КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод творческого («медленного» или «пошагового») чтения
С. П. Лавлинский считает, что основой познавательно-понимающей деятельности словесника и его учеников является диалог читателей. Система методов С. П. Лавлинского. Диалогическая модель освоения произведения на уроке литературы В ходе коллективной работы над текстом смысл литературного произведения не воспроизводится как «уже готовый» и заранее, до начала урока хорошо известный учителю, а сотворчески создается словесником и его учениками в процессе активного общения с автором и с другими читателями-собеседниками. C. П. Лавлинский создает классификацию учебных методов, которая отражает этапы изучения литературного произведения на основе диалогической технологии:
Приемы: выразительное (акцентно-смысловое) чтение учителя; обучение выразительному чтению; чтение с комментариями (комментированное чтение); чтение с попутной формулировкой вопросов (системы вопросов); интуитивно-сотворческий прием прогнозированного чтения; прием «всепроникающего узнания». Учащееся выполняют различные типы заданий: комментируют слова героя, самостоятельно формулируют вопрос и отвечают на него, выделяют в тексте наиболее непонятные места; продолжают сюжет произведения; реконструируют отсутствующую часть текста; формулируют и обосновывают свою гипотезу продолжения и завершения произведения. Ключевыми видами деятельности в рамках метода являются восприятие текста; попутное выделение и воспроизведение в тексте определенных элементов; формулировка «случайных», «вдруг» возникающих вопросов; рефлексия над результатами собственного восприятия; воспроизведение элементов содержания произведения, прогнозирование и реконструкция художественного целого в устной, письменной и графической форме. Метод выделения «точек предпонимания» (интуитивно-сознательный) — эстетических и герменевтических показателей полного и непонятного в тексте, маркирующих удивительное как в собственном восприятии читателя, так и в восприятии собеседников. Учащиеся получают такие задания: определите, выделите, найдите (устно письменно, графически) в тексте самое непонятное; сформулируйте вопросы, адресованные герою, повествователю, автору (устно, письменно); напишите письмо (автору, другу, читателю-собеседнику), в котором расскажите о своем понимании / непонимании; сопоставьте сравните собственное понимание / непонимание с чужим; обоснуйте свое предположение; предложите собственную версию «расследования» непонятного. Выполнение подобных заданий осуществляется в ходе: самостоятельного или коллективного наблюдения; сопоставления и сравнения различных элементов текста. Школьники ведут читательские дневники, составляют (самостоятельно и коллективно) систему проблемных вопросов и дают предварительные ответы на них (устные, письменные); определяют интертекстуальные связи. В итоге происходит рефлексия (устная, письменная, графическая) результатов предпонимающей деятельности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |