КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этико-правовые основы деятельности государственных служащих
Федеральным законом № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются три вида государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная. Специфика организации и функционирования каждого из видов государственной службы устанавливается федеральным законом. Специфика организации гражданской службы отражена Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Военная и правоохранительная служба до принятия федеральных законов регулируется Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов Российской Федерации. Общие принципы. Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»3 определены нравственные ориентиры служебного поведения на государственной службе. Указ содержит не только конкретные правовые нормы, но и устанавливает своего рода нравственные границы, которые государственный служащий не должен нарушать. Общие принципы, представленные в Указе, закладывают основы поведения государственных служащих, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Государственные служащие, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа. Государственный служащий обязан осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа. Возведение обозначенного этического принципа в разряд законодательных предписаний отражает требования ст. 4 Конституции РФ, в которой закрепляется верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4). В основу деятельности государственного служащего должен быть положен принцип законности. Принцип законности направлен на обеспечение точного соблюдения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов всеми органами государственного управления, должностными лицами и государственными служащими, обеспечивает стабильность, согласованность и единство действий органов государственного управления, единство и целостность экономического и правового пространства Российской Федерации. Каждый конкретный государственный служащий обязан защищать верховенство Конституции РФ и федеральных законов, осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках полномочий государственных органов, должностных обязанностей, установленных должностным регламентом, соблюдать установленные законами запреты и ограничения. Следующее этическое предписание обязывает государственного служащего исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и каждого конкретного государственного служащего. Конституцией РФ (ст. 2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина отражает требования Венской Всемирной конференции по правам человека, общечеловеческих стандартов прав и свобод личности. Обязательность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина проистекает из ст. 18, 45, 46 Конституции РФ. Именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов государственного управления. А государственная служба как социальный и публично-правовой институт призван при реализации функций органов государственного управления обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод. Государственные служащие в рамках полномочий органов государственного управления обязаны содействовать гражданам в реализации их прав. Обязанностью органов государственного управления, государственных служащих является своевременное рассмотрение обращений граждан. Это право граждан обусловлено Конституцией РФ (ст. 33), в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы. Очень важной в этой связи является проблема правового регулирования на законодательном уровне порядка рассмотрения обращений и заявлений граждан. В настоящее время эти вопросы регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»'. (Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060). Государственный орган или должностное лицо: • обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение; • запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; • принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; • дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ (не указаны обратный адрес заявителя, заявление не поддается прочтению и другие случаи); • уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Личный прием граждан в государственных органах проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлен порядок обжалования в суде действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание еще одного требования к служебному поведению государственных служащих. Государственные служащие не должны оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, должны быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций. Указанный принцип отражает требования целого ряда статей Конституции РФ. А именно: каждый гражданин Российской Федерации на ее территории обладает всеми правами и свободами (ст. 6), все равны перед законом и судом (ст. 19), общественные объединения равны перед законом (.13), религиозные объединения равны перед законом (ст. 14), осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17) и целый ряд других статей Конституции РФ.
Государственные служащие обязаны проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения. В силу публичного характера профессиональной служебной деятельности государственным служащим приходится общаться с самыми разными людьми, осуществлять различного рода взаимодействия. Это порождает определенные требования к навыкам общения и правилам делового этикета у государственных служащих. Знание правил делового этикета, умение их применять в конкретных служебных и внеслужебных ситуациях способствуют не только формированию положительного имиджа государственных служащих, авторитета государственной службы, но и оказывают влияние на эффективность государственного управления в целом. Государственные служащие обязаны соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений. Государственным служащим запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Государственным служащим запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Государственные служащие обязаны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (Конституция РФ, ст. 19). Учитывая, что Россия является полиэтническим государством, в котором представлены различные религии и религиозные направления, государственные служащие обязаны проявлять определенную гибкость в вопросах консолидации российского общества, особенно если это касается национальных или религиозных вопросов. Государственные служащие обязаны соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих. Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (ст. 16, 17, 18) устанавливаются ограничения, запреты и требования к служебному поведению гражданских служащих. Указом № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» устанавливается также ряд требований к действиям государственного служащего, которые могут препятствовать добросовестному исполнению служебных обязанностей или компрометировать государственного служащего. А именно, государственный служащий обязан: • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, Препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; • не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся. Целый ряд требований, содержащихся в Указе № 885, касается публичных выступлений государственных служащих. Государственные служащие обязаны воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в их должностные (служебные) обязанности. Обозначенный запрет подкрепляет принцип политической нейтральности государственного служащего. Как гражданин государственный служащий имеет право состоять в политической партии, имеет право иметь свою точку зрения о политических процессах, о деятельности органов государственной власти, о деятельности руководителей. В то же время государственный служащий должен уметь дистанцироваться от политических пристрастий и публичной критики в адрес органов государственной власти и должностных лиц. На государственной службе исключается так называемое «бегство к общественности» даже в тех случаях, когда исчерпаны все возможные методы и средства урегулирования сложившейся конфликтной ситуации. Государственные служащие обязаны соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Конституцией РФ закрепляется право граждан на достоверную информацию, затрагивающую их права и свободы (ст. 24), о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья (ст. 41), о состоянии окружающий среды (ст. 42). В обязанности государственных служащих входит не просто предоставлять информацию, но и умело сочетать предъявляемые к этому требования: сообщать информацию, но в то же время сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну. Государственные служащие в публичных выступлениях, при предоставлении информации обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство. Государственные служащие обязаны воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями), обычаями делового оборота. Государственные служащие обязаны уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации. Федеральным законом от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 регулируются отношения, возникающие в связи с распространением информации о деятельности органов государственной власти Российской Федерации. В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти Постановлением Правительства РФ от 12.02.2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»3 утверждается перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Согласно Постановлению Правительства РФ № 98 федеральные органы исполнительной власти обязаны: • обеспечивать доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением; • своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет; • систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Государственные служащие обязаны при угрозе возникновения конфликта интересов — ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, — сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решения, направленные на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов. Конфликт интересов на государственной службе нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп. Это сложное социальное явление, в основе которого находится множество различных факторов объективного и субъективного свойства, определенных условий исполнения государственными служащими должностных обязанностей, институциональных погрешностей в организации государственной службы. Государственная гражданская служба. К требованиям к служебному поведению гражданского служащего (ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») добавляются конкретные запреты, связанные с прохождением гражданской службы (ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ). Гражданскому служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Под коммерческой организацией следует понимать организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие эту прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГК РФ, ст. 50). Гражданским служащим не запрещено участвовать на платной основе в органе управления некоммерческой организации. Под некоммерческими организациями следует понимать организации, не преследующие в качестве цели извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (ГК РФ, ст. 50). Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае: • избрания или назначения на государственную должность; • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе. Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и должностных лиц. А также должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Не все государственные должности являются должностями государственной службы. Указом Президента РФ от 11.01.1995 г. № 32 утвержден сводный перечень государственных должностей РФ. К государственным должностям отнесены такие должности, как: Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Счетной палаты, аудитор Счетной палаты и целый ряд других государственных должностей Российской Федерации, которые не являются должностями государственной службы. Лица, замещающие перечисленные в Указе № 32 государственные должности, не являются по статусу государственными служащими. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, перечни типовых воинских должностей, перечни должностей правоохранительной службы. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» устанавливается перечень должностей федеральной государственной гражданской службы. Перечни воинских должностей и перечни должностей правоохранительной службы будут утверждены указами Президента РФ после принятия федеральных законов о военной и правоохранительной государственной службе. Реестрами субъектов Российской Федерации установлены перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Государственные служащие могут совмещать деятельность на должностях государственной гражданской службы и государственных должностях только в случаях, предусмотренных указом Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления включены муниципальные должности, замещаемые на основе выборов: • депутаты — члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения; • должностные лица местного самоуправления — выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; • выборные должностные лица местного самоуправления — должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; • члены выборного органа местного самоуправления — выборные должностные лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Гражданские служащие не могут одновременно находиться на гражданской службе и замещать вышеобозначенные муниципальные должности. Гражданским служащим запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Гражданские служащие не могут в качестве индивидуального предпринимателя заниматься производством, приобретением и реализацией товаров, оказанием услуг. Гражданские служащие в связи с предпринимательской деятельностью не могут владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (здания, оборудование, земельные участки и др.). Гражданским служащим запрещено получать доходы от предпринимательской деятельности. Незаконное участие в предпринимательской деятельности при отсутствии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является уголовным преступлением (ст. 289 УК РФ). В то же время гражданским служащим не запрещается заниматься производством, приобретением и реализацией товаров, оказанием услуг в качестве наемного работника в коммерческой организации. Гражданским служащим запрещено быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данный запрет призван предупредить возможный конфликт интересов гражданского служащего и, как следствие, злоупотребление должностным положением. Поверенным согласно ст. 971 ГК РФ следует считать сторону договора поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности (ГК РФ, ст. 184). Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (ГК РФ, ст. 185). Если доверенность адресована государственному органу, в котором поверенный состоит на гражданской службе, или третьим лицам, подчиненным и подконтрольным гражданскому служащему, она является недействительной. В иных структурах гражданский служащий может выступать представителем при совершении сделки, если сделка не подпадает под признаки предпринимательской деятельности. Гражданским служащим запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Дарением признается безвозмездная передача или обязательство передачи другой стороне (одаряемому) вещи в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождение или обязательство освободить от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ГК РФ, ст. 572). Подарок можно рассматривать как безвозмездную передачу гражданскому служащему физическим или юридическим лицом материальных и имущественных ценностей, а также освобождение от имущественных обязательств. Указанный запрет также включает в себя оказание каких-либо услуг гражданскому служащему, предоставление кредитов и ссуд по заниженным процентам, передачу в пользование квартир, домов, автомобилей, оплату отдыха и лечения и другие виды вознаграждения. Гражданским служащим не запрещается принимать подарки как частным лицам, т. е. не в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей. Вознаграждение считается принятым в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей в следующих случаях: • если в документах, сопутствующих вознаграждению (договор дарения, договор на приобретение имущества и Другие документы) или подарке будет указана должность гражданского служащего; • вознаграждение вручено по месту работы или во время мероприятий, на которых должностное лицо представляет соответствующий государственный орган; • если установлена прямая или косвенная взаимосвязь между интересами дарителя и действиями гражданского служащего в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Получение указанных вознаграждений близкими родственниками (супруга, родители, дети) в связи с должностным положением гражданского служащего также может быть расценено как нарушение установленного запрета. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы. Согласно ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Гражданский служащий в связи с протокольными мероприятиями может получить подарок, стоимость которого не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Гражданским служащим запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц. Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями. Цель установления данного запрета заключается в обеспечении независимости государственных органов от граждан, организаций, отношениями которых они управляют. Гражданским служащим запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. Под рабочим местом гражданского служащего рассматривается оснащенная необходимыми организационными и техническими средствами пространственная зона. Использование не по назначению оргтехники, средств коммуникаций, иных средств и имущества может быть расценено как причинение ущерба работодателю. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества (ст. 238 ТК РФ). За причиненный ущерб гражданский служащий несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ). Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер. В настоящее время особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба и его возмещения на государственной службе не установлен, вследствие чего возможно использование положений трудового законодательства (ст. 247, 248 ТК РФ), регулирующих данный вопрос. Гражданским служащим запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Согласно Конституции РФ (ст. 23) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Гражданскому служащему запрещено разглашать ставшие ему известными в связи со служебной деятельностью сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Федеральным законом от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» определен состав сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. К государственной тайне могут быть отнесены сведения в военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики, разведывательной и оперативной розыскной деятельности, контрразведки. Федеральным законом № 5485-1 определен также порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и целый ряд других вопросов. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Гражданские служащие, допущенные к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Руководителем государственного органа определяется состав служебной тайны, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, касающаяся деятельности государственного органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функционирования государственного органа. Порядок предоставления информации гражданам, круг сведений, не подлежащих предоставлению, порядок защиты информации, а также целый ряд других вопросов регламентируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных: • на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; • соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; • реализацию права на доступ к информации. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: • предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; • своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; • предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; • недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; • возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; • постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. В то же время государственные органы, гражданские служащие не имеют права ограничивать доступ граждан: • к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение органов местного самоуправления; • информации о состоянии окружающей среды; • информации об органах местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» к сведениям конфиденциального характера отнесены: • сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; • сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами РФ; • служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна); • сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); • сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); • сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Разглашение, передача или утечка информации, которая является конфиденциальной, влечет за собой дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина гражданские служащие, работающие с персональными данными государственных гражданских служащих, обязаны соблюдать общие требования, установленные трудовым законодательством и Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». При передаче персональных данных гражданского служащего должны соблюдаться следующие требования: • не сообщать персональные данные гражданского служащего третьей стороне без его письменного согласия. Исключение составляют случаи, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью муниципального служащего, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами; • не сообщать персональные данные гражданского служащего в коммерческих целях без его письменного согласия; • предупреждать лиц, получающих персональные данные гражданского служащего, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные гражданского служащего, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности); • осуществлять передачу персональных данных гражданского служащего в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись; • разрешать доступ к персональным данным гражданских служащих только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные гражданских служащих, которые необходимы для выполнения конкретных функций; • не запрашивать информацию о состоянии здоровья гражданского служащего, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (п. 4. ч. 1 ст. 13), которые относятся к вопросу о возможности выполнения гражданским служащим трудовых функций; • передавать персональные данные гражданского служащего его представителям в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными гражданского служащего, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций. Обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 90 ТК РФ). Гражданским служащим запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. Данным запретом определены границы лояльности гражданского служащего к государственному органу или руководителю. Если гражданский служащий не разделяет политику своего руководителя, недоволен ситуацией, которая складывается в государственном органе, в котором он работает, он должен уйти с государственной службы. «Вынесение сора из избы» не лучший способ выхода из конфликтной ситуации, а свои интересы и права гражданский служащий может отстаивать в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. Гражданским служащим запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Получение наград или почетных званий от иностранных государств и международных организаций означает определенные заслуги гражданского служащего перед ними. Характер этих заслуг должен быть прозрачным и ни в коем случае не ставить гражданского служащего в двусмысленное положение. Гражданским служащим запрещено использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме установлены Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами. Гражданский служащий как гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданский служащий не может воспользоваться указанным правом в случае вступления в силу решения суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока. В этом случае гражданский служащий не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Гражданский служащий не может использовать должностное положение для предвыборной агитации. Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Гражданский служащий не имеет права использовать организационные, финансовые и информационные средства для подготовки агитационных материалов. Агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума. Гражданский служащий не имеет права привлекать лиц, находящихся в его подчинении, к предвыборной агитации, подготовке агитационных материалов, а также к агитации по вопросам референдума. Агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Референдум — форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Референдум местный (местный референдум) — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Референдум РФ — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Референдум РФ проводится среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории РФ, а также граждан РФ, проживающих или находящихся за пределами территории РФ. Референдум субъекта РФ — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. Гражданским служащим запрещено использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Конституцией РФ (ст. 13) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Установленный запрет ни в коем случае не ограничивает свободу слова, мысли и совести гражданского служащего. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (Конституция РФ, ст. 29). Цель установленного запрета заключается в обеспечении объективности и нейтральности деятельности государственных органов по отношению ко всем гражданам и организациям. Гражданскому служащему не запрещается быть членом политической партии, муниципальному служащему запрещается: • противопоставлять интересы какой-либо партии, общественной или религиозной организации публичным интересам, действовать в интересах одной партии; • при принятии управленческих решений руководствоваться интересами и решениями какой-либо политической партии, общественной или религиозной организации; • собирать средства, используя свое должностное положение, для той или иной политической партии, общественной или религиозной организации; • использовать должностные полномочия в интересах той или иной политической партии, общественной или религиозной организации; • заниматься пропагандой политических программ, идей той или иной политической партии, общественной или религиозной организации; • создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений. Гражданским служащим запрещено создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Под общественным объединением следует понимать добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Политическим объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов, участие в организации и деятельности указанных органов. Гражданскому служащему не запрещено участвовать в создании профессиональных союзов. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. Гражданским служащим запрещено прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Особый характер функционирования государственной гражданской службы, особый уровень ответственности, возложенной на государственные органы, диктуют невозможность отказа гражданских служащих от исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора. В то же время законность и обоснованность установления данного запрета неоднозначны и вызывают много споров. В практике МОТ общие запреты на участие в забастовках расцениваются как препятствие для реализации трудящимися их прав и законных интересов. Согласно Конституции РФ (ст. 55, п. 2) в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. С другой стороны, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Конституция РФ, ст. 55, п. 3). В то же время согласно ст. 56 Конституции РФ установление отдельных ограничений прав и свобод осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя и с указанием пределов и срока действия этих ограничений. Более того, согласно п. 3 ст. 56 Конституции РФ целый ряд прав и свобод (право на свободу, на неприкосновенность частной жизни, свободу совести и т. д.) не подлежит вообще никакому ограничению. Исходя из вышеизложенного, данное ограничение вряд ли можно признать абсолютным. Согласно Конституции РФ (ст. 56) право на жизнь не может быть ограничено. Согласно ТК РФ (ст. 36) каждый работник имеет право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. Следовательно, в этом случае муниципальный служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей. Запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей со стороны гражданского служащего требует более четкой правовой регламентации. Гражданским служащим запрещено входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства. Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ. Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном ст. 13.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Гражданским служащим запрещено заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Данный запрет нацелен на обеспечение прозрачности государственной гражданской службы, ликвидации коррупционных явлений. Гражданский служащий имеет право заниматься указанной деятельностью в трех случаях: • с разрешения представителя нанимателя (работодателя); • если указанная деятельность частично финансируется российской стороной; • если эта деятельность предусмотрена международным договором РФ или законодательством Российской Федерации. Гражданские служащие обязаны передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в случае если владение ценными бумагами может привести к конфликту интересов. После увольнения с гражданской службы гражданский служащий не вправе: • замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности; • разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Военная и правоохранительная служба. В настоящий момент не приняты федеральные законы, регулирующие организацию и функционирование военной и правоохранительной службы как видов федеральной государственной службы, которые были установлены Федеральным законом № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В связи с этим военнослужащие и лица, осуществляющие профессиональную деятельность в правоохранительных органах, не являются по статусу государственными служащими в том определении, которое было дано Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». В то же время действующее законодательство предъявляет ряд требований к служебному поведению лиц, находящихся на военной и правоохранительной службе. Так, например, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» устанавливается ряд требований к служебному поведению военнослужащих. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира. Военнослужащие не вправе: • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение; • использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; • получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; • получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами; • принимать без разрешения Президента РФ награды иностранных государств, международных и иностранных организаций; • выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями; • использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также дня пропаганды отношения к ним; • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» лица, впервые назначаемые на должность прокурора или следователя, принимают Присягу прокурора (следователя) следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: • свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; • непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; • активно защищать интересы личности, общества и государства; • чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; • строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; • постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры». Законодательно установленные требования к служебному поведению государственных служащих призваны сориентировать государственного служащего в выборе должного поведения: «Ведь большинство, скорее, послушны принуждению, нежели рассуждению, а взысканию — скорее, нежели прекрасному». Вопросы для самоконтроля 1. Что такое управленческая культура и каковы ее основные параметры? 2. Охарактеризуйте управленческие аномалии на государственной службе. 3. Чем отличаются понятия «бюрократия» и «бюрократизм»? 4. Обозначьте наиболее яркие проявления бюрократизма на государственной службе. 5. Охарактеризуйте основные признаки карьеризма. 6. Какие требования предъявляются к служебному поведению государственных служащих? Какими нормативными правовыми актами они регламентируются? 7. Какова цель запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |