власти. Становится популярной либерально-рыночная модель организации государственного управления. Государственное управление заменяется менеджментом, государственный служащий превращается в менеджера, граждане — в клиентов. Основная идея заключается в том, что государственный сектор должен работать так же, как частный. В целом ряде стран проводятся реформы перевода на коммерческую контрактную основу значительный части традиционных функций государственного управления. Наиболее ярко эти тенденции проявились в США — реформы Р. Рейгана и в Великобритании — реформы М. Тэтчер. В России реформы были начаты под неолиберальными лозунгами разгосударствления экономики, что привело к созданию новой модели организации государственной службы (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г.). Государственные служащие стали тесно взаимодействовать с политиками и бизнесменами, что привело к утрате прежних норм административной морали, к проникновению политических установок и ценностей в административный процесс, сращиванию норм политической и административной этики. Все активнее и активнее начинают проникать элементы бизнес-деятельности в процесс организации государственной службы. Государственные служащие работают над проектами, и работают «командами». В структуре нравственных норм и принципов морали государственной службы все отчетливее проявляется принцип «делового макиавеллизма» — «прибыль любой ценой». Административная реформа привела к значительным изменениям государственного аппарата с точки зрения его структурно-функциональной организации. Ставшие регулярными изменения структуры и функциональной направленности органов государственной власти разрушили привычный «уклад» государственной службы, но слабо повлияли на повышение эффективности деятельности государственного аппарата. Побочными эффектами этих процессов являются: отток лучших кадров, обесценивание профессиональных качеств российского чиновничества. Происходящие процессы осознаются государственными служащими слишком медленно, да и не всегда государственные служащие до конца понимают, что происходит и для чего это нужно. А с учетом того, как у нас происходят кадровые изменения, они зачастую воспринимаются как произвольные и немотивированные, ведут к деморализации персонала, утрате доверия ко всему социальному окружению. Государственные служащие думают не о качестве своей деятельности, а о том, как бы при очередных сокращениях не потерять должность и что надо сделать для того, чтобы этого не случилось. Большинство государственных служащих, несмотря на новое законодательство, изобилующее нормами об их социально-правовом статусе, не уверены в завтрашнем дне. В такой ситуации достаточно сложной проблемой становится формирование требуемого уровня ответственности за результат своего труда. Проблема ответственности за результат деятельности как одна из главных этических проблем на государственной службе осложняется и достаточно сложной иерархически разветвленной системой организации органов государственной власти. Одними и теми же функциями, одними и теми же полномочиями могут быть наделены разные органы и разные структурные подразделения. Деятельность органов государственной власти и их структурных подразделений может пересекаться, а сложившаяся форма разделения труда не позволяет четко сфокусироваться на конечном результате, да и вообще просто сформулировать, каким он должен быть для каждого конкретного подразделения и государственного служащего. Результат деятельности каждого конкретного служащего войдет в общий результат в микроскопических долях, он отдален от служащих как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознается с большим трудом. 3. Организация государственной службы и ее персонал. Многочисленные исследования последних лет показывают, что этическая ориентированность не стала основой деятельности государственных служащих. Определение государственной службы как служебной деятельности, данное Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», явно расходится с тем смыслом, который вкладывают в свою деятельность сами государственные служащие. Используя результаты социологических исследований, проведенных в 2004 г. учеными РАГС в 11 федеральных органах государственного управления 12 регионов РФ на тему «Организационная культура государственной службы», остановимся на некоторых из них. На вопрос «Чем руководствуется служащий при выполнении обязанностей?» были получены следующие ответы: 69,9 % — указаниями непосредственного руководителя и частично должностными обязанностями; 61,2 % — личной ответственностью за порученное дело; 53,6 % — должностными инструкциями; 28 % — интересами своей организации; 17 % — только указаниями начальника; 15,7 % — собственными представлениями о том, что необходимо выполнять; 13 % — интересами общества. На вопрос «Что лежит в основе стремления к служебному росту большинства государственных служащих?» были получены следующие ответы: 50 % — перспективы дальнейшего профессионального роста; 44,2 % — желание больше зарабатывать; 40,4 % — стремление занять достойное место в обществе; 30,8 % — стремление полнее реализовать себя в управленческой сфере; 19,2 % — надежда решить жилищную и другие бытовые проблемы; 15,4% — надежда установить более крупные деловые связи. Очевидно, что подобная мотивация вряд ли соотносится с тем нравственным смыслом, который вкладывается в понятие «служба». Под большим вопросом и эффективность деятельности государственных служащих, смысл существования и функционирования органов государственной власти: «Нет эффекта от любого вида деятельности, если вследствие нее нет прироста материальной и духовной продукции, улучшения социальных условий жизни, сохранения среды обитания. Но нет его и тогда, когда он имеется (произведен), однако он "пустой", ибо не используется для нужд людей, решения их проблем (валяется где-то на полках, складах или в архивах, направляется на "золотые ванны" нуворишей, существует (в виде личного богатства) бесцельно и бессмысленно)». Перемены коснулись и этических норм решения проблемы старшего поколения. Практически во всех этико-философских учениях пропагандируется уважительное и терпимое отношение к людям зрелого возраста, внимательное отношение к накопленному ими опыту, помощь и поддержка в необходимых ситуациях. На современной государственной службе наиболее подавленно чувствуют себя люди старшего возраста, с их низким статусом на рынке управленческого труда, бесперспективностью карьеры, нестабильностью, угрозой увольнения. К обозначенным выше проблемам, которым подвержены все государственные служащие, добавляется и проблема возраста. К большинству людей старше 50 лет государственные служащие относятся как «балласту». Однако эта проблема остается практически вне поля зрения кадровых служб. Государство в лице органов управления как бы отторгает эту часть персонала, рассчитывая, очевидно, на то, что простая смена поколений естественно разрешит ситуацию. Однако такое отношение приводит к конфликту поколений на государственной службе, который, к сожалению, в целом ряде случае разрешается далеко не этическими методами. На государственной службе в последнее время происходит быстрое преобразование технической оснащенности: компьютеризация деятельности, создание единых коммуникативных систем, разработка электронных административных регламентов. Эти преобразования поставили перед большинством государственных служащих — особенно это касается людей старшего поколения — задачу приобретения новых навыков. Изменился и внутриорганизационный психологический климат. На государственной службе психологическая атмосфера никогда не отличалась спокойствием и комфортом. Сейчас ситуация еще больше обострилась. С одной стороны, каждый государственный служащий реально осознает разницу профессиональной деятельности в государственном учреждении и частном секторе — это и гарантированные денежное содержание, ежегодный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение и т. д. С другой стороны, организационная нестабильность и отсутствие действенных административно-процессуальных механизмов защиты социально-правового статуса формируют у государственных служащих ощущение нестабильности, временности, а в ряде случаев возникновения состояния депривации'. (Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей). Все это заставляет государственного служащего «держаться» любыми методами за то, что он имеет, любыми средствами сохранять статус-кво — «лишь бы хуже не стало», что, естественно, сказывается на характере межличностных отношений. Корысть, ненависть, обида, зависть, месть, несбывшиеся ожидания, неприязнь, неудовлетворенность принятым решением — вот лишь небольшая часть мотивов межличностных и групповых конфликтов, встречающихся в управленческой практике. Возникающие конфликты и средства их разрешения априори не могут быть нравственными. 4. Управленческие аномалии на государственной службе. Исследование проявлений управленческих аномалий в системе государственной службы представляет научный интерес как для понимания проблем современного государственного управления, так и для формирования административной этики. Аномалия — это свойство социальной системы и ее подсистем отклоняться от нормы, общих закономерностей, которые характеризуют социальную систему на любом этапе развития. Управленческая аномалия в системе государственной службы — свойство государственной службы как подсистемы государственного управления отклоняться от социальных норм и от общественно-значимых параметров функционирования, возникающее вследствие социально-организационной неустойчивости к поражающему воздействию социально-деструктивных факторов. Главная опасность управленческих аномалий заключается в том, что с течением времени они приобретают устойчивую форму, превращаясь в норму поведения, передаются из поколения в поколение, образуя организационную культуру государственной службы. В научной литературе представлен достаточно широкий спектр проявлений служебных аномалий на государственной службе. К служебным аномалиям можно отнести свободу от ответственности, нарушение административно-правовых норм, господство структуры над функцией, дублирование функций, излишнюю формализацию правил, социальное равнодушие, консерватизм, формализм, волокиту, конформизм или конфликтность, предательство интересов службы и целый ряд других. Мы остановимся на наиболее значимых. Бюрократизм. Бюрократизм (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — это власть канцелярии (администрации). Бюрократизм не следует путать с понятием «бюрократия», к сожалению, это достаточно часто встречается. Средства массовой информации, граждане, обличая в каких-то проступках государственных служащих, называют их бюрократами, вкладывая в это понятие негативный смысл. Получивший широкое распространение в литературе термин «бюрократия» был введен французским экономистом Винсентом де Гурнэ в 1745 г. для обозначения исполнительной власти и изначально не имел ничего общего с основными чертами, характеризующими бюрократизм. Начиная с Аристотеля и Платона, проблемы бюрократии находились в фокусе научного внимания многих исследователей. Немецкий социолог М. Вебер рассматривал бюрократию с точки зрения анализа функций и внутренней структуры бюрократической организации, абсолютизируя роль управления в социальной системе. С точки зрения М. Вебера, бюрократия представляет собой тип рациональной организации, которая характеризуется эффективностью административных действий, четкой регламентацией организационного построения и процедур выполнения управленческих функций, высоким уровнем профессионализма аппарата управления. В противовес концепции М. Вебера сложилась концепция, характеризующая бюрократию как замкнутую, иерархическую структуру, главная цель которой заключалась в погоне за чинами и карьерой (К. Маркс, В. Ленин). До сих пор пыл научной полемики в отношении бюрократии не утихает. При этом надо четко понимать, что сама по себе бюрократия не может быть ни плохой, ни хорошей. Это особая технология, метод, форма, которая может использоваться в различных сферах человеческой деятельности. Бюрократия — это форма организации деятельности, например деятельности государственного аппарата. По принципу бюрократической структуры могут быть организованы и другие виды деятельности. Кстати говоря, существует точка зрения, что классическая бюрократия уходит в прошлое и на ее место приходят другие организационные структуры — сетевые, рыночные и квазирыночные, самоорганизующиеся системы. Совсем другое дело бюрократизм, который является болезнью бюрократической организации, ее неспособностью к эффективному функционированию. Бюрократизм определяют как чрезмерно формализованные, медленные или неконтролируемые процессы принятия решения в управленческих системах, как концентрацию в своекорыстных целях реальных рычагов власти, организационно-исполнительных полномочий в руках работников специализированного аппарата, социальных институтов и организаций в условиях неразвитости или авторитарной деградации демократического контроля. Современный бюрократизм представляет собой замкнутый, действующий по законам иерархии механизм, функционирующий исходя лишь из собственных интересов. Все более заметными становятся такие его свойства, как отчуждение государственного аппарата от общества, социальная замкнутость, кастовое равнодушие к интересам населения. Бюрократизм включает в себя следующие компоненты: в политическом плане — групповую монополию управляющих на функции управления и власти; в социальном —- отчуждение государственного аппарата от граждан; в организационном — чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти, подмена содержания формой; в морально-психологическом — бюрократическую деформацию сознания. Для бюрократизма свойственны формализм и волокита, проявляющиеся в ритуальном следовании установленным нормам независимо от существа дела, произвольным толкованием и применением этих норм. Так, например, своим назначением на должность и пребыванием на государственной службе государственный служащий обязан руководителю, он становится служащим у своего начальника, а не служащим для государства, общества или для граждан. Размытость и абстрактность формулировок должностных регламентов ведут к интолерантности государственного служащего по отношению к гражданам. Ему безразлично, реализует ли он права и интересы граждан. Главной его задачей остается удовлетворять требования своего начальника. И зачастую на практике формальное следование норме уводит государственного служащего от его реального предназначения — государственный орган и государственный служащий в нем существуют сами по себе, а гражданин и общество — сами по себе. Для бюрократизма характерно уклонение от принятия решений в тех случаях, когда это связано с риском ответственности. Государственный служащий скорее будет бесконечно долго откладывать решение какого-то вопроса в «долгий ящик», чем примет решение и тем самым возьмет на себя ответственность. На государственной службе сложилась специфическая терминология, что некоторым документам надо «отлежаться». Бюрократизм характеризуется направленностью служебной активности государственных служащих на удержание своего интереса, своих позиций и своего статуса. Девиантное поведение (незначимое отклонение от общепринятых стандартов поведения, нравственных норм — волокита, имитация бурной деятельности, безынициативность) государственных служащих, становясь нормой и разрушая логику и социальное предназначение государственной службы, в конечном итоге ведет к серьезным преступлениям — коррупции, взяточничеству, злоупотреблению служебным положением. Можно выделить ряд причин, объясняющих такое доминирование бюрократизма в органах государственной власти. Первая и одна из самых важных причин заключается в слабости законотворческой практики. Законы и иные нормативные правовые акты разрабатываются таким образом, что норма права получается многоликой, она не является незыблемым ориентиром в принятии государственным служащим управленческого решения. Законы и иные нормативные правовые акты не содержат механизмов реализации тех норм, которые они содержат. Это создает благоприятные условия для вольного трактования законов государственными служащими и превращения их в механизм, обслуживающий их личные интересы. Вторая причина бюрократизма органов государственной власти связана с отсутствием в органах исполнительной власти механизма контроля и, как следствие, абсолютной безнаказанностью государственных служащих. Проблема контроля в органах исполнительной власти является, пожалуй, одной из самых слабых как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения. Правила организации рабочих мест на государственной службе не содержат обязательного требования указывать, например, на дверях кабинетов фамилии, имена и отчества государственных служащих, которые в них работают. Нет указаний на то, к кому следует обращаться в случаях, если у гражданина складываются конфликтные отношения с тем или иным государственным служащим. Плохо работают справочные системы. Можно очень долго бродить по коридорам государственного органа со своей проблемой и не знать, куда и к кому обратиться. В государственных органах отсутствуют системы быстрого реагирования на жалобы граждан по отношению к государственным служащим. Третью причину можно обозначить как бездумное следование модным идеям. Одно из направлений административной реформы — регламентация и стандартизация деятельности государственных органов, служебной деятельности государственных служащих. И как результат, актуальной становится проблема «завала» органов государственной власти регламентирующей документацией, причем — как это часто бывает — форма торжествует над содержанием. Принимается огромное количество регламентирующей документации просто потому, что она должна приниматься. Крайне редко государственные служащие обращаются к такого рода документам. Так, например, должностной регламент государственный служащий открывает однажды — в момент его подписания. В связи с увеличением регламентирующей документации ситуация на государственной службе не изменилась, регламенты живут своей жизнью, а государственные служащие своей. Бюрократизм является свойством любой системы управления. Бюрократизм обусловлен особым характером функционирования органов государственного управления, государственной службы и наличием властных полномочий; там, где существует объективная возможность для злоупотреблений, кто-нибудь обязательно этой возможностью воспользуется. Бюрократизм невозможно уничтожить, его только возможно умело контролировать, ограничивая сферу его господства и его возможности. Коррупция. Коррупция (от лат. corruptio — подкуп) - сложная и опасная социальная патология, характеризующаяся нелегитимными отношениями, складывающимися в обществе по поводу обмена материальными и нематериальными благами и ресурсами, и вызывающая разложение политических и социальных институтов, системы государственного управления. Коррупция, как правило, связана с осуществлением профессиональной деятельности, что позволяет говорить о ней именно как о профессиональной аномалии. Представители тех или иных профессий, обладая определенным ресурсом (возможностями), являются субъектом принятия решения о том, насколько законно можно этим ресурсом воспользоваться, учитывая спрос «потребителя». На государственной службе коррупция превращает административный ресурс в предмет купли-продажи, в действие (или бездействие) должностного лица в ответ на спрос «потребителя». Имея давние исторические корни, термин «коррупция» первоначально означал испорченную воду, расстройство желудка как следствие принятия недоброкачественной пищи. В античной Греции понятие «коррупция» приобретает уже современные очертания и означает упадок нравов, отсутствие порядка. Впоследствии коррупцию стали определять как подкуп, продажность чиновников и общественно-политических деятелей. В России зарождение «легальной» коррупции относится к X в. В это время возникает институт «кормления». Дружинники получали волости в «кормление» и управление. Князь направлял в провинцию своих представителей (воевод, наместников) без денежного вознаграждения, и за счет этих вотчин дружинники должны были кормиться. Судебник 1550 г. впервые обозначил состав должностного преступления: за вынесение неправильного решения в результате получения взятки следует материальная и уголовная ответственность. «А подьячий, который запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнити торговою казнью, бити кнутьем». К XVIII в. коррупция в России становится массовым, тотальным явлением. Петр I, потрясенный ее масштабами, пытается с ней бороться привычными репрессивными мерами вплоть до смертной казни (Указы 23 августа 1713 г., 24 декабря 1714 г., 5 февраля 1724 г.). Были казнены за взяточничество сибирский губернатор князь Матвей Гагарин, обер-фискал (главный прокурор) Алексей Нестеров и другие. Но все было тщетно (например, ближайший сподвижник Петра - князь А. Меншиков был и крупнейшим коррупционером). Советское государство с первых дней своего существования предпринимало попытки борьбы с коррупцией и злоупотреблениями в органах государственного управления. Несмотря на предпринимаемые меры, к 70-м годам XX в. советская номенклатура была тотально коррумпирована. Достаточно вспомнить знаменитые «хлопковые», «рыбные», «фруктовые» уголовные процессы. Актуальной проблема коррупции является и для современной России. В коррупции как социальном явлении участвуют субъекты двух сторон — политико-административный аппарат государства и граждане. Коррупционные отношения возникают между государством и гражданским обществом, между должностными и частными лицами по поводу распоряжения властными полномочиями и получения различного рода выгод. Должностные лица, становясь участниками таких отношений, используют служебное положение вопреки общественным, общегосударственным интересам с целью получения выгоды для себя или других лиц. В современной России представлено несколько основных форм проявления коррупции. Взяточничество является одной из самых часто встречающихся форм коррупции. По данным опроса, проведенного в 2001 г. газетой «Экономика и жизнь», респондентам в течение последних лет перед опросом приходилось давать взятки: при устройстве на работу — 63 % бизнесменов, 40 % служащих; при устройстве ребенка в школу — 58 % бизнесменов, 50 % служащих; при поступлении в институт — соответственно 85 и 73; находясь в больнице — 82 и 75; в военкомате по поводу призыва в армию — 100 и 70; в случае привлечения к уголовной ответственности — по 100; при получении квартиры, жилья — 58 и 59; при регистрации или продлении регистрации фирмы — 88 и 46; при подаче налоговой декларации — 70 и 44; при растаможивании грузов — 97 и 42; при получении водительских прав, регистрации автомобиля, прохождении техосмотра — 81 и 66; при нарушении правил дорожного движения и задержании сотрудниками ГИБДД — 100 и 87 %'. (Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории // Вопросы экономики. — 2007. — №1. — С. 37). Другая форма коррупции представлена фаворитизмом (протекционизм), который можно определить как покровительство и попустительство, влиятельную поддержку, получение незаконных привилегий от вышестоящего должностного лица. Фаворитизм в целом ряде случаев сопровождается все тем же взяточничеством. Кумовство также признается формой коррупции. Кумовство проявляется в раздаче родственникам, знакомым и друзьям доходных должностей, званий, льгот и привилегий, иных возможностей с целью укрепления собственной власти и деловых связей. В последнее время получила широкое распространение такая форма коррупции, как лоббизм. Лоббизм (от англ. lobbi — кулуары) выражается в стремлении организаций, представителей бизнеса, отдельных должностных лиц оказать давление на принятие политических решений, закрепляющихся законодательно. Как правило, такой вид коррупции наибольшее распространение приобретает в органах законодательной власти и направлен на лоббирование интересов определенных групп. Коррупция также может выражаться в служебных поборах и вымогательстве, незаконной поддержке и финансировании политических партий и общественных движений, работе государственных должностных лиц после увольнения в коммерческих организациях. Особый интерес представляет нравственная составляющая данного явления. Коррупция подпитывается не только благоприятными факторами и обстоятельствами, но также внутренней готовностью к ней практически каждого государственного служащего. Чрезвычайно редки ситуации в органах государственной власти, когда служащий отказывается от тех или иных форм коррупции из-за внутренних нравственных убеждений, понятий о профессиональной чести и профессиональном долге. Определяющими здесь являются совершенно иные моменты: угроза наказания или отсутствие возможностей получения подарка, взятки или иных благ. Административная реформа, реформа государственной службы содержит целый ряд механизмов, направленных на противодействие коррупции в органах государственной власти. В целом в период 2000-2005 гг. на территории Российской Федерации количество выявленных подразделениями правоохранительных органов преступлений коррупционной направленности увеличилось на 53 %. За пять месяцев 2006 г. подразделениями МВД России выявлено почти 18,5 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более 3,5 тыс. фактов получения взяток. К уголовной ответственности привлечено почти 4,3 тыс. лиц, совершивших преступления данной категории'. (Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики. - № I. - 2007. - С. 7). Однако ни правоохранительные органы, ни ужесточение норм уголовного права, ни этические запреты не будут эффективно действовать, если не будет реализовываться главное положение Конституции Российской Федерации о правовом, социальном и демократическом государстве. Эффективное противодействие коррупции возможно при условии наличия политической воли со стороны высшего руководства страны. Причины коррупции кроются в неэффективном государственном управлении. Нейтрализовать коррупцию сможет только более эффективно организованная система. Поэтому первоочередными стратегическими целями борьбы с коррупцией должны стать стратегические цели государственного управления — эффективно работающие государственные институты, стабильный рост экономики, повышение качества жизни населения, прозрачность деятельности государственной службы. Такой подход в скором времени даст реальный эффект. Так, например, повышение прозрачности системы государственных закупок способно дать ежегодную экономию бюджетных расходов на 20 %, что в ценах 2005 г. составляет около 160 млрд рублей. Весьма показательный случай экономии бюджетных средств имел место весной 2005 г. в Воронеже: областная администрация провела действительно прозрачный и открытый конкурс на закупку машин скорой помощи. В результате область за те же деньги получила на 7 машин больше, чем планировалось. (' Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики. - № I. - 2007. - С. 7.) Карьеризм. Термин «карьера» имеет разные трактовки значения. В переводе с латинского слова «carras» карьера означает «телега», «повозка»; с итальянского «carriera» — бег, жизненный путь, поприще; с французского «cariere» — продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. В самом общем виде карьеру можно определить как поэтапное развитие способностей человека и продвижение его в той или иной сфере деятельности. В советские времена карьеристов всегда недолюбливали, а в научной литературе понятие «карьера» рассматривалось с несколько негативным оттенком. Карьера понималась как путь, продвижение кого-либо к внешним успехам, выгодам, славе, почету. Произошедшие в России изменения явно реабилитировали отношение к карьере в общественном мнении. Заметен этот процесс и на государственной службе. В соответствии с Концепцией реформирования государственной службы кадровая политика должна осуществляться путем применения современных технологий и механизмов: процедур подбора кадров и их оценки, методов управления должностным и профессиональным ростом служащего, программ отбора кадрового резерва и повышения результативности его использования. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматриваются пятнадцать классных чинов, которые призваны обеспечивать карьерный рост государственных гражданских служащих, а кадровым службам государственных органов вменяется обязанность обеспечения должностного продвижения государственных служащих. Признание возможностей карьерного роста личности заглушило моральную оценку такого явления, как карьеризм. Карьеризм традиционно определяется как стремление к достижению личных успехов в какой-либо сфере деятельности, вызванное корыстными соображениями и целями, желанием добиться новых высот — должностей, званий, привилегий и т. д. При кажущейся на первый взгляд схожести определений карьеры и карьеризма существуют качественные характеристики, которые отличают эти два понятия. Основная цель человека, который делает карьеру, — новая ступень, дающая новые материальные блага, признание, почет. Только при карьере этот результат скорее является следствием приобретенных и достигнутых индивидуумом «промежуточных показателей» (повышение профессионального уровня, особые результаты деятельности), при карьеризме — это самоцель, которая может и не предполагать этих «промежуточных показателей». Карьера, в отличие от карьеризма, является процессом становления индивида в социальной жизни, в раскрытии его потенциала, т. е. в самореализации. Потенциал человека — это способ его деятельности, компонентный состав которого образуют способности, знания, умения, навыки и практический опыт. При карьеризме главное — «корысть», выгода, материальная польза. При карьере сочетаются личные цели и интересы индивидуума с целями и интересами организации, карьеризм предполагает преследование исключительно личных целей. Арсенал методов карьеризма обширен от вполне легитимных до откровенно коррупционных. Более того, такой карьерный путь карьериста не вызывает в большинстве случаев неприязненного отношения, даже наоборот: умение устраиваться возводится чуть ли не в главные профессиональные качества. Таких людей называют успешными, а их нравственные качества искусно маскируются под общепринятые моральные нормы. Одни изображают приверженность делу, профессиональному долгу, заинтересованность результатами деятельности, ответственность и дисциплинированность. Другие в необходимых ситуациях виртуозно «усыпляют» собственную совесть, третьи осознанно рассматривают нравственные аномалии как методы продвижения в профессиональной деятельности. Социально-психологический климат и новая реальность приводит к существенной коррекции взглядов, ценностных ориентации и нравственных норм. Возникает очевидная несогласованность между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, нормами поведения и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим. Такие проявления карьеризма, как ловкачество, беспринципность, подхалимство, лесть и другие антиподы морали, воспринимаются общественным сознанием не как аномалия, а как оправданная и необходимая модель поведения. Более того, именно эти качества считаются необходимыми для осуществления успешной карьеры. Методы «обычной» карьеры по сравнению с карьеризмом существенно ограничены. Можно последовательно и успешно повышать свой профессиональный уровень, можно бесконечно долго добиваться хороших результатов деятельности и не получить повышения. Карьеризм, вторгаясь в нормальное протекание карьеры, деформирует кадровую политику и систему социального управления. В карьеризме выделяют целый ряд мотивационных аномалий. Что движет карьеристом? Эгоизм, жадность, страсть, зависть — вот далеко не полный перечень мотивационных импульсов карьериста, который, отрываясь от социальной действительности, движется в направлении только собственного благополучия. Эгоизм карьериста сопровождается неуместной гордостью, тщеславием, несправедливостью к окружающим. Карьерист страстно стремится к намеченной цели, не замечает или не желает замечать происходящего вокруг него, сознательно отрицая моральные нормы, подавляя любые сомнения по поводу средств карьерного продвижения. Процветанию карьеризма на государственной службе способствует отсутствие целенаправленной кадровой политики и административно-процессуальных механизмов карьерного продвижения государственных служащих. Необходимо создание таких механизмов, которые позволили бы сочетать стремление государственных служащих к карьерному росту с объективными возможностями, потребностями и интересами государственных органов власти. В этой связи актуальными становятся исследования закономерностей, условий, факторов личностно-профессионального развития государственных служащих и знание специфики карьерных процессов в управленческой среде и четкое правовое закрепление этих механизмов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |